Прибалтика и газ...

Sep 05, 2017 20:32



Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис в понедельник, общаясь с журналистами, признал поражение в переговорах с главами правительств Латвии и Эстонии о создании общего рынка сжиженного природного газа. Теперь республике придётся искать другие способы снизить налоговое бремя от клайпедского судна-терминала СПГ Independence.

Переговоры провалились ещё в августе
В принципе то, что переговоры зашли в тупик, стало очевидно ещё в середине августа, когда в Эстонии по инициативе Литвы встретились премьеры стран Прибалтики. На переговорах они попытались договориться о создании единого рынка СПГ, который чрезвычайно нужен Вильнюсу.

Ранее литовские власти, вопреки решению Еврокомиссии строить и финансировать региональный терминал СПГ в Эстонии, оборудовали его у себя в стране, полагая, что Брюссель «проглотит» такой демарш. Литовские чиновники также ожидали получить от ЕК финансирование и надеялись, что Латвия и Эстония станут покупать газ не у Газпрома, а у прибалтийского соседа.

Но ни Брюссель не поддержал начинание Вильнюса, ни Рига и Таллин не «клюнули» на невыгодное экономически предложение. Так, сжиженный природный газ оказывается дороже газпромовского, поскольку в его стоимость включены более высокие затраты на транспортировку. Например, только за аренду судна-хранилища Independence («Независимость». - Прим. ред.), которое стоит на рейде в Клайпедском порту, Литва платит 60 миллионов евро в год. Его-то Вильнюс и хотел выкупить на деньги Евросоюза.

В августе премьерам стран Балтии так и не удалось договориться об общем рынке сжиженного природного газа, но политики сделали вид, что в принципе всё в порядке. Премьеры обещали вернуться к вопросу через две недели, чтобы утрясти разногласия. Но не получилось.

Запоздалое признание премьер-министра
Саулюс Сквернялис в начале сентября, наконец, признал: уже нет надежды получить финансовую помощь Евросоюза. Литовский проект общего рынка сжиженного природного газа, куда входили бы ненужный странам Балтии дорогой клайпедский терминал, а также существующее с советских времён латвийское Инчукалнское подземное газохранилище (с газпромовским, между прочим, газом) и небольшой пока что строящийся эстонский терминал СПГ, не получил одобрения Латвии и Эстонии.

Из-за этого, по словам литовского премьера, невозможно подать заявку на финансирование своевременно.

«Чтобы получить помощь, есть одно основное условие - это должен быть региональный проект и охватывать Прибалтийские страны: Литву, Латвию и Эстонию. Если одно государство говорит, что ему нужно подумать, определиться, и ещё полгода нужно, мы понимаем, что мы не можем успеть. По этой причине мы должны искать иные способы снижения ноши терминала для наших налогоплательщиков», - сказал Саулюс Сквернялис журналистам.

Заменили экономическое решение политическим
Между тем ношу налогоплательщикам навязали сами власти Литвы, так как приняли не экономическое, а политическое решение - избавиться от мифической зависимости от российского газа. Недаром судно-хранилище, построенное в Южной Корее специально для Вильнюса, называется «Независимость».

Открывали его так, как будто Литва снова вышла из состава СССР. Власти республики самонадеянно полагали, будто сумеют навязать свою политико-экономическую волю Риге и Таллину. Но там, хотя и с нелюбовью к России, всё же считают деньги, прибыль и убытки.

Советник литовского премьера по внешней политике Дейвидас Матулёнис, который после эстонских переговоров уверял, будто есть «принципиальное решение двигаться вперёд», и даже назвал «чёткий срок - две недели, которые необходимы для некоторых уточнений нашей общей позиции», нынче признал поражение в переговорах с премьерами стран Прибалтики.

«Я осмеливаюсь утверждать, что, к сожалению, нам не удалось достигнуть соглашения», - заявил политик агентству BNS.

Советник обвинил Латвию в провале переговоров и подчеркнул: «Возможно, нам нужно будет думать с эстонцами, что делать дальше». Однако и тут литовский проект в сплошном тупике.

На самом деле и эстонцы не поддерживают литовскую идею. Они намерены строить свой региональный терминал и, естественно, хотят, чтобы финансировался за счёт ЕС именно он, а не прибалтийский конкурент. Ну а Латвия, которой дорогой негазпромовский газ не очень-то и нужен, поддерживает именно Таллин, а не Вильнюс.

Парламентская газета

Прибалтика, Газ, Сланцевый газ, сжиженный газ, Западная Европа, зима

Previous post Next post
Up