Фотоматериалы взяты у
serzh_zaguman Как правило все наши водные артерии зарегулированы человеком, а это повод, удобно устроившись в кресле, поговорить и об истории их создания.
В сегодняшней части речь пойдёт об уникальном гидротехническом сооружении-Беломорско-Балтийском так что устраивайтесь поудобнее, начинаем шлюзоваться!
Путь трассы канала был известен издавна, по нему паломники ходили к святыням Соловецкого монастыря, в географическом описании "Книга Большому чертежу" Беломорский путь уже был прописан детально в километрах. Но то был просто паломнический путь, идея же использования этого пути для корабельных нужд принадлежит, разумеется нашему Великому императору Петру I, именно Пётр I прорубил просеку, по которой осуществлялся волок военных кораблей из Белого моря в Онежское озеро.2. Онежское озеро. Отсюда начинается Беломорско-Балтийский канал
Но на волок каждого судна уходило аж по 10 дней. В дальнейшем появились и идеи прорытия канала, причём от частных лиц. Предложения поступали от Пудожского купца Бакинина и одновременно от Петрозаводских купцов и директора олонецкого завода англичанина Армстронга. Предложение заинтересовало правительство и сюда на изысыкания был направлен генерал Франц де Волан-строитель Мариинской системы. Но Франц де Волан забраковал идею, объясняя это большим количеством скал и порогов. Так идеи возникали на протяжении всего 19 века, но всегда отклонялось правительством из-за дороговизны.
3. Шлюз №1. Башню шлюза украшает награда-орден трудового красного знамени.
К реальному делу вернулись лишь в период страны Советов в 1931 году было решено вернутся к забытой теме.
Строительство канала началось в конце 1931, хотя проект был согласован только в 1932. За основу были взяты разработки императорских изысканий.
4. Шлюз 2-х камерный. Открываются ворота 2-ой камеры для перехода теплохода.
Панамский канал протяжённостью 80 км строился 28 лет, для постройки Беломорско-Балтийского Сталин дал 20 месяцев с мизерным финансирование проекта.
5. Вид на Онежское озеро со 2-ой камеры 1 шлюза.
6. Водораздельный бьфе между 1 и 2 шлюзом.
В кратчайшие сроки было построено около 100 сложных инженерных сооружений, кроме непосредственного сооружения канала изменялась, строилась и переносилась инфраструктура. Было переложено 2 500 железнодорожных путей, была перенесена мурманская магистраль, мешавшая земляным работам.
7. Шлюз №2. Вид в сторону Онежского озера и 1 шлюз
Шлюз №2 Беломорско-Балтийского канала интересен своим разводным мостом, по которому проходит федеральная трасса А119 Вологда-Медвежьегорск. Когда теплоходу нужно выйти или войти в шлюз, движение по федеральной трассе останавливается и мост отводится в сторону.
8. Теплоходы в этих краях редкость, а поперёк дороги тем более! Это собирает возле шлагбаумов большое количество водителей, застрявших на шлюзовом переезде. Все с удивлением смотрят, фотографируют и в тайне завидует тем, кто на борту теплохода:)
9. Движение по мосту 2-х стороннее, но ширины полос недостаточно, чтобы разойтись большегрузам со встречным транспортом, поэтому полоса за большгрузами обычно пережидает встречный поток.
10. Основной материал строительства был тот, что под ногами: дерево, камень, грунт. В 2004 году, у 2 шлюза, в посёлке Повенец был построен Николаевский храм в том месте, где начиналась "Осударева дорога". Архитектура храма крайне необычна, как и шлюзы он построен из дерева, камня и бетона...
Всего на канале протяжённостью 227 км было обустроено 19 шлюзов. 7 на южном, Балтийском склоне и 12 на северном-Беломорском.
На южном, Балтийском склоне протяжённостью 10 км расположено 7 шлюзов с 13 камерами, так называемая Повенчанская лестница, обеспечивающая подъём или спуск кораблей на высоту 70 метров. Расстояние между шлюзами около 1 км.
11. Шлюз №3. 2 камера. Вид в сторону Онежского озера.
12. Места здесь глухие и дикие, теплоходы на Беломорско-Балтийском канале бываю настолько редко, что чайки обустраивают гнёзда прямо на стенках шлюза.
Своё начало канал берёт в посёлке Повенец Медвежьегорского района Карелии, в 1931-1933 гг был центром строительства канала. Шлюзы 1 и 2 находятся непосредственно в посёлке, остальные уже выше.
13. Шлюз №4
14. Башни управления шлюза №4. Вы определённо заметили,что архитектура башен шлюза уже другая-это реконструкция последних лет.
В мае 1933 нарком Генрих Ягода рапортует Сталину о готовности канала и в июле Сталин, Ворошилов и Киров совершают прогулку на катере по новому рукотворному пути.
15. Вид со 2 камеры 4 шлюза в сторону Онежского озера. Наш теплоход всё выше и выше!
В годы Великой Отечественной Войны Повенец-это место ожесточённых боёв. Повенец и шлюзовую лестницу активно бомбили, но несмотря на трудности и повреждения канал проводил тысячи шлюзований. Но в 1941 году во время отступления нашими войсками, были взорваны все 7 шлюзов, чтобы они не достались врагу.
17. Шлюз №5
После войны шлюзовую лестницу восстановили и грузопоток между Белым и Балтийским морями начинает расти, постепенно выходя на довоенный уровень, который в 1940 году составлял 25 522 шлюзования за навигацию.
18. Теплоход переходит из 1 камеры во 2-ю.
На шлюзование теплохода в 1 камере в графике закладывается 15 минут. Если шлюз-2-х камерный -30 минут. По факту этого времени не хватает, шлюзование идёт 18-20 минут на камеру, ко времени прохождения шлюзовой лестницы опоздание достигает уже час-полтора. 5 шлюзов теплоход проходит за 3 часа, всю Повенчанскую лестницу (7 шлюзов) - 4,5 часа. Несмотря на наличие графика все теплоходы пропускаются по фактическому прибытию, даже раньше расписания. Как правило командный экипаж старается на озёрах выйти в графике вперёд, так как потеря времени неизбежна.
19. Теплоход покидает 5 шлюз. На левом берегу виднеется причал Повенец, это одно из двух мест на канале куда может пришвартоваться теплоход.
В последние годы Беломорско-Балтийский канал становится популярным туристическим маршрутом как и Соловецкие острова. Спросом это направление пользуется преимущественно у наших соотечественников.
20. Хотя однажды встретилась и зарубежная яхта, вот правда флаг страны, уж извините, забыл.
21. К тому моменту, когда теплоход пришвартуется на зелёную стоянку бетонная площадка уже наполняется местными жителями промышляющими торговлей. Причал находится в 4 км от Повенца, где ближайший магазин. А здесь кроме бетонной площадки и карельского леса ничего нет...
22. Местные жители везут онежскую рыбу, грибы, ягоды, разносольные засолки, мёд, и продукты из магазина: снеки, напитки, алкашку. Импровизированными прилавками часто становятся капоты автомобилей. Перед швартовкой они выстраиваются в 2 ряда, но как правило не угадывают, где именно подадут трап. После того как закрепляют швартовы, оба ряда машин начинают дружно перемещать свой импровизированный торговый коридор, до подачи трапа багажники уже открыты, а столы накрыты.
Так как круизные теплоходы здесь бывают редко, информацию о прибытии сливают торговцам работники ББК. Живёт в Повенце менее 1500-2000 жителей, все друг друга знают.