Балтийско-славянские корни русских народных сказок.

Apr 27, 2014 23:17

Предлагаю вашему вниманию, весьма приятный и любопытный текст Григория Николаевича Базлова, посвящённый связям между русскими сказками и реалиями балтийских славян. К жизни и мифам которых, как доказывает автор, на примере нескольких широко известных русских сказок, напрямую и восходят некоторые сюжеты и герои нашей мифологии. Григорию, знающему ( Read more... )

Русь, искусство, славянские следы, лютичи, Рюген, фольклор, руги, поморяне, источники, ободриты, Балтийская Русь, Прародина, руяне

Leave a comment

swinow April 28 2014, 05:05:05 UTC
Спасибо за добрые слова. Обязательно передам их Григорию.

Что касается противостояния Богов Верхнего и Нижнего Миров - думаю, Вы совершенно правы, этот мотив явно тут может просматриваться. Находиться в основе данных сюжетов. И таким образом, он и правда может иметь общеславянские, а то и вообще - ещё дославянские обще-индоевропейские основы. Что, собственно подтверждается параллелями у других арийских народов.

Но при этом в данной конкретной обработке, "редакции" этот миф, на мой взгляд и правда может иметь отношение именно к противостоянию Свентовита, как бога руси-ругов и Триглава - бога Поморья, что отражает также и имевшую место между этими племенами вражду, или борьбу. Тут я соглашусь с Базловым - то, что спутники Триглава перед встречей с его врагом говорят именно про "русский дух", которым пахнет может говорить именно о том, что в данном случае божество Верхнего мира было главным именно для руси, или ругов. И, в этом смысле - это и правда может быть следами воплощения в нашей мифологии именно преданий конкретных западно-славянских племён, прямо переселявшихся в своё время с Южной Балтики на север будущей Руси. А следов их присутствия здесь - очень много. Причём - как конкретно жителей Рюгена, так и велетов-лютичей, и поморян. По типам керамики, свойственным соответствующим областям Южной Балтики.

Хотя сами сюжеты наверняка имеют очень древние корни - просто там, на Балтике они, видимо, были сопоставлены с тогдашними местными реалиями, и в таком виде попали в наш фольклор.

Reply

(The comment has been removed)

swinow April 28 2014, 07:33:14 UTC
Ну имеется в виду что по ряду признаков эти варианты всё таки восходят к балтийско-славянским источникам.

Хотя при этом сами балтийские мифы - наверняка опирались на общий, восходящий ещё к и-е реалиям фундамент и демонстрируют не только славянские, но и более глубокие параллели.

Хорошо, размещайте. И если не сложно - ссылку киньте я бы посмотрел что там.

Reply

(The comment has been removed)

swinow April 28 2014, 09:41:47 UTC
Ок

Reply

(The comment has been removed)

swinow April 28 2014, 07:28:54 UTC
Ну всё таки - человечьим, это человечьим. А русским это всё таки русским. Конечно, это может быть и синонимами, но всё таки смысловые оттенки разные.

Что касается змееборцев - это в современных интерпретациях обычно это самое Чудо-Юдо трёхголовое рассматривают как змея. Но в самой сказке этого нет. И Змеем Горынычем его тоже не называют. При этом - многоголовые боги славян были вполне антропоморфными. Хотя некоторые из них вмещали в себя и образ змея тоже. Тут много всего.

Reply

(The comment has been removed)

swinow April 28 2014, 09:45:44 UTC
Ну тут, полагаю, может быть переплетение и "человеческого", и принадлежащего конкретному народу. Как бы перетекающее одно в другое.

Ну этот "мосальская губа", змей шестиглавый, уже что-то другое. Хотя - согласен определённое родство проглядывается.

Да - я в курсе про это югославское предание и про то, что славянские боги, получается имели и змеиные ипостаси.

Reply

(The comment has been removed)

swinow April 28 2014, 10:11:02 UTC
Ок.

А - может быть, это и есть какой-то другой вариант этого же сюжета, не прошедший через Южную Балтику?

Reply

(The comment has been removed)

swinow April 28 2014, 10:32:33 UTC
Да - может быть и так.

Reply

(The comment has been removed)

swinow April 28 2014, 12:16:26 UTC
Может быть и так. В одном варианте свои архаичные качества сохранились, в другом - другие.

Reply


Leave a comment

Up