На пару недель внезапно припал к истокам русской фантастической литературы (Эфф, Оксенштерн, Апрельский, Анибал и т.п. деятели 20-х 30-х годов прошлого века) - впечатления самые чудовищные. Умение писать, владение логикой, элементарные понятия из школьной физики - ни один автор не смог совместить в себе хотя бы два скилла из трёх. Дедушко Хьюго, наверное, выгнал бы этих графоманов взашей с порога Amazing Stories. Всех, кроме Оксенштерна - Иван Давидович писал свою довольно бессмысленную лабуду ровно на том же уровне, что типичный (а может и топовый, типа Уильямсона) автор палп-фикшн начала 30-х. Было ли катастрофой затмение 30-х? Вылилось бы во что-то свободное развитие НФ в советской России? Что-то сомнительно. Во-первых, аналог "денег мафии", на котором расцвёл палп, в России прикрутили вместе с НЭП, и 50-е случились в 30-х. Во-вторых свои Гернсбеки и Кенникотты в России были, а вот насчёт Кэмпбеллов всё довольно туманно. В нашей временной ветви они появились поздновато, в 70-х. Ничем не ограниченный палп к тому времени просто задушил бы на корню идею "фантастика - та же литература". От чтения несостоявшихся предтеч у меня сложилось именно такое впечатление - какое-то настырное, упорное, тупое, и всесокрушающее интеллектуальное хамство пополам с первобытной наивностью дикаря играющего блестящими штуковинами неизвестного назначения. Отчего мне кажется, что высшая форма самоорганизации фантастики - это гетто, где законодательно или традиционно ограничено действие общелитературных критериев. И вывести оттуда одичавших литераторов в лоно цивилизации способны только административные гении, ну или административная зачистка территории...
"Мистер Проссер беззвучно открывал и закрывал рот, а перед глазами его стояла необъяснимая, но очень привлекательная картина: пылающий дом Артура Дента и сам Артур Дент, выбегающий из объятых пламенем развалин с тремя увесистыми копьями в спине..."
Вот какие атавизмы порождает чтение всяких анахронизмов.