Предлагаю вашему вниманию, весьма приятный и любопытный текст Григория Николаевича Базлова, посвящённый связям между русскими сказками и реалиями балтийских славян. К жизни и мифам которых, как доказывает автор, на примере нескольких широко известных русских сказок, напрямую и восходят некоторые сюжеты и герои нашей мифологии. Григорию, знающему
(
Read more... )
Что касается противостояния Богов Верхнего и Нижнего Миров - думаю, Вы совершенно правы, этот мотив явно тут может просматриваться. Находиться в основе данных сюжетов. И таким образом, он и правда может иметь общеславянские, а то и вообще - ещё дославянские обще-индоевропейские основы. Что, собственно подтверждается параллелями у других арийских народов.
Но при этом в данной конкретной обработке, "редакции" этот миф, на мой взгляд и правда может иметь отношение именно к противостоянию Свентовита, как бога руси-ругов и Триглава - бога Поморья, что отражает также и имевшую место между этими племенами вражду, или борьбу. Тут я соглашусь с Базловым - то, что спутники Триглава перед встречей с его врагом говорят именно про "русский дух", которым пахнет может говорить именно о том, что в данном случае божество Верхнего мира было главным именно для руси, или ругов. И, в этом смысле - это и правда может быть следами воплощения в нашей мифологии именно преданий конкретных западно-славянских племён, прямо переселявшихся в своё время с Южной Балтики на север будущей Руси. А следов их присутствия здесь - очень много. Причём - как конкретно жителей Рюгена, так и велетов-лютичей, и поморян. По типам керамики, свойственным соответствующим областям Южной Балтики.
Хотя сами сюжеты наверняка имеют очень древние корни - просто там, на Балтике они, видимо, были сопоставлены с тогдашними местными реалиями, и в таком виде попали в наш фольклор.
Reply
(The comment has been removed)
Хотя при этом сами балтийские мифы - наверняка опирались на общий, восходящий ещё к и-е реалиям фундамент и демонстрируют не только славянские, но и более глубокие параллели.
Хорошо, размещайте. И если не сложно - ссылку киньте я бы посмотрел что там.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Что касается змееборцев - это в современных интерпретациях обычно это самое Чудо-Юдо трёхголовое рассматривают как змея. Но в самой сказке этого нет. И Змеем Горынычем его тоже не называют. При этом - многоголовые боги славян были вполне антропоморфными. Хотя некоторые из них вмещали в себя и образ змея тоже. Тут много всего.
Reply
(The comment has been removed)
Ну этот "мосальская губа", змей шестиглавый, уже что-то другое. Хотя - согласен определённое родство проглядывается.
Да - я в курсе про это югославское предание и про то, что славянские боги, получается имели и змеиные ипостаси.
Reply
(The comment has been removed)
А - может быть, это и есть какой-то другой вариант этого же сюжета, не прошедший через Южную Балтику?
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment