Помимо описаний жестоких нападений росов на земли Византийской империи и корабельных русских торговых экспедиций, греческие источники содержат также сведения о росах, состоявших на службе у самих кесарей, или, если по-гречески, басилевсов Нового Рима. Например, достаточно подробно об этом рассказывается в тексте “Стратегика”, принадлежащем перу византийского императора Никифора II Фоки (который правил в Константинополе в 963-969 годах). Это был настоящий император воин, действительно разбиравшийся в военном деле. Между прочим, он воевал, в том числе против Святослава на Дунае. В своей работе, о порядке построения войск для сражения, он указывает, что возле проходов для конницы в пехотными каре, желательно размещать дротикометателей, которые должны отрезать возвращающуюся за построения гоплитов (пехоты) конницу от противника и закрывать собой интервалы в боевых порядках. При этом Никифор заявляет следующее:
I, 6: “В названных интервалах, если есть дротикометатели, либо росы, либо другие язычники, должно в каждом интервале поставить их к задней части построения гоплитов прямо против “рта” интервала согласно их числа: пятьдесят или сорок или тридцать”.
(Текст приводится по изданию Никифор II Фока, Стратегика, I, 6, Санкт-Петербург, 2014, С.7)
Как видим, русь присутствовала в то время и в византийских войсках. Причем, судя по характеру сообщения, это было обычной практикой. Исходя из того, что интервалов в пехотном каре Никифор советует иметь либо 8, либо 12, соответственно, отряд руси, прикрывавшей эти проходы, должен был составлять от 240 до 600 человек. В византийской армии русь выступала также в качестве щитоносцев с копьями и кавалеристов. И это помимо учреждённого позже корпуса варангов, в котором они тоже, по всей видимости, присутствовали.
Судя по тому, что это было чем-то обычным - русь должна была принимать участие во многих войнах на стороне Византийских императоров. В этом же издании, в комментариях приводится численность русских воинов, участвовавших в разных военных кампаниях Византии в 10 веке. (С.52)
911 год - 700 воинов в первой экспедиции на Крит.
935 год - 415 воинов в армии направленной в Ломбардию.
949 год - 629 воинов во время второй экспедиции на Крит.
954 год - какой-то контингент русов сражался в византийской армии при Хадате с арабами.
960 год - они под началом Никифора завоевали Крит
968 год - два корабля русов было во флоте, направлявшемся в Италию.
988 год - Владимир послал 6000 воинов Василию II, из которых впоследствии по одной из версий впервые была сформирована дружина варангов. Хотя сообщения об этом корпусе появились существенно позже. Мы рассмотрим это подробно ниже.
Как утверждают скандинавские саги, первый скандинавский воин появился на службе в Византии, в том самом корпусе варангов (или по-скандинавски вэрингов) лишь в 11 века. Звали его Болле Боллесон, произошло это около 1027 года. Рассказывается об этом подробно в “Лаксдальской саге”. Малоубедительные попытки наскрести в скандинавских источниках каких-то более ранних “викингов” на службе у греческих императоров лишь подчеркивают крайне редкие случаи службы скандинавов в Византии даже в начале 11 века! Мы очень подробно рассмотрим эти сообщения ниже, здесь же просто отметим, что русь известна на службе у византийцев ещё с начала 10 века!
Упоминание первого скандинава на службе в Константинополе в 11 веке конечно никак не согласуется с тем, что на протяжении всего 10 века на службе в Византии присутствовали сотни и даже тысячи русинов! Указанное свидетельство Никифора, как и прочие подобные византийские источники, отвергают идею, что под русами мы обязаны понимать скандинавов! Понятно, что, если бы на протяжении целого столетия скандинавы сотнями отправлялись наёмниками в Византию, никто бы в здравом уме никогда не сказал о Болле Боллесоне, что он был первым скандинавом, попавшим на службу в Византию. Саги могли бы упустить одного, двух, десятерых скандинавов, побывавших там до него, ни никак не целые армии. Значит, русь - это не скандинавы, а скандинавы - это не русь. Это весьма логичная идея! Сам вопрос с византийскими “варангами”, нашими “варягами” и скандинавскими “вэрингами”, мы рассмотрим максимально полно в посвящённой этому главе! Включая изучение всех построений на эту тему, которые были созданы поклонниками скандинавской версии. Здесь лишь отметим, что то, что говорят об этом последователи скандинавского учения - снова никак не соответствует тому, что имеется в реальных источниках! А их трактовка происхождения слова варяги, как и его значения - взяты в основном из их собственного воображения! В прочем - всему своё время.
Сейчас же, приведём интересные описания, полученные из грузинских и армянских источников. Речь идёт об одной конкретной войне, в которой русские сражались на стороне византийцев. Это конфликт, случившийся в 1021 году, в котором на стороне греков весьма успешно отметились и русские. Византийский император Василий II (Болгаробоец) напал тогда на Багратида Георгия (Гургена) I, царя Абхазии и Картлии (Карталинии - то есть Грузии), из-за того, что тот нарушил византийские интересы захватом некоторых соседних областей. В результате - Василий II явился на границы Армении и Грузии, сопровождаемый значительным числом неких “иностранцев”. Затем последовало большое сражение, которое ни к чему не привело. Однако, после зимовки и длительных переговоров с Багратидом - император снова выдвинулся против властителя Абхазии и Картлии. Армянский историк Аристакес Ластивертский называет дату главного сражения - состоялось оно 11 сентября 1022 года, при Шегфе (Schegh'pha), то есть, неподалеку от Эрзерума.
Вот как эту же битву описывает грузинский источник:
“Когда русские полки императора сделали натиск, то успело спастись только небольшое число из пришедших первыми, потому что еще ни царь, ни кто бы то ни было из главного корпуса грузинской армии не подоспели. В этот день погибли также и те, которые противились заключению мира. Все были обращены в бегство, большое число пало под мечом, некоторые попались в плен, другие убежали. Греки получили громадную добычу и овладели всем тем, что было у Грузин из царских сокровищ.”
(Les bataillons russes de l'empereur ayant charge, il n'echappa qu'un petit nombre des premiers verms, Brosset, Histoire de Georgie I, 309.)
Армянский источник равным образом оценивает эту битву, отмечая “бесчисленное множество” грузин или абхазов, убитых при начале сражения. Хотя “русские” в армянском тексте при этом не упоминаются. Однако грузины запомнили и название “иностранцев”, которые разгромили их армию. Это были русские - именно их привёл с собой Василий II и они помогли ему одержать убедительную победу.
Далее, Василий преследовал Георгия в самую внутреннюю Грузию и принудил его к миру, покорности и выдаче в заложники собственного сына. (Описание этой войны приведено по работе В. Г. Васильевского, Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. Труды В.Г. Васильевского, Том I, СПб., 1908 г.)
Другие интересные события, связанные с присутствием русских в составе византийских войск описывает такой источник, как “Хроника” Адемара Шабаннского (начало 11 века). Речь идёт о фрагменте текста, повествующем о восстании против византийского господства, случившемся в Италии в 1017-1018 годах. Которым руководил местный лидер по имени Мел. Поощряемый Римским папой и немецким императором, при поддержке лангобардских герцогов и норманнских наёмников он вёл борьбу против греческого владычества на Апеннинском полуострове. Но византийцами его восстание было раздавлено, точнее, разбито наголову при помощи русского войска. В Хронике Адемара об этом имеется следующая недвусмысленная запись:
“А когда норманнами (Normanni) правил Рикард, граф Руана, сын Рикарда, множество их во главе с Родульфом, вооружившись, двинулись к Риму, а оттуда, с согласия папы Бенедикта - в Апулию, все опустошая. Против них Василий направляет войско, и в двух и даже в трех сражениях побеждают норманны. В четвертой схватке с народом русь (Russi) они были побеждены, и повержены, и превращены в ничто, и без числа влекомы в Константинополь, где до конца жизни томились в темницах. (…) Тогда на три года была перекрыта дорога на Иерусалим, так как из-за гнева на норманнов греки хватали и отводили в Константинополь всякого путешествующего, кого только ни встречали, и там бичевали их в темницах”.
Сражение, о котором идет речь, в котором принял участие русский корпус, состоявший на службе у византийского императора, разгромивший норманнов, нанятых восставшими против греков итальянцами - произошло в октябре 1018 года при Каннах. Мел после этого бежал к германскому императору Генриху II.
Как мы видим, русь здесь также совершенно не отождествляется со скандинавами. Если бы этнически это были одни и те же люди, или они имели бы общее происхождение, то вероятно, Адемар указал бы, что одна часть норманнов воевала с другой. Например, восточные норманны - против западных. Но ничего подобного нет даже близко. Русь - это особый народ и в хронике он совершенно не тождественен представителям норманнов. Хотя по убеждениям представителей скандинавской версии - в начале 11 века на Руси ещё во всю функционирует, например, такое “скандинавское” поселение, как Гнёздово, под Смоленском! В котором, к тому же, как они утверждают, тогда говорят на местной разновидности северогерманского наречия. Однако автор рассматриваемой хроники с потомками норманнов русь не отождествляет, кроме того, он довольно точно передаёт славянское название руси - Russi. Похоже, что приведённая им форма заимствована из славянской среды.
Что касается развития указанного конфликта - после 1021 года греки принялись отстраивать в Италии крепости. А позже приступили к отвоеванию Сицилии. В связи с чем, снова упоминаются русские! На этот раз, об этом говорят Барийские анналы (охватывают 605-1043 годы). Под 1027 годом в них сообщается:
“В этот год китонит Испон пришел в Италию с большим войском, а именно руси (Russi), вандалов, турок, болгар, влахов, македонцев и других, намереваясь захватить Сицилию. И катепан Вулкан восстановил Реджо. Но грехи помешали: на второй год умер император Василий, и они все вернулись ни с чем”.
Здесь также нет никакого намёка на отождествление руси со скандинавами. А вот вандалы - то есть жители Южной Балтики (в реалиях средневековых источников) упоминаются совместно с этими самыми русскими.
Вот такие описания руси в византийских войсках наблюдаются в реально существующих источниках. Как видим, начинается её присутствие в те времена, когда скандинавы в сколько-нибудь заметном количестве, в Миклегарде ещё не появлялись.
И продолжается это не один век. Вероятно вплоть до эпохи начала крестовых походов. По свидетельству Анны Комнины (“Алексиада”, книга XI), во время первого крестового похода, организованного папой по просьбе византийского правителя, для помощи восточным христианам, вместе с крестоносцами в штурме Никеи участвовали 2000 византийских воинов. Руководил которыми некий Радомир. Что интересно также вкупе с западными свидетельствами об участии русских в первом крестовом походе. Впрочем этот вопрос мы уже рассматривали.
В византийских войсках определённо присутствовала именно настоящая русь, а не просто какие-то скандинавы. Скандинавы конечно тоже бывали наёмниками в Византии. Но появились они там позже. Однако, очевидно, что была там и та самая, подлинная исходная русь, основавшая когда-то само наше государство. И их не следует путать.