В Париже на проходящей в Большом Елисейском Дворце выставке Rouge среди прочих экспонатов, представляющих советское искусство 20 - 40-х годов, показан макет декораций Лисицкого к спектаклю Мейерхольда «Хочу ребёнка!». Даже на фоне новаторского искусства первых десятилетий Советской власти замысел этой постановки выглядел революционным и по форме, и по содержанию. Осуществить постановку так и не удалось.
Пьесу «Хочу ребёнка!» в 1926 году написал поэт и драматург Сергей Третьяков, один из создателей творческого объединения «ЛЕФ», идеолог «литературы факта», отметающей художественный вымысел и призванной выполнять социальный заказ. В основу сюжета легла реальная история. Некая молодая агрономша из Прибалтики, в пьесе её зовут Мильда Грингау, решила родить классово чистого ребёнка от потомственного пролетария и отдать его на воспитание обществу, дабы из него получился идеальный строитель коммунизма. Никаких романтических отношений с будущим отцом ребёнка не предполагалось. Отец должен быть физически здоровым и иметь безупречную пролетарскую родословную. В выборе сексуального партнёра агрономша полагалась на строго научный селективный подход.
Всеволод Мейерхольд, находившийся в тот момент в зените славы, добился исключительных прав на постановку пьесы в только что созданном им театре ГосТиМ. Для театрального метода Мейерхольда были свойственны отказ от привычных костюмов и декораций, использование на сцене сложных конструкций, а подчас и настоящей военной техники, предоставляемой по личному распоряжению Троцкого. Каждый его спектакль был вызовом устоявшимся нормам и правилам. Для постановки «Хочу ребёнка!» тоже было запланировано нечто прежде небывалое. В виду радикальности материала пьесы, Мейерхольд решил сделать частью драматического действия живую дискуссию со зрителями, предоставить возможность высказаться каждому, кто пришёл в театр. Для этого нужно было особым образом организовать пространство зрительного зала.
Эта работа была поручена лучшему организатору пространств, какого только можно было представить, художнику-супрематисту Элю Лисицкому, изобретателю ПРОУНов, графических пространственных построений. 37-летний Лисицкий уже успел к тому моменту поработать с Малевичем в Витебске, оформлял книги Маяковского, Эринбурга, Таирова, выполнил дизайн интерьеров павильонов и полиграфической продукции для нескольких выставок в СССР и Европе. Он сделал эскизы к новой постановке футуристической оперы «Победа над Солнцем». Предыдущую, ещё дореволюционную постановку оформлял Казимир Малевич, в ходе этой работы Малевич создал свой «Чёрный квадрат». У Лисицкого на сцене должны действовать не актёры, а механические куклы, что было близко к идеям Мейерхольда, поэтому неудивительно, что последний позвал Лисицкого для работы над постановкой «Хочу ребёнка!».
Читать дальше на
karamzine