Флот и концепции развития

Feb 24, 2016 20:18


Флот США и флот России несоизмеримы. Их бессмысленно сравнивать по численности и тактико-техническим характеристикам кораблей. Они строились для разных целей и уже потому не могут быть одинаковы. Тем не менее главной их задачей было противостояние друг другу.
Противостояние, которое было окончено в начале 1990-х, выбыванием одного из игроков, вдруг возникло вновь, через 25 лет. Возрождение российского государства потребовало и возрождения его военно-морского флота. И это возрождение идет столь стремительно, что уже через 10-15 лет США вынуждены будут потесниться. По крайней мере, в некоторых частях мирового океана.


Когда проводят сравнение между флотами США и России, всегда подчеркивают колоссальный перевес первых в авианосцах и надводных кораблях, забывая, что перед флотом США стоит задача контроля американских интересов во многих критически важных точках мира, что само по себе требует колоссальных затрат, а перед флотом Российской Федерации такой задачи никогда не ставилось.
С учетом того, что большинство эсминцев и крейсеров США выполняют задачи по охране авианосных ударных групп (АУГ), следует рассмотреть не численность кораблей, а их функциональность и способность выполнять те или иные задачи. Сравнение крейсера типа «Тикондерога» и малого российского ударного корабля типа «Буян-М» некорректно. Подойдя к российскому берегу на расстояние удара, «Тикондерога» будет наверняка уничтожена, с другой стороны «Буян» к американскому берегу никогда не пойдет. Нет у него такой задачи и никогда не будет. Поэтому предлагаю оценивать флот США с точки зрения его опасности для своего главного противника (России), а флот России… по тому же критерию.
Новый флот США
1990-е и начало 2000-х для флота США стали временем поиска концепции развития, оптимального численного состава флота и выработки требований к кораблям. Возможно еще и поэтому первоначально большая серия эсминцев «Зимволт», предназначенных на роль корсаров 21 века, так и не была построена, а флот получит только три подобных корабля.
Пока построен только один, но и он пока обходится без своего главного оружия: суперсовременной пушки. На этом концептуально новом корабле вообще целый комплекс проблем, который выяснился только после закладки. Ситуация очень напоминает историю с его воздушным «аналогом» В-2. Судя по всему, три корабля, которые достроят, станут испытательными полигонами для отладки технологии и никогда так и не станут полноценными боевыми единицами, что бы там ни говорили рекламные плакаты Пентагона. Прекращение их строительства вызвано не финансовыми, а нерешенными техническими проблемами. Причем, похоже, неразрешимыми, как и в случае с «самолетами-невидимками».
А между тем, денег у флота тоже нет. Именно ставка на проектирование «Зимволта» и фиаско программы не позволили создать для ВМФ США новые крейсера ПВО/ПРО и флоту пришлось довольствоваться постройкой новых серий относительно старых и не совсем удачных эсминцев «Орли Берк».
Согласно новой концепции применения флота «Морская мощь 21», основной ударной силой флота будут АУГ на базе тяжелых атомных авианосцев типа «Нимитц» и «Джеральд Р. Форд» (10 АУГ) и экспедиционные ударные группы (ЭУГ) на базе универсальных десантных кораблей типа «Уосп» с постепенной их заменой на корабли типа «Америка» (8 ЭУГ, в перспективе до 10 ЭУГ). Для того чтобы обеспечить прикрытие всех вышеперечисленных групп от подводных лодок и авиации противника в условиях экономии финансовых средств и ухода на тот момент из океана главного противника в лице ВМФ СССР, было принято решение снизить численность кораблей эскорта с шести до трех-четырех.
Также второй важнейшей задачей флота США с 2020-х годов станет обеспечение задач ПРО (противоракетной обороны) США и их военных объектов за рубежом. Предполагается развертывание по периметру России эскадренных миноносцев типа «Орли Берк» III серии (серия из 22 кораблей, постройка будет начата в 2017 году), которые по замыслу должны будут перехватывать выжившие после упреждающего удара российские стратегические ракеты на начальном и среднем участке траектории.
Пока непонятно, как предполагается обеспечить скрытность развертывания десятка-двух кораблей по периметру границ. Само такое развертывание уже будет равносильно команде «готовность номер один», но мы это опустим пока, а попробуем разобраться насколько американские корабли готовы к выполнению столь амбициозных задач.
После вывода в досрочный резерв в 2013-14 гг. (из-за финансовых затруднений) семи крейсеров типа «Тикондерога» в составе ВМС образовался количественный разрыв по надводным кораблям. По планам их минимальная численность должна составлять 85-88 штук. На сегодня кораблей УРО ПВО типа эсминец-крейсер в боевом составе насчитывается 77 единиц (62 эсминца типа «Орли Берк» и 15 крейсеров типа «Тикондерога). Картина начнет понемногу исправляется с вводом в состав флота очередной серии эсминцев «Орли Берк» серии II+ (9 единиц, первые три должны войти в состав флота в 2016 году) и третей серии с 2020 года.
Авианосцы
По данной компоненте США имеет тотальное преимущество: десять тяжелых атомных авианосцев, способных взять на борт одновременно до 600 ударных самолетов. Против одного «Адмирала Кузнецова», используемого сегодня в основном в качестве учебного корабля для обучения будущих асов мирового океана.
США морская страна, расположенная очень далеко от главных кризисных точек мира и ей просто необходимо иметь плавучие аэродромы. Вторая война против Ирака (2003 год), когда Турция и Саудовская Аравия отказала в предоставлении аэродромов своему союзнику, во многом именно авианосцы решили исход борьбы в пользу США.
У России таких проблем нет. Даже внутренние флоты (Черноморский, Каспийский, Балтийский) уже в мирное время находятся на переднем краю. Их действия поддерживаются береговой авиацией, что намного дешевле и эффективнее.
Тем не менее, планы российского руководства иметь в своем составе современные атомные авианосцы показывают, что Россия пытается реализовать себя как сверхдержава и желает иметь свои мощные ударные группы кораблей в любой точке мира, для отстаивания своих национальных интересов.
Точно та же задача стояла и перед СССР 25 лет назад. Именно поэтому облик американского и российского авианосцев был совершенно разным.
Авианосцы США со временем переродились в площадки для размещения нескольких десятков штурмовиков с ограниченными истребительными функциями (а против кого?), а советские авианосцы должны были обеспечивать локальное превосходство в воздухе вдали от родных берегов. Поэтому в первую очередь руководство СССР, а затем и России, придавали внимание разработке палубных перехватчиков: Су-33, Миг-29, Т-50. Кроме этого, советские авианосцы имели очень мощную систему ПВО/ПЛО и комплекс ударного оружия, являясь одновременно и ударным кораблем и кораблем эскорта.
На вооружении «Адмирала Кузнецова» (и атомного «Ульяновска») находились противокорабельные комплексы «Гранит» и мощная ПВО ближнего боя: 4 × 2 ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 000 снарядов), 4 × 6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), а также довольно мощный комплекс противоторпедной обороны 2×10 РБУ-12000. В свою очередь отряд вертолетов могут обеспечить противолодочную оборону группы кораблей.
Россия уже объявила о разработке своего нового атомного авианосца (вероятнее всего на базе так и недостроенного атомного авианосца проекта «Ульяновск»).
Насколько это возможно технически и в какие сроки.
Единственный стапель, на котором можно строить корабли данного типа это стапель «А» Балтийского судостроительного завода длиной 350 метров. Стапель по плану будет занят до 2019 года постройкой серии атомных ледоколов типа «Арктика». Потому самый ранний срок закладки головного корабля - 2019 год, что даст ввод его в строй к 2026-28 году. Если будет принято решение постройки атомного ледокола ЛК-110Я, то это еще сдвинет сроки постройки авианосца на три-четыре года. Правда в 2016-17 году в строй должен войти стапель нового супер-мощного судостроительного завода «Звезда» на Дальнем Востоке для крупных судов и суперледокол могут заложить и там.
Озвученные планы до семи авианосцев вероятнее всего так и останутся планами, но два-четыре корабля (по два для ТОФ и СФ) вполне возможны. С учетом разработки для них перехватчиков на базе самолета пятого поколения Т-50, концепция вероятно останется та же: авианосец в первую очередь является дальним рубежом ПВО группы кораблей и будет иметь возможность наносить ограниченные ракетно-бомбовые удары вдали от основных мест базирования ВМС РФ.
Десантные корабли
Концепция применения десантных кораблей у США и России так же принципиально разные. Подразделения Корпуса морской пехоты (КМП) США должны быть готовы к переброске значительного числа солдат и на большие расстояния. Высадившиеся части будут постоянно требовать как авиационной так и тыловой поддержки. Именно поэтому США создали целый флот быстроходных кораблей снабжения, а их универсальные десантные корабли скорее напоминают легкий авианосец, чем корабль, предназначенный для высадки десанта. Россия, имея значительное количество удобных баз по всей Евразии, выстроили иную концепцию применения десантных морских сил.
С учетом выхода флота Российской Федерации в большой океан и превращения страны в империю, задач для десантных кораблей будет много. Мы это уже видим на примере Сирии. У империи будут интересы по всему миру и их надо будет защищать. Метрополия обеспечивает стратегическую поддержку (РВСН), а на местах должны находиться корабли способные поддерживать возможность ведения локальных боевых операций ограниченного масштаба. Кстати уже сейчас очевидно, что Россия не собирается проводить вторжение в далеком заокеанье. Ее корабли, даже те, которые проектируются к выполнению данных задач просто не приспособлены. А вот эффективная поддержка дружественных стран, другое дело. Это очень важное отличие между десантными кораблями России и США, которое сразу бросается в глаза.
В Санкт-Петербурге Невским проектно-конструкторским бюро был разработан проект УДК «Лавина», как возможный вариант замены «Мистралей».
УДК «Лавина», корабль
Корабль имеет практически те же самые параметры по численности и номенклатуре перевозимых вооружений и авиационно-десантной группе, что и не полученный французский «Мистраль» (500 человек и 60 единиц легкой либо 20-30 тяжелой бронированной техники), но вдвое меньше их по водоизмещению и поэтому имеющий гораздо меньшую осадку: всего пять метров (что очень важно для десантного корабля, оснащенного выдвижным 25 метровым трапом для десантирования). Для этого пожертвовали дальностью плавания, которая составила всего 5000 миль. При этом вдвое было увеличена автономность плавания по запасам провизии и воды, что наводит на мысль о том, что данный тип корабля сможет решать тот же круг задач, что и французский «Мистраль», но стоит будет намного дешевле. В случае дальних переходов, группа кораблей будет просто дополнятся кораблем снабжения, что позволит им расширить радиус действия. Эти корабли будут строиться для океанских флотов (ТОФ и СФ).
Кстати, уменьшением размеров решается и еще одна принципиальная для России проблема. В РФ нет большого количества стапелей или сборочных доков для секционной сборки кораблей класса «Мистраль». А для УДК типа «Лавина» есть, что сразу решает массу организационных проблем, удешевляет проект и на много лет ускоряет ввод в строй кораблей. Стапели Балтийского судостроительного завода, на которых можно было собирать «Мистрали», завалены заказами на годы вперед и только на них можно строить атомные эсминцы и авианосцы. А других таких пока нет. Между тем закладка кораблей намечена на 2016 год. Мне кажется удобнее всего это сделать в Выборге или на «Адмиралтейских верфях». Как раз там сейчас освобождаются стапеля и их размер вполне подходит для закладки подобных судов.
Вторым (малым) типом десантного корабля (для закрытых морей БФ и ЧФ) является большой десантный корабль (БДК) проекта 11711. Головной корабль «Иван Грен» на начало 2016 года проходит испытания. Заложен второй корабль. Вся серия (6 кораблей) будет построена в случае успешного проведения испытаний головного корабля.
Новый БДК построен по стандартной для советской школы десантного кораблестроения схеме, на базе хорошо себя зарекомендовавшего большого десантного корабля проекта 1174 непосредственной высадки десанта. Корабль рассчитан либо на переброску усиленной роты морской пехоты с полным вооружением, либо военной техники (до танковой роты за раз). Отличительной особенностью корабля является возможность высадки тяжелой не плавающей военной техники практически на любое необорудованное побережье (при помощи имеющегося на корабле понтонного моста).
В США же достроили головной корабль новой серии УДК «Америка». При водоизмещении более 45 000 тонн корабль может иметь разный состав авиагруппы: десантный, с преобладанием вертолетной техники для десантирования личного состава и ударный, до 22 истребителей-бомбардировщиков F-35B. Корабль может перевозить 1850 человек десанта со штатным вооружением и до 60 единиц бронетехники практически в любую точку мира (9500 миль). Они постепенно сменят в составе флота УДК типа «Уосп».
Также в составе американского флота, есть более простые и дешевые корабли:
- десять десантных транспортов-доков типа «Сан-Антонио» (водоизмещение 25 000 тонн)
- восемь десантных кораблей-доков типа «Уидби Айленд» (водоизмещением 16 000 тонн)
В целом сравнивать корабли, предназначенные для решения абсолютно разных задач бессмысленно. Можно только констатировать, что благодаря географическому расположению России и меньшей амбицозности, это Москве обходится на порядок дешевле.
Стоит подчеркнуть, что американские УДК типа «Уосп» так ни разу и не были применены по своему прямому назначению: высадке десанта или снабжение экспедиционного корпуса (как и корабли типа «Уидби Айленд»). С учетом того, что армия США в это время провела массу военных операций, в том числе и на побережье морей можно сделать вывод, что руководство ВМФ США при создании концепции десантных кораблей в 1970-80-е, неверно оценило задачи флота и концепцию будущих войн, что привело к бессмысленному расходу огромных средств.
Американский флот десантных кораблей строился с оглядкой на Вьетнамскую войну, где они в последний раз были применены массово. Имея возможность одновременно высадить на необорудованном побережье до 30 000 морских пехотинцев, США за последние 40 лет так ни разу и не использовала эту возможность.
Единственный случай представился во время войны в Персидском заливе в 1991 году, где США сосредоточили 22 000 морских пехотинцев. Подрыв на иракских минных полях УДК «Триполи» и крейсера «Принстон» имел следствием фактический отказ американских адмиралов от разработанной ими же операции «Сабля в пустыне».
В итоге ошибки американских адмиралов имеем: За 40 лет было построено около сорока крупных боевых десантных кораблей и создан флот кораблей снабжения стоимостью десятки миллиардов долларов. 40 лет десятки тысяч членов экипажей кораблей и десятки тысяч морских пехотинцев бесцельно «съедали» средства, которых так не хватало. И они ни разу не были применены. А когда представился случай, адмиралы включили «заднюю», потому что выстроенный ими флот был не сбалансирован. Применить десантную армаду стало невозможным в виду минной угрозы. В 1991 году, имея почти 600 кораблей основных классов США располагали только 11 старыми тральщиками. И даже помощь союзников по коалиции не смогли обеспечить высадку запланированного десанта. Еще очень важный момент. Самолет F-35В требуется исключительно для оснащения десантных сил (для Корпуса морской пехоты США). Именно из-за него была выбрана ущербная схема самолета (требование вертикального взлета-посадки). Не будь их самолет однозначно вышел бы и дешевле и лучше и главное быстрее был бы поставлен в войска. Таким образом, ошибочная концепция сыграла против армии США и тут. Одна ошибка накладывается на другую и образуют клубок проблем, который чем дальше тем сложнее решать.
Контрастом здесь служат российские БДК уже не первый год обеспечивающие российские интересы в Сирии. Благодаря их работе производится скрытная переброска техники и производится обеспечение группировки российских войск в Сирии боеприпасами, что в конечном итоге и стало важной составляющей перелома в войне.

Источник

Америка, Россия, флот

Previous post Next post
Up