Как и в прошлые годы я не поспеваю за новинками (особенно громкими новинками - но это уже из принципа), поэтому рейтинг будет странный и скудный.
Почитать
Космоопера
Джеймс Кори (Дэниел Абрахам, Тай Френк) «Пространство». «Взаимозависимость» Джона Скальци, к сожалению, оказалась банально классической космооперой без малейших инноваций, а вот эта космоопера с приставкой «нео» - и тут всё гораздо интереснее. Падение литературного уровня после пятого тома («Игры Немезиды») закончилось, и последующие три, «Пепел Вавилона», «Восстание Персеполиса» и «Гнев Тиамат», оказались написаны примерно на одном, сереньком, но стабильном уровне. Примерно три балла из пяти, но, в отличие от Скальци, никаких завышенных ожиданий при чтении не примешивалось, поэтому я получил от очередных томов гораздо большее удовольствие.
НФ ( speculative fiction )
Яцек Дукай «Идеальное несовершенство» Роман заметно проигрывает «Иным песням» как по тематике, так и по исполнению. Если в первом чистая математика, то во втором сплошная топология с информатикой. При этом автор громоздит непомерные сложности, под которыми скрывает довольно куцый и кривенький сюжет на тему «из грязи в князи». За всеми стилистическими усложнениями я не увидел по-настоящему реализованного над- или пост-человека. Он заменяется количественными характеристиками и размножением сущностей, но не имеет качественных отличий. Скорее всего, их и невозможно показать языком человеческой литературы. Но тогда Дукай просто взялся за заведомо неразрешимую задачу, если, конечно, я правильно его понял. За попытку спасибо!
НФ ( интеллектуальный боевичок )
Питер Клайнс «Преломление» Да, я знаю, что это 2018-й год, но должен же я хоть кого-то похвалить? Так вот, это крепкий середнячок. Несмотря на сдувшуюся в конце историю. К сожалению, автор к финалу нагромоздил непомерное количество новых сущностей, и вся эта куча предсказуемо и некрасиво расползлась в стороны. Вдобавок, Клайнс как будто не знал, чем всё это закончить и подбросил в эту аморфную кучу завязку нового сюжета. Но до поры до времени всё шло, по-моему, прекрасно. У меня на полке для перечитывания уже есть несколько подобных НФ-романов, которые хорошо начинались и шли, но были убиты какой-нибудь ненужной или излишней деталью в оконцовке. «Слепое озеро» Роберта Чарльза Уилсона, «Тёмный разум» Нила Эшера, «Мерцающие» Теда Косматки или «Идеальное несовершенство» Дукая.
Рассказ
Лайон Спрэг де Камп, Флетчер Прэтт «Самый Странный Бар Во Вселенной» На редкость скушный сборник незатейливых рассказиков, объединённых темой алкоголя и сверхъестественного. Но среди этой незатейливости выделяется изящная (на мой взгляд) история «Теперь ещё и слоны...» и совершенно простая до бессмысленности «Врата отворились», которую внезапно украсила маленькая деталька. Вцелом сборник можно было и не открывать - три балла из пяти, но без «Слоников» и «Врат» мой мир стал бы чуточку беднее.
Биография
Джули Филлипс «Джеймс Типтри-мл.: Двойная жизнь Алисы Шелдон». Несмотря на то, что мне совсем не близка Типтри (у неё слишком много тараканов в голове), это очень хорошая книга об очень сложном человеке. Легко писать про героев или самодовольных снобов, типа Уэллса, куда труднее - про женщину, балансирующую на грани срыва, да так, чтобы это было интересно читать.
Нонфикшн
Фара Мендлесон «The Pleasant Profession of Robert A. Heinlein» Про эту книгу я уже писал, она даёт довольно любопытный взгляд на творчество РЭХ через фем-оптику, причём взгляд не замутнённый ортодоксальным феминизмом. На самом деле автор потыкала меня носом в парочку мест, которые я благополучно пропустил мимо глаз, и я говорю ей спасибо, хорошо.
Почитать-посмотреть
Графический роман
Конечно же, это очередной Саймон Столенхог, «Байки из петли». К сожалению, качество бумаги и печати нисколько не улучшились с прошлого года.
Посмотреть-послушать
Ужастик
«Молчание» (The Silence) Очредной акустический апокалипсис, запущенная вдогонку «Тихому месту». Несмотря на полную вторичность, история про смертельных летучих мышей чем-то меня зацепила. Смотреть необязательно.
Фантриллер
«Ассимиляция» (Assimilate) Ну, понятно, что я просто не мог пройти мимо очередного варианта «Кукловодов». Я всегда с неизменным удовольствием смотрю всякие там «Факультеты» и прочие вариации на тему похитителей мозгов.
Комедия
«Загадочное убийство» (Murder Mystery) Мне понравилась Дженнифер Энистон, мне понравились повороты сюжета, мне вообще всё понравилось, как ни странно.
Сериал
«Пришельцы из прошлого» (Beforeigners) В этом году было много неплохих вещей, Академия «Амбрелла», завершение «Обратной стороны» (Counterpart), которую, по счастью, не слили. А ещё был «Захват» (The Capture), «Ладья» (The Rook) и «Ради всего человечества» (For All Mankind), по-моему лучше воплощение альтернативной истории, какое только возможно (в конце сезона начались проблемы, но авторы их отчасти выправили и скомпенсировали). И всё же лучший сериал года - это «Beforeigners». На его фоне фэнтезийный «Карнивал Роу» и анимешный «Cop Craft», которые эксплуатируют ту же тему, выглядят жалкой пародией.
Аниме
«Дымная трава» (Kemurikusa) Это лучшее, что я видел по части безумия и по части непротиворечивого мироустройства, в которое это безумие встроено. Чистый и незамутнённый восторг от наблюдения за постепенно раскрывающейся логикой всей картины. На втором месте «Девичьи похождения после конца света» - зловеще, меланхолично, пофигистски и ещё масса самых разных эпитетов. Набор картинок-настроений, сплетённых в сюжет без начала и конца, но с раскрытием некоторой интриги, которая, впрочем, совсем не важна.Третье место - «В подземелье я пойду, там красавицу найду-2» Поначалу сильно резанула графика, я давил на «стоп» и сравнивал с прорисовкой из первого сезона, но потом свыкся, смирился, притерпелся… и тут началась жесть. Фильм из обычного игривого 12+ резко перепрыгнул на 18+. Ну, может, это и к лучшему - чем повторять одни и те же арки, лучше менять темы.
Послушать
Rammstein и сам Lindermann порадовали альбомами, Маккартни оказался ещё вполне способен на «Egypt Station», а Тони Кэри на «Lucky Us», но это всё старые проверенные кадры, от которых плохого не ждёшь. А вот ничего по-настоящему нового просто не попадается, к сожалению. Возможно, оно лежит где-то в конце моего текущего плей-листа на десять гигов.
Главный итог года:
«Азбука-Аттикус» продолжает выпуск сс Хайнлайна:
Я, надеюсь, вот-вот спихну очередной том (сборник малой прозы), а потом за второй том «Истории Будущего» возьмусь. Если с правами, наконец-то, всё утрясётся, а то все заждались уже «Пасынков Вселенной».
До переводов Игана в этом году руки вообще не дошли, что досадно. «Азбука» пожирает моё время (а её книги пожирают моё пространство). «Азбука» - лудшая! (с) Шамиль.