Лодка как атрибут похорон и перехода в загробный мир у разных народов.

Apr 08, 2015 00:57




Представления о лодке, или корабле как об инструменте перехода в загробный мир, судя по всему, были присущи многим народам Евразии. И, видимо, восходит это к каким-то общим, очень древним, базовым верованиям индо-европейцев.

Предлагаю собрать вместе разные примеры проявления этих верований.

1. На лодке в загробный мир через реку смерти переправляет покойников специальный проводник во многих индо-европейских религиях. Все мы хорошо помним про Харона, который перевозит умерших через Стикс, Ахерон или Лету в греко-римской мифологии. Припоминаю, были и другие подобные герои - не плохо бы их всех собрать вместе.


2. Вот здесь можно познакомиться со статьёй из энциклопедии "Мифы народов мира" авторства Вячеслава Иванова и Владимира Топорова о славянском слове "навь". Вот, что в ней сообщается:

Навь

(др.-рус. «навь», от слав. *nаvь, из индоевроп. *nаНu-, вид погребального обряда), в славянской мифологии воплощение смерти, первоначально связанное, по-видимому, с представлением о погребальной ладье (индоевроп. *nаНu-), на которой плывут в царство мёртвых. Общеславянским является также представление о навьей косточке, которая считается причиной смерти и сохраняется в разлагающемся трупе: старочеш. kost návná, чеш. návni kost (ср. литов. navi-kaulis, «навья косточка», латыш, náves celinš, «роковой знак на лице ребёнка», - свидетельства балтославянских истоков этого представления). Родственное Н. имя самостоятельного божества - Nya в списке польских богов у Я. Длугоша (15 в.), отождествляемый с римским Плутоном. У других славянских народов к представлениям о Н. восходят целые классы мифологических существ, связанных со смертью: украинские навки, мавки, болгарские нави - злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. В «Повести временных лет» эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны». У восточных славян существовал особый Навий день, день поминовения умерших, позднее приуроченный к последнему четвергу великого поста (укр. Навский велик-день, Мавський великдень, Мертвецький велик-день; соответствующий день в балтийской традиции приходится на осень - см. в ст. Велс).
Лит.: Eckert R., Zum Problem der baltisch-slawischen Sprachbeziehungen, «Zeitschrift fur Slawistlk., 1972, Bd 17, Н. 5.
В. И., В. Т.

Таким образом, славянское слово "навь" является однокоренным латинскому "navis" (корабль) от которого, в свою очередь происходят такие слова как "навигация" и английское "navy" (флот).

3. skygrad cо ссылкой на Борзунов В.А. поделился следующей информацией об Ананьинском могильнике, расположенном в Прикамье и среднем Поволжье:

АНАНЬИНСКИЙ МОГИЛЬНИК

Первый исследованный пам. ананьинской культуры (общности) раннего железного века Прикамья и Ср. По-волжья. Датируется VI-IV вв. до н.э. Респ. Татарстан, Елабужский р-н, лев. берег р. Тоймы - пр. приток р. Камы, близ дер. Ананьино. Занимает песчаный холм диаметром около 200 м, высотой около 4 м. Открыт в конце 1850-х И.В.Шишкиным - отцом великого рус. худ. И.И.Шишкина. Неоднократно подвергался раскопкам, большей ч. бессистемным. Ныне значительная ч. документации раскопок XIX - нач. XX в. утрачена. Коллекция вещей (ок. 1500 единиц) рассредоточена по росс. и зарубежным муз.

Погребальный обряд А.М. имеет ряд общеананьинских, а также специфических черт. Оригинальны две могилы VI-V вв. до н.э. под "курганами". В насыпи под самым богатым мужским погребением (так наз. "могила вождя") находилась выложенная плитами яма, имевшая вид лодки (около 5,2x2,7x0,9 м). "Ладья" состояла из двойного, а на дне - из тройного ряда плит, нижний из к-рых прилегал к сгнившим доскам.

В заполнении ямы и между плитами найдено много угольков, пепла и обожженных косточек - следы заупокойной тризны. Под каменной лодкой находилась прямоугольная могила с отвесными стенками и плоским дном (около 2,6x0,3 м), в к-рой был захоронен мужчина с богатым сопровождающим инвентарем (серебряные и бронз. украшения, бронз. секира-клевец, жел. наконечник копья, нож, каменный оселок, кремневые наконечники стрел, берестяные "футляры" и т.д. и заупокойной пищей (глиняный сосуд, кость быка). Здесь же лежали обломки каменных плит, в т.ч. одна с орнаментом. Дно могилы было покрыто тонким слоем пепла и угля.

Погребальный обряд ананьинцев характеризуется, как кремацией (трупосожжение), так ингумацией (трупоположение). Особой чертой ананьинских могильников становятся захоронения в 'домиках мёртвых' - деревянных срубных конструкциях, имитирующих дом, который возводился над могилой или несколькими могилами. Захоронения совершались близко к воде и ногами к реке, что указывает на тесную связь воды и представлений о стране мёртвых. Вода для них представлялась как 'дорога смерти' или была местом расположения мира мёртвых.

Как видим, на Волге и Каме соответствующие представления и обряды процветали более чем за тысячу лет до широко разрекламированных в наше время, средневековых скандинавских обычаев. Несмотря на господство идеи, что в указанный период эти земли населялись финно-уграми, на самом деле, в данных частях Восточной Европы присутствуют явные следы и древнего индоевропейского населения. И кем по языку были представители указанной культуры, а также чьим верованиям они наследовали, независимо от своего языка - это далеко не праздные вопросы.

4. Ещё одним заметным примером воплощения этих верований являются, конечно, обычаи лодочных захоронений и кремаций в кораблях, процветавшие в ранне-средневековую эпоху на Балтике и по-соседству с ней. Помимо широко распиаренных скандинавских обычаев, указанные нормы массово практиковались и в землях балтийских славян. Приведём ссылку на подробное описание подобных ритуалов на южном берегу Балтики. И их, на самом деле, изучено тоже немало. Об этом смотрите здесь: Захоронения в ладье у балтийских славян. Отметим, что датироваться эти примеры могут с 8 по 12 век.

Здесь же напомним о весьма любопытных описаниях, выполненных во время путешествия по Волге арабским автором Ибн Фадланом, лично поприсутствовавшем при ритуале кремации знатного руса в ладье. Само это свидетельство, весьма, на наш взгляд, интересно рассмотрено здесь: О СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ И ИБН ФАДЛАНЕ.

5. На некоторых островах современной Индонезии до сих пор процветает обычай кремации усопших (особенно это относится к представителям знати, которая культурно находилась под сильным индийским влиянием) в кораблях. Эти обычаи также могут, видимо, восходить к древним обще-индоевропейским представлениям. Для данного обряда похорон строятся достаточно большие лодки, которые воздвигаются, зачастую, на очень высокие дровницы. Также приносятся обильные жертвы - скот, различная еда, цветы, деньги, утварь и т.д. и т.п. В целом, обряд весьма напоминает описания Ибн Фадлана. Причём подготовка к действу, иногда занимает до нескольких лет. А тело усопшего, при этом пытаются сохранять нетленным. У Фадлана мы также помним упоминание, хотя и не настолько длительной, но всё же, продолжительной по времени подготовки к ритуалу, во время которой тело руса подвергалось какой-то консервации.

6. mahmut_2011 поделился информацией о лодочных захоронениях у осетин:

С.А. Яценко (1998) приводит еще несколько примеров сарматских погребальных традиций, хорошо документированных даже спустя 2000 лет у этнографических осетин: 1.Гробы в форме лодок. Они известны еще в раннесарматское время. К.Ф. Смирнов в одной из статей подробно описал такой детский гробик-лодочку, сшитый из коры и окрашенный в красный цвет (могильник Герасимовка III в Южном Приуралье) (Смирнов К.Ф., 1966, с. 37). Подобные гробы бытовали у осетин еще в XVIII-XIX вв.; они найдены, например, в знаменитом «Городе мертвых» у селения Даргавс (Тменов В.Х., 1979, с. 45, 47). В позднесредневековой осетинской «Поэме об Алгузе» говорится, что умерший царь «оставил нас без покровителя, а сам сел на золотую лодку» (Поэма об Алгузе, 1993, с. 52).

И ещё информация об их же лодочных захоронениях:

При изучении захоронений было найдено немало различных предметов, относящихся к разным историческим эпохам. Самые удивительные из них - это "лодки". Во многих захоронениях останки лежали в выдолбленных из дерева колодах, которые по своему виду напоминали лодку, ладью. Погребение в ладье - факт, не отмеченный у соседних народов. Ладьи находили в Даргавсе неоднократно, а около одной из них было даже положено... весло! Зачем оно в заоблачной выси, где самые крупные речные потоки абсолютно несудоходны?

Как, видим, вот ещё один и-е народ, придерживавшийся подобных традиций, причём корни их обычая уходят в глубокую, ещё не кавказскую древность. Подробности здесь: Цуциев А.А.Погребальная обрядность сарматов, алан и осетин.

Вот вам и лодочные захоронения, а также кремация в лодках, как "этноопределяющий признак скандинавов".

Буду рад комментариям, разъяснениям, поправкам и, особенно, другим подобным примерам.

обычаи, артефакты, лженаука-норманизм, фольклор

Previous post Next post
Up