Блюз и психотерапия.

Oct 14, 2012 19:34


Не знаю насколько можно доверять здесь изденным данным о самозарождении и развитии музыкальных стилей, но про религию и психотерапию круто завернуто.

Блюз и психотерапия: 
Взгляд на историю блюза, джаза и рока с позиции психотерапии от врача-нарколога Данилина А.Г. Ниже приведен отрывок из его книги "Homo servus: Человек зависимый" М.:Зебра Е, 2009.
<...>
В самом начале XX в. из недр культуры чернокожего населения Америки в западную Европу стал проникать блюз. Он возник из ритма тамтамов, его корни находятся глубоко в языческой древности. Блюз начал стремительно ассимилироваться американской и европейской музыкой.
.... Скорость распространения новых ритмов была сравнима с эпидемией. Их влияние на культуру нарождающегося столетия было настолько велико, что его нельзя объяснить иначе, как тем, что ритмы эти отвечали на какую-то потребность белого человека.
Блюз, с его языческими ритмами, менялся под воздействием европейской, христианской музыки, а последняя тянулась к блюзу. 


Очевидно, что блюз явился единственной музыкальной формой, которой удалось на протяжении столетия сохранить свою энергетическую мощь. Видимо, своим пульсирующим ритмом он как бы напоминал человеку о напряженном, предельном противоборстве Добра и Зла - антиномии, ставшей главной реальностью в эпоху "сумерек духа".
Ритм тамтамов оказался неожиданно схож со структурой привычного военного марша. Марш - это почти единственная форма европейской музыки, которая была изначально призвана растворять индивидуальное начало слушателя. Действительно, для победы в военных действиях необходимо не скопище разрозненных индивидуальностей, а управляемая единой волей и не рассуждающая масса людей.
Маршевый ритм состоит из четырех долей такта. Блюз и джаз - это маршевый ритм, в котором одна из таких долей утрачивается. Внутри этого ритма возникает диссонанс. Диссонанс становится импульсом трагедии среди фигур обезличенной маршевой мелодии. На джазовом языке это называется свингом, и отсюда такое неповторимо-индивидуальное, импровизационное звучание джазовых и блюзовых композиций.
Скрытый в корнях блюза, трагический диссонанс делал джаз не мелодическим, но духовным родственником христианской музыки. Культура хотела обновления, но сохраняла потребность в диссонансе как чувстве, охраняющем индивидуальность.
Внутренняя трагичность диссонанса создала музыкальную индивидуальность блюза-джаза. Ее энергетика оказалась необходимой европейцам, так как помогала сохранить чувство "Я". Жестокий век пытался уничтожить личность - джаз помогал ей выжить.
Отнюдь не случайно и не по глупости сталинский "дионисический" социализм запретил джаз, поставив слушание музыки в один ряд с... уголовным преступлением. Сталин правильно ощутил джаз как "музыку анархистов", это и была музыка ярких одиночек, непрерывно напоминавшая слушателю о существовании "Я" - образа Бога в человеческих душах.
Само слияние ритма тамтамов и основ классической христианской музыки обусловливалось потребностью в слиянии духа и тела. Танец способствовал этому слиянию и, несомненно, исподволь учил чувствовать другого человека.
Мы говорим об очень важных вещах. В самом понятии джаз кристаллизуется одна из основных экзистенциальных проблем века безверия - проблема отчуждения духа (или чувства "Я") от тела. Разрыв между телом (внешней оболочкой) и "Я" (ощущением индивидуальности) стал главным симптомом и диагнозом XX в.
Под "телом" подразумевается не скелет и мягкие ткани, но ощущение себя в пространстве и времени как отдельного целостного и поэтому полностью отвечающего за свои действия существа.
<...>
Джазовая музыка была одним из немногих культурных механизмов, который помогал человеку встретиться с самим собой: посредством танцевальных элементов, пульсирующей энергетики тамтамов - объединять тело и дух в синтезе внутренне напряженного чувствования не только себя, как личности, но и партнера - другого. Джазовый танец заставлял сопереживать чувства партнера через единую сближающую внутреннюю тональность.
И вот что интересно: Роберт Лэнг, отрицательно относившийся к популярной музыке, пишет о нескольких своих пациентах, страдавших резко выраженной онтологической неуверенностью:
"Насколько я могу судить, существовала лишь одна ситуация, в которой они могли "дать себе волю" - это случалось, когда они слушали джаз".
Джаз способствовал тому, что Лэнг называл онтологической уверенностью.
Блюз, джаз и госпел привели в 40-х гг. XX в. к появлению ритм-энд-блюза - танцевальной музыки, основанной на блюзовом ритме, госпельных распевах и джазовом смещении долей такта.
Ритм-энд-блюз, европейски смягченный, привел к стилю рокабили, ставшему популярным в 50-е гг. XX в. Ритм-энд-блюз и рокабили открыли эру рок-н-ролла - музыкального направления, которое и по сей день во многом определяет сознание молодежи.
Рок-н-ролл повлиял на традиционных джазовых музыкантов. Появились новые направления. В джазе это - би-боп, а в поп-музыке - соответствующие ему необлюзовые стили: фанк или соул
Развивался и сам рок-н-ролл. Его исполнители пытались двигаться в сторону от блюза, создавали самостоятельный белый ритм. Так возникла музыка в стиле бит, а вслед за ней и тяжелый рок.
Но именно здесь, в начале 60-х гг. XX в., что-то случилось...
Бит, а за ним и рок начали постепенно утрачивать связь со своими блюзовыми корнями. В рок-музыке мелодический ряд стал проще, утрачивалось пульсирующее теплое свинговое начало, и ритм выстукивался уже как бы ради самого себя.
Блюзовый ритм в рок-музыке лишился главного - диссонансов, внутренней трагичности музыкальной темы. В роке конца 60-х годов.... появление и выдвижение на первый план электро-бас-гитар создали возможность проведения массового "музыкального внушения" - навязывания ритма.

Если любителю рок-музыки во время концерта или приватного прослушивания снять энцефалограмму (нам несколько раз приходилось это делать), то окажется, что картина электромагнитной активности мозга будет аналогична той, что создается при сеансе гипноза. В электрофизиологии подобные изменения называют реакцией навязывания альфа-ритма. 
<...>
Можно даже утверждать, что лишенные диссонанса формы популярной музыки - тяжелый рок или диско-соул - подменили собой ту часть спектра христианской музыки, которая предназначалась для церковного исполнения, фактически взяв на себя функции традиционного церковного хорала. Правда, исполняли эти "хоралы" уже в иной церкви...

цитаты, blues, преподское, психология, блюз, свинг, философия, via ljapp

Previous post Next post
Up