Оригинал взят у
smelding в
НОРМАНИЗМ ГОЛОВНОГО МОЗГА - ЕЩЁ ОДИН ПРИМЕРБерётся летопись.
"новгородци же ссед с коней, и порты и сапоги с себе сметавшее, боси поскочиша"
У норманиста тут же в подкорке включается лампочка - да это ж берсерки!
И готова
"научная" статья.
Между тем в отношении славян сообщения о воинах, бросающихся в битву голыми или полу-голыми, существуют со времён, намного более ранних, чем и летопись, и любые скандинавские саги.
иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком же виде идут на сражение с врагами. Это Прокопий Кесарийский. VI век. Надо заметить, что за готами, скажем, прекрасно знакомый с ними византийский автор такого обычая не замечает.
Более того, в одном из самых ранних скандинавских источников, описывающим ритуальное раздевание воинов, оно тоже отнесено именно к славянам, как их отличительная особенность.
не имея никакой защиты на груди, с открытым для неприятельских ударов телом, обнажив мечи предавались битве Это Саксон Грамматик, XII век, а пишет о временах, намного более ранних - Битва при Бравалле, VIII век.
Вот и все "Традиции викингов", влияние которых на новгородскую культуру, как я уже говорил, исчерпывающе описывается долей личных скандинавских имён в берестяных грамотах - ничтожной даже для города, просто имевшего контакты со скандинавскими странами, а для города с имевшей якобы скандинавское происхождение элитой и вовсе невероятно малой, что особенно очевидно на фоне бывших земель Дэнло, где скандинавские по происхождению имена составляли более половины и спустя много веков после разгрома датчан и перехода их земель под власть аглийских королей..
У автора-норманиста же нет даже и шевеления умственного, предположить славянское происхождение образа - иначе уж на азбучное-то описание Прокопия Кесарийского он наткнулся бы немедленно. Всё на уровне рефлекса.