Вкс, история. Частично копипаст. Спойлеры! )

Jan 16, 2013 08:10



Арик сегодня озадачил вдруг вопросом об истоках вкс.
Несколько смешамшись - не ожидала такого подвоха, вот правда - я перевела тему на более близкую к нашей с вами современности, мне и правда представляется это не очень важным в контексте сегодняшнего прочтения вест коста.
Но раз вопрос стоит, то извольте.

В незапамятные времена был такой модный танец - свинг. И танцевался он под музыку больших оркестров не где-нибудь, а в самом Гарлеме, негритянцами и всякими прочими не слишком богатыми слоями общества. Но примечательная деталь ( которую многие историки упускают) состояла в том, что

Гарлем хоть и стал резервацией "черных", но все же остался местом средоточия ночной жизни и развлечений. В том числе - для белой публики. В ряде клубов ( Коттон Клаб фор инстанс) белые были публикой, афроамериканцы - артистами и обслугой. И это было более или менее традиционное распределение ролей в Америке той эпохи, особенно в южных штатах.
Поэтому негритянские танцы хоть и привлекали зрителей и были приняты в качестве совместного препровождения в тех местах, где это было позволено, но считались развлечением низкого пошиба, с эдаким налетом непристойности и экзотики.
Тут конечно стоит вспомнить, что джаз родом из кварталов красных фонарей, притонов кокаинистов и морфинистов и прочих отбросов общества. Эта культура всегда влачила за собой шлейф порока и от нее исходил густой запах запретных удовольствий.
Таков был джаз в 20-30-е годы.
Времена менялись, менялись постепенно отношения к рассовым предрассудкам: они переставали быть такими расовыми и такими предрассудками.
Менялась музыка: наступала эпоха новшеств: бибопа и рок-н-ролла.
Менялся танец.
Он перестал быть таким запретным, перестал быть таким черным, перестал быть таким экзотичным, как на заре туманной юности.
Он вошел в моду, даже стал пристойным и респектабельным.

И вот тут начинается наш рассказ:
Жил да был один красивый и ловкий белый господин. Точнее - танцор и - википедия нам подсказывает - хореограф.
В молодости он весьма много увлекался джазом и тусовками в злачных местах Нью-Йорка, в том числе и Гарлема, позже - остепенился и уехал к местам, что сулили счастье: в Калифорнию.
И там он преподавл танцы и ставил танцы и вобщем занялся делом.
И звали его - Дин Коллинз, забыла сказать.
В школу пришли респектабельные белые люди, юноши и девы из хороших семей, коим не пристало кривляться как мартышки, но хотелось плясать и выглядеть при этом хорошо.
И Дин Коллинз их учил.
Учил их модному танцу свинг, который в Гарлеме местные с легкой руки шутника Джоржа Щоти Сноудена называли не иначе, как Линди Хоп, учил культовой линейке шим-шем и научил и затанцевали они хорошо и прекрасно.
Также он снялся в танцевальных эпизодах различных фильмов, чем навеки монументализировал себя в качестве иконы стиля.
Но вот незадача: юноши и девушки из хороших семей и имеющие некоторую танцевальную подготовку танцевали несколько иначе, чем гарлемские негры, которые нигде не учились кроме как друг у друга и музыки. И которым зачастую нечего было терять.
И картинка получилась у них немного другой - более вертикальной, более упругой, более пластичной. Кроме того изменился ритм музыки и ее характер, претерпел изменения состав музыкальных коллективов, времена изменились и - вуаля - Дин Коллинз стайл называем мы этот стиль ( или, иначе, голливудский или софистикейтед ( утонченный) Свинг.
И, хотя Дин Коллинз всю жизнь отрицал свою причастность, мы можем сказать что он - один из ранних прародителей стиля, который ныне известен как Свинг Западного Побережья ( вест коаст свинг)

Артур Мюррей (Arthur Murray) в 1947 году, рассуждая об этом новом направлении, высказал следующую мысль: «Существуют сотни региональных танцев типа Джиттербаг. Каждый штат, похоже, считает своим долгом обрести какую-нибудь собственную вариацию».

Так чем же отличается свинг западного побережья от своего гарлемского собрата?
Помимо общей " миловидности" и некоторой изящной утонченности, нашедшей свое отражение в названии, он отличался более упорядоченным движением партнеров относительно друг-друга: появилось понятие " слот" ( воображаемая линия, вдоль которой осуществляются все перемещения - это гораздо удобнее при съемках с одной точки и для показательных выступлений перед публикой, чем карусель джиттербага), перемещения сделались короче и бейсик (последовательность движений ног партнеров) приобрел более упорядоченный характер.

Не станем забывать, что теперь на этого внебрачного ребенка черной и белой расы обратили свое вниманиие профессионалы: танцевальные школы типа Нью-Йоркского Общества Преподавателей и Артура Мюррея официально не преподавали линди-хоп, джиттербаг, линди и свинг до начала 40-х годов.
В 1936 Филип Натл, президент Американского Общества Преподавателей Танца, выражал мнение, что свинг дольше зимы не продержится.
В 1938 Доналд Грант, президент Деловой Ассоциации Танцевальных Преподавателей, сказал, что свинг-музыка "это вырождающаяся форма джаза, приверженцы которой - несчастные жертвы экономической нестабильности".
(И, заметим в скобках, он был не так уж неправ! )

В 1942 году членам Нью-Йоркского Общества Преподавателей Танца пошли разговоры, что джиттербаг больше нельзя игнорировать. ( еще бы! После того, как его стали даже показывать в кино!). Его "вихляния" можно подчистить, привести в пристойный вид и сделать чуть аккуратнее, чтоб не толкаться на переполненном танц-полу.

В начале 40-х энтузиасты танцевальной студии Артура Мюррея обязали своих преподавателей обучать тому, что танцевали у них под носом на сошиал вечеринках. Таким образом танцоры студии Артура Мюррея обучались разным стилям недокументированного свинга во многих городах.
Так например уже известный нам Дин Коллинз тренировал преподавателей Артура Мюррея в Голливуде и Сан-Франциско в конце 40-х и в начале 50-х годов, поэтому мы можем утверждать сейчас, что корни растут все-таки из Гарлемского свинга.
Хотя наверняка были еще другие подвижники, которые разносили джазовую заразу по стране, просто википедия о них не знает.

Итак, мы все ближе и ближе....
В конце 40-х начале 50-х Лора Хэйли (Laure Haile) - инструктор студии Артура Мюррея - документально описала стиль свинга, популярный в районе Лос Анжелеса. Она назвала его Western Swing (Западный свинг). Но под этим названием в "методичках" школы уже значился один из танцев, описанный в конце 30-х годов. И, поскольку Хэйли опубликовала свои конспекты гораздо позже (в 1951 году), понадобилось альтернативное имя. Так танец получил новое название «Sophisticated Swing» (что буквально переводится как «Изощренный / утонченный свинг»). С таким названием танец существовал на протяжении всех пятидесятых годов.

При этом название Вестерн Свинг продолжало использоваться независимыми танцевальными школами для описания «слоттед» свинга вплоть до 1978 года. Приблизительно в это время появилось и другое название этого танца - "Калифорнийский Свинг" (California Swing). Хотя в отличие от своего западного собрата Калифорнийский свинг имел немного другой стайлинг с акцентом «больше наверх» и считался более современным.
(К слову в 1988 году Вест Кост Свинг был торжественно провозглашен Официальным танцем штата Калифорния)

Время шло, мода менялась, менялась музыка. После войны, которая как метлой вымела танцоров с танцполов Гарлема, все изменилось весьма серьезно. Больше не было танцевальных марафонов, толпы пижонов не полировали полы двухцветными спектейторами и такси-денсеры простаивали без клиентов. Свинговый бизнес - загнулся. В джазе наступили времена солистов-виртуозов, рок-н-ролл набирал обороты, но был уже не так экзотичен и не так негритянист, как свинг - помимо "черного" звучания порочного новоорлеанского джаза, он вобрал в себя "белое" кантри, отзвук старосветских баллад, ирланских мелодий и ассимилировал национальные музыкальные экзарсизы в единую твердую американскую валюту - рок.

В конце 1950-х телевидение принесло подростковым зрителям "Американскую Эстраду", "Бадди Дин Шоу" и другие программы. Подростки танцевали рок-н-ролл с Элвисом Пресли, Литтл Ричардом и Чаком Берри на острие атаки, хотя на самом деле это были чуть переосмысленные шаги свинга, линди и джиттербага. В 1959 году некоторые танцевальные сообщества Калифорнии, где тон задавала студия Скиппи Блейр (Skippy Blair), изменили название вестерн-свинга на уэсткоуст-свинг (West Coast Swing), чтобы не было путаницы с танцами в стиле кантри-н-вестерн.

West Coast Swing как название танца в нынешней своей форме впервые появилось на рекламных плакатах Скиппи Блэр (Skippy Blair) в 1962 году, но и тогда оно не получило популярности в кругах танцоров и до конца 60-х годов не использовалось. Блэр приписывает изобретение названия West Coast Swing Джиму Бэннистеру (Jim Bannister), редактору газеты «Американский вестник» (Herald American), издававшейся в местечке Downey. Новое название возникло потому, что, отдавая статью в редакцию, Блэр выяснила, что «все Западное читателям из города Downey в 1958 году совершенно не импонировало».

Покуда в промежуток между 20-ми и 90-ми годами музыка менялась, линди-хоп, джиттербаг и свинг разветвились в США на множество региональных стилей. Конец 40-х высветил много танцев, развившихся из ритм-н-блюза: хьюстонский пуш (push) и далласский уип (whip), империал свинг (в Cен-Луи), вашингтонский танец за руку (D.C. hand dancing) и каролинский шэг (shag) - и это всего несколько.
Как уже говорилось ранее - в каждом городе был свой собственный свинг, с собственными блекджеком и шлюхами.

После волны фанка, соула, рока в массовой культуре наступила эпоха диско, и свинг западного побережья преобразился, вобрав в себя множество паттернов от других танцевальных родственников. Он менялся вместе с музыкой, менял личины, но всегда оставался современным для той музыки, которая его окружала.
Может быть засчет этого он и выжил, не потеряв актуальности, в отличие от ортодоксальных свинговых форм, таких как Линди, которые загнулись с окончанием Эры Свинга и были преданы забвению на долгие годы.
Да и в целом в парных танцах наступила эпоха относительного затишья....

Вопросы на подумать:

Как мы танцуем свинг?
Какие родовые черты унаследовал весткост от джиттербага? Что изменилось и что осталось прежним?
И главный вопрос - что же в нем " свингового" в этом современном свинге?

Читайте в следующих выпусках :)

<

Posted via LiveJournal app for iPad.

lindy hop, wcs, свинг, стиль не вода, протанцы, вкс, via ljapp

Previous post Next post
Up