Об уровне мастерства резчиков по дереву у балтийских славян.

Jan 28, 2013 02:08

В связи с этой достаточно интересной 3D реконструкцией храма Свентовита, разрешите немного напомнить про мастерство древних славянских резчиков по дереву.

По-моему, в данной виртуальной модели, при всей её положительности и даже некоторой очаровательности, уровень умения славянских скульпторов передан несколько более примитивным, нежели он был на самом деле.

Об искусности работы, о совершенстве и изумительном качестве резьбы, изваяний и изображений в храмах балтийских славян упоминается во многих немецких текстах.

Вот, например, что сообщает Титмар Мерзенбургский о храме в Ретре:

"...У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя."

А вот слова Саксона Грамматика о мастерстве изготовления скульптуры Свентовита:

"В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее (...) Рубаха ниспадала до голеней, которые, из разного рода дерева сделанные, так искусно в коленях соединялись, что место скрепления нельзя было заметить иначе как при тщательном рассмотрении. (...) Невдалеке были видны узда и седло бога и многие знаки его божественности. Из них вызывал удивление заметной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо превосходного резного декора, украшали серебряные детали."

Вот описание храма Триглава, в Щецине из Жития Оттона Бамбергского:

"Были в городе Штетин четыре храма, но один из них, главный, был сооружен с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи он имел скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими(...) Было также здесь трехголовое изваяние, имевшее на одном теле три головы, именовавшееся Триглав..."

"Казались дышащими и живущими". В некоторых вариантах перевода мне попадалось, что "казалось, будто птицы и звери могут вздохнуть и упорхнуть", или "убежать", настолько великолепно они были сделаны. И это отзыв далеко не самых дружественных наблюдателей. Напротив - людей, которые имели совершенно определённые, и не очень хорошие цели в отношении этих религиозных центров, которые они описывали. И более того - это были христианские миссионеры, которые часто и подолгу жили в Риме, в Италии, и Франции. И их, в общем-то, удивить совершенством скульптуры было сложно! Однако - они поражались этому мастерству в славянских храмах! Значит, это было сделано действительно очень хорошо! Что-то превосходное!

Думаю, из того, что мы можем воочию наблюдать в настоящее время, уровень мастерства тогдашних славянских резчиков, можно сравнить с известными тайской и индонезийской деревянными скульптурами. Там до сих пор процветает традиционный промысел - знаменитая на весь мир резьба по дереву, отличающаяся потрясающей точностью и мастерством изображения. Я не говорю, что это искусство как-то связано со славянским. Я просто думаю, что оно может послужить иллюстрацией, примером высококлассной резьбы, подобной по мастерству той, которую описывали немцы. Вот несколько их произведений:

















Думаю, что-то подобное немцы, на самом деле, наблюдали на стенах храмов балтийских славян - раз уж они так восторженно описывали эти изваяния, будучи, в общем-то, далеко не самыми заинтересованными в восхвалении, привознесении и сохранении их культуры и их самих, людьми! Хотя, сами изображённые животные, полагаю, были другими, более обычными для Европы.

Кстати, подобную по уровню резьбу - я видел и в России. Выполненную в особом цехе, при монастыре в Сергиевом Посаде. К сожалению, у меня сейчас под рукой нет соответствующих фотографий. Но это были резные деревянные панно с изображением дерущихся оленей, охотников на лошадях и диких кабанов. Фигуры были объёмные и вполне достоверные.

Вот примеры старинной русской очень высокопрофессиональной резьбы: Городецкая глухая резьба здесь и здесь; Древнерусские резные иконы здесь и здесь (спасибо aloslum) и современные работы Кронида Гоголева здесь.

Полагаю, этот немаловажный факт следовало бы учитывать - при построении подобных реконструкций и моделей в будущем.

При этом, надо отметить, что такие совершенные скульптуры наблюдались, видимо, только в главных храмах. Что и понятно - ибо по уровню они соответствовали, видимо кафедральным соборам в христианских Риме, Кёльне, Константинополе, или современной Москве. Некоторые найденные к настоящему времени идолы (хотя это, конечно, крохи по сравнению с тем, что сгорело в бесконечных войнах), по-видимому, какие-то вторичные, из отдалённых центров, "местные" или "походные" - как на Балтике, так и у нас, на севере Руси, скорее соотвествуют описаниям Ибн Фадлана об идолах русов, как "о бревнах, воткнутых в землю, верхушкам которых придано сходство с человеческой головой".

искусство, славянские следы, лютичи, Рюген, поморяне, источники, ободриты, руяне

Previous post Next post
Up