Патрик Несс "Поступь хаоса"

Sep 22, 2012 04:32



Увидел в магазине третью книгу, перечитал первые две. Подростковая социальная фантастика - вот что это такое. Типа Младшего Брата Доктороу. Фантастика существенно более социальная, нежели научная. Социальная составляющая бесподобная (гендерное противостояние, ментальная прозрачность части общества,  тоталитаризм в общине, где мысли открыты и т.п) Научная подоплека откровенно ненаучна, потому что телепатии нет, животные не разговаривают, а полеты быстрее света невозможны
. В общем, читать можно, но написано не ах. Нет, будь я подростком непреклонных лет, я бы соблазнился. Но поскольку я неон и вообще инертен, то остался постыдно равнодушен. Несс слишком зеленый и плоский и это нехорошо. Он проигрывает даже в сравнении с Кингом, а ведь Кинга я не считаю образцом... Ну и что, что он для вас Король? Я-то старый республиканец, я его дом труба шатал.

Чего у Дедушки-Страшки не отнять, так это грамотной постановки задачи. Кинг знает толк в маркетинге и собирает бабло с двух таргет-групп, ювенильной и ностальгирующей. Несс не может работать на два фронта и потому сделал очень плоскую вещь, в надежде, что она просочится сквозь щели. Единственное, что у него хорошо и выпукло получилось - это выбешивающие подростки. Мне кажется, он почерпнул их из американского кинематографа, где они заместо визитной карточки в категории "семейное кино". На самом деле формула простая, всего два компонента:
а) герой в ключевые моменты поступает диаметрально против логики и здравого смысла
б) свой идиотский выбор он сопровождает максимально торжественной закадровой речью.
Использовать ее (формулу) вполне допустимо (потому что подросток - это, в первую очередь, диагноз), но строить на этом приеме весь сюжет - перебор. И потому, когда Великий Мозгоклюй посылает главгеру очередное нокаутирующее ментальное послание: "Ничтожество! Ничтожество! Ничтожество!" (я, кстати, читал Клиффорда Саймака, мне этот пассаж донельзя знаком), я вторю ему словами: "Да! Да! Так и есть!", хотя всем сердцем должен быть на стороне человеческого детеныша. Подобная двойственность читательского положения  сильно изматывает и сводит удовольствие от чтения к минимуму. Конечно, Несс старается как может, добавляя то тут, то там позитивчику. И тогда главгер вдруг начинает трындеть не своим голосом не свои мысли или совершает поступки не глупые или чудовищные (к чему привыкаешь), а запредельно неуместные в контексте его характера. На ум сразу приходят муляжи детей из петросяновского дома и иное подобное чтиво. Несс, впрочем, построил героев настолько схематично, что к ним несоответствия не липнут. В каждый конкретный момент они являются носителями одной конкретной идеи, к их механическому чередованию постепенно привыкаешь, и уже невозможно возопить и указать пальцем: как вот это сочетается с вот этим?!! А никак не сочетается. Это просто кубик-рубик: повернул одной гранью - красный. Повернул другой - зеленый. "Мир вовсе не черно-белый!" - весь роман талдычат героям взрослые дяди и тети. Они правы. Он не черно-белый. В поступи хаоса чувствуются твердые 16 бит и 100 на 100 пикселов. Вряд ли больше.

подростки, книжки

Previous post Next post
Up