Тайное общество «Апостолы»

Jun 04, 2021 09:55

Общество «Апостолы» было создано в Кембридже на базе Тринити-колледжа еще в начале XIX века. Один из первых членов общества был поэт Альфред Теннисон, который назвал этот коллектив «тайным обществом взаимного восхищения». В начале XX века членами этого общества были знаменитый физик Джеймс Максвелл, будущий капитан английских ВВС и кавалер «Военного креста» Британской империи разведчик Сидней Рейли, будущий премьер-министр Роберт Уолпол и лауреат Нобелевской премии Аллен Хаджин. В 30-е годы общество превратилось в элитный клуб революционных интеллектуалов-марксистов. Лидером клуба в это время стал Энтони Блант, чья семья имела родственные связи с самыми знатными семьями Англии. Мать Бланта была двоюродной сестрой графа Стрэтмора, дочь которого вышла замуж за короля Георга VI. Таким образом, Энтони Блант являлся близким родственником королевы Елизаветы (ныне королевы-матери) и троюродным братом правящей королевы Елизаветы II.

В 1820 году в Сент-Джонс-колледже появился дискуссионный клуб, основанный одним из студентов и его друзьями. Изначально там было двенадцать членов, и вскоре его стали называть "Апостолы". Основатель общества, Джордж Томлинсон, закончил свои дни англиканским епископом Гибралтара. Самый знаменитый член клуба, Ким Филби, умер в 1988 году в Москве в глубокой конспирации, будучи шпионом КГБ. А между этими двумя крайностями - история студенческой элиты, блестящая и таинственная, как и многие другие порождения Кембриджа.

Кембриджские Апостолы - это интеллектуальное тайное общество, работающее в Кембриджском университете. Как и в любом другом секретном обществе, детали, плавающие вокруг, могут быть или не быть точными.
Насколько мне известно, общество было основано в 1820 году и первоначально в его состав входило двенадцать студентов бакалавриата. Название «Апостолы» происходит от числа первоначальных членов; группа не имеет религиозного характера. Группа обычно собиралась в комнатах членов, и принимающая сторона представляла доклад по заранее заданной теме, который затем обсуждался группой.
Известно, что некоторые известные выпускники Кембриджа, в том числе Бертран Рассел и Дж. М. Кейнс, были членами группы. Группа также привлекла большое внимание общественности, когда один из ее бывших членов был обвинен в участии в просоветском шпионском ринге «Кембриджская пятерка».
Есть некоторые предположения о существовании и членстве группы сегодня. Но это, безусловно, не та вещь, с которой вы случайно сталкиваетесь, если проводите некоторое время в Кембридже.
Вы можете читать - Дикон, Ричард (1986). Кембриджские апостолы: история элитного интеллектуального тайного общества Кембриджского университета.

"АПОСТОЛЫ" ("The APOSTLES") - элитарное дискуссионное общество, основанное в Кембриджском университете в 1820 Дж. Томлисоном под назв. "The Cambridge Conversazione Society". Благодаря числу своих членов и интересу к евангелическому христианству вскоре стало известно как "А". Члены его собирались раз в неделю и обсуждали заранее сформулированный вопрос: один из них зачитывал своё эссе, затем следовала дискуссия, по окончании решение принималось голосованием. Эссе, прочитанные на заседаниях, складывались в сундук, именовавшийся "ковчегом", хранить который входило в обязанности секретаря. Окончив университет, "апостолы" не покидали Общество, но получали новый статус -"ангелов" с правом свободного посещения заседаний. Таким образом Общество поддерживало свои интеллектуальные традиции, объединяя людей разных поколений - от маститых профессоров и выпускников, уже занявших видное место в культурной, социальной или политической жизни Великобритании, до студентов.

Традиции «Апостолов» обязывали его членов хранить тайны общества и никому не открывать своего членства в нем. Эти традиции оказались весьма на руку тем, кто относился по своим взглядам к левым. По роковому стечению обстоятельств среди них оказались гомосексуалисты и заядлые пьяницы. В этот период советская разведка, имевшая налаженные с помощью Коминтерна связи с коммунистической партией Великобритании, пристально изучала потенциальных кандидатов на вербовку, собирая на них с помощью своих информаторов в партийных ячейках, разбросанных по всей стране, «наводки» и различный «компромат». При этом особое внимание Москва настоятельно рекомендовала обращать на представителей молодого и политически активного поколения англичан, придерживавшихся левых взглядов, которые в перспективе, после получения университетского диплома, должны были занять ведущие позиции в государственных ведомствах и различных политических партиях страны. Вполне естественно, что общество «Апостолы» очень быстро оказалось в поле зрения сотрудников лондонской резидентуры НКВД, которая уже в тот период вела дело оперативной разработки «Смена поколений», в котором накапливались материалы на «перспективную с точки зрения вербовки молодежь».

"Апостолы", среди которых когда-то был и поэт Альфред Теннисон, встречались раз в неделю, сначала в Сент-Джонс-колледже, позднее в Тринити-колледже. Они обсуждали все, что их занимало, и имели только два правила: абсолютная откровенность друг с другом и полное молчание вне своего круга. Они были рационалистами, агностиками, верившими только в сомнение. Они ставили под вопрос всякую истину и догму - в государстве, как и в Церкви, науке или морали. Подобный нонконформизм был чересчур опасным даже для Кембриджа. Поэтому "апостолы" культивировали свое подрывное мышление на английский манер, в закрытом клуое. Они были искусными мастерами критики истеблишмента, не порывая отношений с ним и не отказываясь от его удобств.

Процедура избрания новых членов отвечала задачам поиска неординарно мыслящих молодых людей: члены Общества предлагали кандидатуры, которые после обсуждения утверждались лишь при единогласном голосовании. Однако при такой системе отбора многие талантливые молодые люди, учившиеся в Кембридже, не могли стать "А.", если кто-либо из членов Общества питал к ним антипатию или опасался соперничества. Многим "А." было свойственно пренебрежительное отношение к "посторонним", людям не их круга. Постепенно в их среде складывался жаргон, непонятный для непосвящённых. Женщин стали принимать в члены общества с нач. 1970-х.

Выполняя в те годы директивы Коминтерна, компартия Великобритании направила в Кембридж одного из самых талантливых своих пропагандистов - Палма Датта. Кроме него в Кембридже с конца 20-х годов работал известный экономист Морис Добб - член исполкома английской компартии, основавший в университете «Лигу борьбы против империализма». Он не скрывал своих симпатий к Советскому Союзу, который называл моделью «общества будущего» В этот же период кафедру кристаллографии в Кембридже возглавлял марксист Дж. Д. Бернал. Эту компанию дополнял пользовавшийся большим авторитетом среди студентов и преподавателей известный философ и математик Бертран Рассел. Его жена Дора Блейк - декан одного из женских колледжей Кембриджа - была также активной сторонницей СССР и его внешней политики.

То, что об этом тайном обществе стало известно всему миру, связано с известностью его членов и их страстью к мемуарам. Леонард Вулф, Литтон Стрэчи и Джон Мейнард Кейнс, Руперт Брук, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн, романист Э. М. Форстер, историк Д. М. Тревельян - все они входили в число "апостолов". В начале хх века это было блистательное созвездие. Большинство "апостолов" происходило из Тринити-колледжа, самого богатого и аристократичного в Кембридже, многие из них вращались в дружеском кругу
"Блумсбери". "Любовь, творчество, эстетическое наслаждение и стремление к познанию" - так обрисовал философ Д. Э. Мур идеалы общества "апостолов", президентом которого он был тогда. Книга Мура "Начала этики" (1903). релятивистская теория добра, повлияла на целое поколение студентов.

У основателей Общества преобладали религиозные интересы. Главным авторитетом для ранних "А." был СТ. Колридж как философ, психолог и мистик, вслед за ним и другие романтики - Дж. Ките, П. Б. Шелли, У. Вордсворт. Поначалу Общество не было тайным, хотя обсуждение религиозных проблем, вызывающих внутренние колебания и сомнения, требовало узкого круга единомышленников. Секретность в деятельности Общества возрастала по мере того, как становились всё более очевидными расхождения между "А.", стремившимися к свободному, не скованному оглядкой на авторитеты обсуждению любых проблем, и духом Викторианской эпохи, которая не приветствовала нарушений декорума ни в поведении, ни в мышлении.

В начале 30-х годов левые настроения просто захлестнули Кембридж, и очень скоро на его территории было создано «Общество культурных связей с СССР» а также «Кембриджское кинематографическое общество», которое полностью находилось в руках левых, регулярно бесплатно показывая своим членам кинофильмы, полученные в советском торгпредстве.

"Самым важным событием в моей кембриджской жизни было избрание в "апостолы". Я чувствовал, что я достиг вершины кембриджского интеллектуализма", - писал племянник Вирджинии Вулф Джулиан Белл в 1930 году. Между собой они называли себя братьями, все связанное с ними было реальностью, в то время как остальной мир был для них феноменами или просто видимостью. Как школьники, они любили кодовые слова: старых членов общества они называли ангелами, кандидатов - эмбрионами, анчоусы на тостах, традиционное блюдо на их субботних встречах, - китами. "Когда мы в последнем триместре дискутировали на тему "Можем ли мы любить тех, с кем совокупляемся?", присутствие женщин было бы бесценно", - заметил в 1893 голУ Бертран Рассел. Женщин этот мужской союз стал принимать только в 1971 году. Первой "сестрой" стала Жюльет Аннан, студентка Кингз-колледжа и дочь "ангела", лорда Аннана.
Немало "апостолов" считали гомосексуальную связь высшей формой любви. В рамках higher sodomy (высокой содомии), как называл ее Литтон Стрэчи, было позволено все, лишь бы желания укладывались в собственную мораль. В этом климате фривольных игр разума, интеллектуальной и этической раскрепощенности и зародился флирт с марксизмом.
Уже в начале 1920-х годов юный русский эмигрант в Кембридже Владимир Набоков писал о своих соучениках, что они, будучи "культурными, тонкими, человеколюбивыми, либеральными людьми... несмотря на всю свою изысканность, начинали нести гнетущий вздор, как только речь заходила о России" ("Другие берега"). Одна из таких вздорных мыслей - или это было просто меткое словцо? - принадлежит искусствоведу и "апостолу" из Тринити-колледжа Энтони Бланту.

Секретность Общества объяснялась также свободными взглядами его членов на проблемы секса. С самого начала в среде "А." присутствовали в сублимированном виде гомосексуальные тенденции. В 1900-1910-х гг. элитарность и гомосексуализм в сознании членов Общества соединились, тогда приобрело популярность выражение "высшая содомия". Темы типа "Ахилл или Патрокл?", "Может ли мужчина сочетаться браком с мужчиной?" служили предметом дискуссий.

Вся информация, собранная членами компартии кембриджской ячейки на кандидатов в агенты, по налаженным каналам поступала в резидентуру Иностранного отдела НКВД полпредства СССР в Лондоне и реализовывалась ее сотрудниками с применением самых изощренных приемов, рождавшихся в изобретательных умах интеллектуалов НКВД, еще не ставших жертвами «ежовщины». Блант и ряд его близких друзей были завербованы Арнольдом Дейчем в 1934 году. Дейч одновременно сумел завербовать целую группу кембриджских студентов, в то числе сына капитана первого ранга королевского ВМФ Гая Бёрджесса, сына гражданского губернатора одной из индийских провинций Гарольда Рассела Филби и одного из лучших студентов Кембриджа Джона Кернкросса. Имена многих завербованных до сих пор держатся в тайне. СВР частично рассекретила дела лишь тех, кто в той или иной степени ранее «засветился». Характерен следующий пример из опыта вербовочной работы лондонской резидентуры ОГПУ того времени. В августе 1934 года Виктор Ротшильд неожиданно получил билет на симфонический концерт, а через пару дней ему передали короткую «рекомендательную» записку от его сотоварища Кима Филби с явным намеком на инициатора предстоящего знакомства с текстом: «Дорогой Виктор, не получал ли ты недавно приглашений?». Ротшильду стало ясно, что с ним кто-то хочет встретиться, причем с подачи Филби. За несколько секунд до начала концерта в зрительном зале место рядом с ним занял высокий голубоглазый человек. Во время антракта они разговорились о музыке, незнакомец представился как Отто, на самом деле это был Теодор Малли, венгр по национальности, кадровый сотрудник иностранного отдела ОГПУ, один из лучших вербовщиков советской разведки.

Вот две главные причины, почему многие левые в Англии в течение "розового десятилетия" между двумя мировыми войнами симпатизировали марксизму: классовая система с тремя миллионами безработных, с одной стороны, и угроза национал-социализма - с другой. В качестве противовеса коммунизм представлялся более приемлемым, чем Лейбористская партия, политика попустительства и то лицемерие, которое Джон Ле Карре назвал "существенной частью нашей общественной декорации": "Ничего удивительного, что молодежь Оксфорда и Кембриджа, жаждавшая вырваться из тесных рамок правил поведения буржуазной Англии, устремилась за "голубым цветком" коммунизма 1930-х годов". В большинстве своем представители золотой молодежи Окс-бриджа были либералами или консерваторами, но определенно не марксистами. Пацифистские взгляды студенты продемонстрировали в знаменитой дискуссии 9 февраля 1933 года в "Оксфорд-Юнион", вскоре после прихода Гитлера к власти. Двумястами семьюдесятью пятью голосами против ста пятидесяти трех было решено, что "никто из этого дома ни при каких обстоятельствах не станет воевать за короля и родину". Даже этот глубоко этический вопрос, вопрос политической лояльности, был по-своему интерпретирован кембриджскими "апостолами".

Наиболее интересным периодом деятельности "А." считается рубеж 19-20 вв., когда секретарем Общества стал Дж. Э. Мур, профессор философии, автор книги "Principia ethica" (1903), оказавшей огромное влияние на членов Общества. В это время к "А." принадлежали Б. Расселл, А. Н. Уайтхед (Whitehead Alfred North, 1861-1947) и Г. Л. Дикинсон (Dickinson Galdsworthy Lowes, 1862-1932), критик Р. Фрай (Fry Roger, 1866-1934), Л. Стрэчи, писатели и эссеисты Э. М. Форстер и Л. Вулф (Woolf Leonard, 1880-1969), поэт Р. Брук, экономист Дж. М. Кейнс (Keynes John Maynard, 1883-1946), ставший в 1905 секретарем Общества. В основном из кембриджских "А." составилась впоследствии группа "Блумсбе-ри", унаследовавшая их многие установки и творческие принципы.

Малли произвел на Ротшильда самое благоприятное впечатление, и их знакомство было продолжено. Вскоре после этого Виктор был привлечен к сотрудничеству на основе идеи борьбы с фашизмом и помощи СССР - единственной стране, которая была способна противостоять Гитлеру. Именно Малли порекомендовал Ротшильду порвать все контакты с коммунистической партией, тем более что в 1937 году Виктор Ротшильд уже занял место своего умершего дяди в палате лордов, став, таким образом, лордом Ротшильдом.

В то время когда Джулиан Белл отправился в Испанию сражаться на стороне левых в гражданской войне, чтобы там погибнуть, его "апостольский" брат и любовник времен учебы в Три нити-колледже Энтони Блант стал агентом советской разведки. Завербовал его однокурсник Гай Бёрджесс, авантюрист и невротик, одержимый властью. Уже в 1933 Г°ДУ Ким Филби, "апостол" и денди из Тринити-колледжа, стал сотрудничать с НКВД. К ним присоединился и дипломат Дональд Маклин, выпускник Тринити-холла, с которым Гай Бёрджесс вновь пересекся в Министерстве иностранных дел и завербовал его. Оба они в 1950 году работали в британском посольстве в Вашингтоне, где Маклин получил доступ к американской программе по разработке атомного оружия. Оба в 1951 году сбежали в Москву, вовремя предупрежденные о грозящем провале "третьим человеком", Кимом Филби.

Дух скептицизма, культивировавшийся Дж. Э. Муром, позволил возобладать академическим принципам чистой науки; он сказался в отрицании викторианской этики, возобладал и в отношении к религии. Как писал Б. Расселл, принцип дискуссий "А." требовал: "Не должно быть никаких табу, никаких ограничений, ничто не должно шокировать, никаких барьеров свободе мысли". "Будем ли мы голосовать за Бога?", "Позволительно ли сомневаться в непорочном зачатии?" - темы, обсуждавшиеся в это время.

После отъезда руководителя нелегальной резидентуры советской разведки Дейча из Англии в 1938 году его работу по вербовке студентов Кембриджа продолжил Энтони Блант. Вербовки, проводившиеся им, распространялись и на иностранных студентов, обучавшихся в Англии. Так, известно, что он завербовал студента из Канады Герберта Нормана, который в конце 40-х годов стал канадским послом в Египте. Когда его связь с советской разведкой была раскрыта канадскими спецслужбами, Норман выбросился из окна посольства. В своей предсмертной записке он написал, что идет на этот шаг, чтобы «не выдать сотню людей».

Филби был супершпионом этой группы, удачливейшим двойным агентом. Закончив изучать историю в Кембридже, он поступил на службу в британскую разведку и стал шефом подразделения MI6, которое занималось контрразведкой в странах Восточного блока. Сотням агентов и оппозиционеров в Восточной Европе двойная игра Филби стоила жизни. Он провалился лишь в 1963 году, после исповеди в ФБР американца Майкла Стрейта, бывшего студента Тринити-колледжа и тоже "апостола". Ким Филби сбежал в Москву. Там он прожил еще двадцать пять лет, получая пенсию генерала КГБ, оксфордский мармелад "Купере" и книги, которые он до последнего дня выписывал из Кембриджа, через магазин Sherrat Hughes.

В 1902 Дж. Э. Мура сменил на посту секретаря Л. Стрэчи. С его приходом заседания и темы стали более интеллектуально изощренными, но менее серьёзными, а поведение - более раскованным и игровым. Стрэчи любил шокировать, что видно и по одной из предложенных им тем: "Христос или Калибан?" Предшествовавшее 1-й мир. войне 10-летие отмечено новыми веяниями в жизни "А.": увлечением фрейдизмом и фабианством, большим интересом к социальным и экономическим проблемам - протекционизму в экономике (который осуждался), пацифизму. Перед войной многие члены Общества (Стрэчи, Расселл, Дикинсон) были пацифистами.

Советская разведка успешно использовала в своих интересах то обстоятельство, что члены общества «Апостолы» принадлежали к людям, которые в силу своих политических взглядов и сексуальных наклонностей должны были с особой тщательностью следить за сохранением тайны о своем образе жизни. Таким образом, лондонской резидентуре ОГПУ удалось сэкономить усилия, поскольку ей не потребовалось тратить время на обучение вновь завербованных интеллектуалов правилам особой конспирации.

И всё же основной сферой интересов и влияния "А." было искусство. Многие члены Общества занимали ключевые позиции в литературно-критической журналистике: Л. Вулф на литературных страницах "Нейшн", Десмонд Маккарти (MacCarthy Desmond, 1872-1952) в "Нью стейтсмэн", Л. Стрэчи в "Спектейтор". Характерно обсуждение на заседании Общества вопроса, предложенного Р. Фраем: "Должна ли картина быть понятной?" Самой популярной фигурой среди "А." в 1910-е гг. был поэт Р. Брук, который со своим другом Э. Маршем (Marsh Edward, 1872-1953), также членом Общества, был в числе инициаторов создания группы "Георгианские поэты".

Еще одним положительным с точки зрения советской разведки обстоятельством было то, что связи «Апостолов» оставались крепкими на протяжении всей их последующей жизни. При этом те из них, кто не сотрудничал с иностранной разведкой, наверняка знали или подозревали, что на самом деле происходит в их окружении, но, будучи «повязанными» взаимными тайнами, не допускали в свой круг посторонних, надежно храня молчание.

В 1912 членами "А." становятся два иностранных студента - австриец Л. Витгенштейн и венгр Ф. Бекеши; неприязнь, возникшая между ними, осложнила отношения в Обществе. С началом 1-й мир. войны Витгенштейн вернулся в Австрию, его влияние на образ мыслей "А." сказалось позднее, когда в 1929 он приехал в Кембридж уже в роли профессора философии.

Являвшийся членом элитного клуба «Апостолы» Виктор Ротшильд, нужно полагать, прекрасно знал, «кто есть кто» среди его друзей, которым он на вечеринках под настроение не один раз виртуозно исполнял на рояле джазовые мелодии. Его не смущало, что многие из них придерживались левых взглядов и поддерживали Советский Союз. Ряд одаренных интеллектуалов из числа его близких друзей были завербованы разведкой Коминтерна в период, когда они учились в Кембридже. Под оперативными псевдонимами действовали Дональд Маклин («Стюарт», «Гомер»), Гай Бёрджесс («Медхен»), поступивший в октябре 1930 года в Тринити-колледж; а также окончивший Тринити-колледж в 1930 году Энтони Блант («Тони»), который являлся членом «Апостолов» с 1928 года. Кроме того, членами «Апостолов» были Лео Лонг («Ральф», «Элли»), Ким Филби («Сынок», «Стенли», «Том»), а также шотландец с выраженным акцентом, происходивший из рабочего класса и обладавший природным блестящим интеллектом рыжеволосый Джон Кернкросс («Лист»). В 30-е годы в Кембридже Джон Кернкросс вступил в коммунистическую партию, откуда, по инструкции резидентуры НКВД, вскоре вышел и устроился на работу в Форин офис.

После 1-й мир. войны в среде "А." приоритет получают философские, психологические и естественно-научные интересы. Среди "А." выделялся романист и поэт Ф. Л. Лукас (Lucas F. L., 1894-1967), профессор Кэмбриджского университета, секретарь Общества, автор многих исследований (среди них "Сенека и елизаветинская трагедия" - "Seneca and Elizabethan Tragedy", 1922 и "Гибель и разрушение романтического идеала" - "The Decline and Fall of the Romantic Ideal", 1936).

В кон. 1920-х - нач. 1930-х в Кембридже возрос интерес к коммунистическим идеям, многие молодые идеалисты вступили в антифашистскую борьбу. Отчасти эти веяния затронули и "А.". Так, Джулиан Белл, племянник В. Вулф, принадлежал к "А.", а вскоре по окончании учебы в Кембридже вступил в интернациональную бригаду, воевавшую в Испании, и погиб на войне. А. Уотсон, который в кон. 1920-х гг. был секретарем "А.", являлся также членом коммунистической партии. Среди "А." были Энтони Блант, основавший в 1928 авангардистский журнал "Венче", и Гай Бриджес. Скандал, разгоревшийся в 1979-1981 в связи с обвинением их в шпионаже в пользу России, косвенно затронул и "А.".

Работа в палате лордов и основанная на заслугах Ротшильдов в истории империи дружба с Уинстоном Черчиллем создавали Виктору Ротшильду уникальную возможность заниматься для своих новых друзей-единомышленников политической разведкой. Особенно близкие отношения у Ротшильда в этот период сложились с Энтони Блантом. Очень близкие отношения Ротшильд поддерживал и с Гаем Бёрджессом. Мать Виктора, миссис Чарльз Ротшильд, материально поддерживала Бёрджесса в то время, когда он искал работу. Одно время она выражала недовольство рекомендациями, которые давались экспертами дома Ротшильдов с Нью-стрит в Сити относительно капиталовложений семьи. Она полагала, что они недостаточно глубоко учитывают реальную политическую обстановку. Гай Бёрджесс в ее присутствии всегда охотно высказывался по поводу актуальной политической ситуации. Как-то он посоветовал миссис Ротшильд как можно скорее продать свои акции, которые она имела в железнодорожных компаниях ряда латиноамериканских государств, поскольку последние, скорее всего, будут национализированы. Она сделала это как раз вовремя, несмотря на противоположные советы своих служащих. Миссис Ротшильд также помнила, что однажды, отдыхая в их семье во время очередных каникул, Гай Бёрджесс предсказал грядущее повышение акций военной промышленности, в связи с чем посоветовал приобрести акции компании «Роллс Ройс». Виктор Ротшильд последовал этому совету и из прибыли от этой операции подарил Гаю чек на 100 фунтов. Сопоставив два случая, миссис Ротшильд предложила выплачивать Гаю гонорар в размере 100 фунтов стерлингов ежемесячно с тем, чтобы он выступал в роли ее личного советника по капиталовложениям.

Позже среди наиболее известных членов "А." числились историк профессор Лондонского университета Эрик Хобсбом (Hobsbawm Eric, p. 1917), автор книг "Век революции" ("The Age of Revolution, 1789-1848", 1962), "Век капитала" ("The Age of Capital, 1848-1875", 1975), "Век империи" ("The Age of Empire, 1875-1914", 1994), критик и издатель Карл Миллер (Miller Karl, p. 1931), редактор ряда периодических изданий.

Тайное общество «Апостолы»

Previous post Next post
Up