Sep 25, 2024 17:32
Взгляды генерала Ванденберга на роль разведки наиболее полно изложены в пространном и тщательно аргументированном докладе, представленном им сенатской комиссии по делам вооруженных сил в поддержку закона о национальной безопасности от 1947 года, который предусматривал реорганизацию временной центральной разведывательной группы в постоянное центральное разведывательное управление. В своем докладе генерал Ванденберг доказывает, что до событий в Пирл-Харборе у Америки не было хорошей разведки, в результате чего правительство часто ошибочно судило о развитии международных событий и собственных возможностях. Так, например, многие считали, что если японцы осмелятся напасть на США в Тихом океане, то американские вооруженные силы смогут разгромить их самое позднее в течение нескольких месяцев. Одной из основных причин, приведших наших лидеров к подобным ошибкам, пишет Ванденберг, вероятно, была недооценка американцами значения агентурной работы; имелись для этого, однако, и другие причины, в частности неумелое использование разведкой доступных источников информации и провал в координации усилий различных разведывательных организаций. Создание центрального разведывательного органа, по мнению генерала Ванденберга, поможет ликвидировать эти промахи и в значительной степени предупредит возможности повторения того, что случилось в Пирл-Харборе. Целью разведки является обеспечение руководителей страны информацией относительно намерений правительств других стран задолго до того, когда эти намерения будут осуществлены. Задача центрального разведывательного управления, в представлении генерала Ванденберга, сводится к добыванию всевозможной информации, имеющей отношение к деятельности иностранных правительств или касающейся проблем обороны и безопасности США, а также к оценке, сопоставлению и истолкованию этой информации. Если эта задача будет успешно выполнена, президент и другие руководители правительства получат именно те сведения, которые необходимы для принятия продуманных решений. Генерал Ванденберг обращает внимание на неоправданное увлечение в разведке методами плаща и кинжала. Он указывает, что всегда имеется огромное количество открытых и всем доступных источников информации - книги, журналы, технические и научные обзоры, фотографии, газеты, радиопередачи. Он утверждает, что, если «мы не сумеем использовать эту огромную массу материалов, мы сознательно обречем американский народ вновь пожинать плоды политики, не опирающейся на объективные факты».
По мнению генерала Ванденберга, при наличии центрального разведывательного управления каждой разведывательной организации можно отвести определенное поле деятельности. И она будет знать, что от нее требуется и на какую помощь она может рассчитывать. Таким образом удастся избежать вредного дублирования в работе. Однако, чтобы сделать такую систему эффективной, центральному разведывательному управлению необходимо предоставить определенные права. Генерал Ванденберг считает, что, после того как различные разведывательные организации завершат сбор сведений, в общей картине еще будут оставаться пробелы. Поэтому «центральному разведывательному органу, который в принципе должен обеспечить создание всеобъемлющей картины положения в мире или отдельной стране, необходимо предоставить право давать указания другим разведывательным организациям и запрашивать у них материалы, необходимые для заполнения пробелов в этой общей картине». Поскольку каждое министерство нуждается в проведении разведки в своей области, центральное разведывательное управление не должно вмешиваться в информационно-исследовательскую деятельность министерств. Работа центрального разведывательного управления должна отличаться от работы ведомственных разведок своим общенациональным масштабом. Эта «общенациональная разведка», по определению генерала Ванденберга, представляет «сложный междуведомственный разведывательный орган, помогающий президенту и другим высшим руководителям страны и штабам решать политические проблемы, относящиеся к общенациональному планированию и к обеспечению национальной безопасности в мирное и военное время, а также к осуществлению широкой национальной политики».
Общенациональная разведка, по мнению генерала Ванденберга, охватывает политическую, экономическую и военную области, являющиеся сферой деятельности различных ведомств. Эта разведка должна отличаться исключительной объективностью и охватывать сферы деятельности всех других разведок. Все свое внимание центральное разведывательное управление должно концентрировать на подготовке для правительства «общих выводов».
Эти общие выводы, как считает генерал Ванденберг, будут, вероятно, самым ценным вкладом центрального разведывательного управления в общее дело разведки. Раньше, если президент хотел получить полное представление о создавшемся положении, он должен был сведения по военным вопросам получить в военном министерстве, по военно-морским вопросам - в морском, по политическим и социальным - в государственном департаменте. Но нигде до событий в Пирл-Харборе нельзя было получить общей оценки обстановки. «Каждый департамент, - пишет Ванденберг, - может представлять разведывательные данные, относящиеся к его области работы. На центральное разведывательное управление возлагается задача создания общей картины, отражающей сбалансированную общенациональную разведывательную оценку, в которой учтены все относящиеся к вопросу данные... Без центральной информационно-исследовательской службы, подготавливающей такие материалы, вся система разведки будет напоминать группу дорогостоящих предприятий, которые выпускают отдельные детали, но не имеют центрального конвейера для их сборки».
Генерал Ванденберг подчеркивает, наконец, что, хотя выводы разведки и являются базой для принятия политических решений, центральное разведывательное управление ни в какой мере не должно пытаться влиять на определение политики. Задача разведки, повторил он, - поставлять информацию, но не рекомендовать политические решения.
генерал Хойт Ванденберг