Осташков-стайл
Немаловажная составляющая любого путешествия - его предвосхищение.
Как будет выглядеть место, куда ты собираешься, с какими людьми встретишься,
о каких вопросах задумаешься, какие «ноу-хау» познаешь, какие идеи будут витать в воздухе.
Путешествие в Осташков начиналось не так. 720 километров - за 1,5 дня.
А хочется, как водится, всего и сразу.
Не исключено, что именно это желание и движет прогресс.
В результате, к осмотру достопримечательностей самого Осташкова
добавились ещё и другие крайне необходимые объекты - попутные и не очень.
![](http://pics.livejournal.com/swezho/pic/00045pbz)
Пирамида Голода
Первая остановка - 22-метровая «Пирамида Голода» на Селигере. Если кто не в курсе, Голод - это фамилия великого русского умельца, который на собственные средства построил на территории СНГ уже 17 пирамид ростом 11, 22 и 44 м. В своём интервью «Известиям» в 2000 году инженер рассказывал о 44-метровой пирамиде на 38-м километре шоссе «Москва-Рига» следующее: «Один глоток воды, которая пару часов была в Пирамиде, и гарантия от онкологии. Исцелились уже сотни тысяч людей. Пирамида меняет структуру пространства и гармонизирует его. Через 5-7 лет исчезнут рак, СПИД, туберкулез, грипп, гепатит. Через 15 лет человек будет жить до 100 лет. Проблема Чечни тоже решится, если там поставить пирамиду». С того интервью прошло 10 лет.
![](http://pics.livejournal.com/swezho/pic/00046xe5/s640x480)
На сайте Александра Голода, посвящённому пирамидам, указывается и прочая ценная информация. Так, семена более 20 культур после пребывания в пирамиде высаживали в полях, и во всех случаях исследование показало прибавку урожая 20-100% (в зависимости от культуры). Другой пример: через несколько дней после установки пирамиды на территории одного из нефтяных месторождений вязкость нефти в пластах уменьшилась на 30%. И совсем уж ошеломляющее заявление касается ряда тюрем: вокруг них разложили обработанные в пирамиде камни, а около 6 тысяч заключённых в течение нескольких месяцев употребляли в пищу побывавшую в пирамиде поваренную соль. В результате за 11 месяцев наблюдений в этих учреждениях значительно снизилась смертность рака, исчезли тяжкие преступления, количество нарушений режима уменьшилось в несколько раз, а руководители этих учреждений отмечали, что их подопечные стали «человечней».
В 1998 году состоялся выход Голода на «межпланетный» уровень - кристаллические вещества, обработанные в пирамиде, были доставлены на станцию «МИР», где пробыли около двух лет. По отзывам космонавтов, они пригодились в различных нештатных ситуациях. Но главное, «контуры, которые описывала станция вокруг Земли, оказывали положительное воздействие на околоземное пространство».
…«Наша» пирамида оказалась местом весьма скромным: скроенная без использования железа, производит впечатление отнюдь не величавое - цементный пол, отделанные грубыми досками стены внутри и сшитые пласты, похожие на ДВП, снаружи (или это и есть обещанный стеклопластик?). Полумрак, запах сырости и непрекращающийся поток «паломников». Но это всё внешнее.
Нам повезло: в пирамиде находился директор, сменивший продавца-консультанта в её законный выходной. На вопрос о том, чувствует ли он эффект от пребывания в пирамиде, ответил с кристальной честностью: «Вы же понимаете, я лицо заинтересованное. Но независимые исследования показали полезные свойства пирамиды. А для того чтобы почувствовать эффект, необходимо приезжать в пирамиду хотя бы раз в месяц на 10-15 минут».
По нашей просьбе он провёл мини-экскурсию по пирамиде: построенная в пропорциях Золотого Сечения с соблюдением всех правил и этапов, пирамида «гармонизирует окружающее пространство и оптимизирует его структуру». Поэтому всё, что находится в ней, изменяет свои свойства. Здесь же можно купить заряженную воду, камни и амулеты, которые обладают целительными свойствами. Недорого, честное слово - пол-литра воды за 15 рублей. Верхушки у пирамиды нет, зато в полу есть дырки для вывода воды в дождливые дни и специальный «кран», который поднимает предметы, готовые к подзарядке, на разную высоту - от этого зависят перемены их свойств. В самом центре пирамиды - место силы. Желающие попасть в центр всегда находились: для пущего эффекта необходимо поднять ладошки вверх и постоять так минут 10, отключившись от проблем.
Не удержалась и подошла к пожилой паре, стоявшей в центре. Говорят, они всё чувствуют - болезни отпускают. Постояли и мы. Лично у меня ничего не прошло. Но ведь ничего и не заболело. И на том «спасибо».
Уже на трассе мы познакомились с уроженцем Осташкова, торговавшим черникой, который охотно поделился информацией о пирамиде и рассказал, что в течение некоторого времени за пирамидой жил в палатке бывший зэк, которому удалось приостановить не то тиф, не то чахотку. О чудесах пирамиды продавец выразился весьма осторожно: «Тут ведь как… мы можем не верить и смеяться, а кто знает - как на самом деле? Люди идут. Им нужно во что-то верить. Болезнь заставит - и лягушек есть будешь».
От этого же любезного гражданина мы узнали, что черника в здешних краях не уродилась (пирамиду им в помощь!), что Селигер пользуется большой популярностью у туристов («а на днях и Медведев приезжал, слыхали?»), и что Осташков «при советской власти был получше, хотя и сейчас город, в общем хороший, только… москвичи его загадили». Образ «москвичей» стал для нас с той встречи собирательным - не раз мы его припомнили в своём путешествии.
Двоякое положение
Долго ли, коротко ли, мы выехали к КПП № 1. Не потребовалось дюжинного ума, чтобы сообразить - мы попали аккурат к международному лагерю молодых учёных на Селигере. Тому самому, куда и приезжал Медведев. Элитные машины выдавали элитную молодёжь. А мы ехали вперёд, минуя покрашенные в цвета российского флага оградительные столбики, минуя группы бледнолицых участников с бирочками, минуя ещё два КПП… к счастью, нам было «мимо». Тем более что белочки и глухари на рекламных плакатах авторитетно заявляли, что движемся мы в правильном направлении.
Впереди - мужской монастырь Нило-Столобенская Пустынь. Для нас примечательный прежде всего тем, что, по легенде, Нил Преподобный, проживший в уединении на острове Столобный 27 лет и завещавший построить в этом месте монастырь, родился в конце XV века неподалёку от Новгорода.
![](http://pics.livejournal.com/swezho/pic/00047721)
Монастырский остров соединяется с внешним миром симпатичным мостом, густо заселённым рыболовами днём и влюблёнными парочками вечером. От пристани, рядом с мостом, идут парусники. На пристани - идёт бойкая торговля безделушками, редкой красоты рыбьими головами в рамках, особо актуальными летом шерстяными вещами и «дозрелыми витаминами». Вот и получается, что расположение монастыря на Селигере ставит его в двоякое положение.
![](http://pics.livejournal.com/swezho/pic/0004bp67/s640x480)
С одной стороны - роскошные виды: ровный ряд маленьких ёлочек, каждая из которых норовит своими распяленными лапками ухватить кусочек неба и перетянуть его на себя, отрешённо загрустившая отшельница-сосна на фоне закатного неба, травы-арабески в мерцающем озере, смешение архитектурных стилей зданий монастыря, словно зависшего между небом и землёй…
С другой стороны - опасная близость «москвичей» и иже с ними. Поздно вечером мы разбили палатку на полуострове Светлица, что напротив монастыря. Жительница соседней деревни, спускавшаяся за водой, с укором указала нам на сорванную и выброшенную лилию. Нежный молочно-белый цветок стал коричневым и сморщенным. «Зачем же вы губите?» - выдохнула она. И хотя «губили» не мы, стало как-то стыдно.
А ночью окрестности Ниловой Пустыни оказались в центре ночной жизни. Выдавшаяся ночь была на удивление разнообразной в звуковом плане: это и эхо катящихся по небу камней от залпов салюта, и беспрестанный рёв патрулирующей моторки, и громкое караоке с курсирующих катеров, и визги рассветно-утренних купальщиц, и скрежет самосвала, убирающего горы мусора, и полифоничный крик ворон, не смолкавший в течение 20 минут… Невольно вспомнишь поверье, что преподобный Нил дал «обет нележания», отчего никогда не находился в горизонтальном состоянии и даже спал, подвесив себя веревками за плечи или на крюках, вбитых в стену. Спать здесь проблематично. Вот так и рушатся стереотипы о том, что монахам в своём уединении проще избежать мирской суеты.
Образцовая планировка
Наскоро позавтракав, утром выехали в Осташков. И всего-то 25 километров ходу. Информационная подкованность - не порок, тем более что радивые блогеры отвели душу на окрестностях Осташкова. Одна лирическая история повествует о храме в селе Оковцы и местном Робин Гуде - гаишнике Серёге, который «все штрафы за украденный лес пускает на восстановление храма, хоть сам живет в Селижарове». Ещё одна «достопримечательность» - отец Юрий (Георгий) Гагарин, заштатный клирик Тверской епархии, коренной уроженец Осташкова: «А вот и сам отец Георгий после службы. В руках он держит коробочку с мухами. Он только что наловил в храме первых весенних мух для своего паука, который живет у него дома». Вот такая вот вечная молодость.
Сам же Осташков - невелик, население около 20 тысяч. Но причина его посещения вновь прозрачно-патриотична: и здесь новгородцы свой след оставили. В грамоте литовского князя Ольгерда к константинопольскому патриарху Филофею, датированной 1371 годом, упоминается Кличен - пограничный городок Московского княжества. В 1393 году Кличен был захвачен и сожжён… кем? Верно, доблестными новгородцами. И, если верить преданиям, единственный спасшийся житель Кличена - рыбак Евстафий (Осташко), который и перебрался на соседний полуостров. В 1772-1775 годы город был центром Осташковского уезда Новгородской губернии. В 1775 году город и уезд были переданы в состав Тверского наместничества, и именно новая планировка Осташкова была взята за образцовую для прочих уездных городов Российской империи при перепланировке.
Современный Осташков - зрелище не унылое, хотя и не может похвастаться Ренессансом. В центре города, в парке, красуется классическая скульптура Ленина, путь указующего, памятник партизанам и отключенный в жару посеребрённый фонтан в виде девочки и мальчика. А может, и двух девочек - или двух мальчиков... Колокольня Спаса Преображения зарастает травой и совсем не ценится как объект архитектуры. Удивительно затейливый Знаменский монастырь располагается почему-то в Рабочем городке. Воскресенский и Троицкий соборы, в бытность свою яркие и своеобразные, поблёкли и облупились, запутались в многочисленных проводах, затёрлись среди вылинявших гаражей, затерялись среди верёвок с развешенным бельём. Не сразу и подходы найдёшь…
![](http://pics.livejournal.com/swezho/pic/000482ac)
Но, несмотря на всё это, дух старого доброго города сохраняется. В маленьких часовенках, в которых иконы стоят на вышитых вручную рушниках. В наивности городских развлечений: «А хотите на башню подняться? Там обзор хороший, а в середине, увидите, музейная экспозиция. И в колокол можете позвонить», - экспозиция состоит из одной комнатушки, а подъём на башню обойдётся в 50 рублей. В 6-часовых экскурсиях по озёрам на теплоходе за 500 рублей. В оконных рамах, заложенных ватой, и белых подоконниках с сочными розами. В изобретательности диалогов в продуктовых лавках: «Галенька, милая, песок есть? Нет? А… сахар? Тоже нет? Ну давай тогда дрожжи!».
С голубого ручейка
Ещё два объекта достойны отдельного внимания. И вовсе не потому, что они причастны к Новгороду, как вы могли бы подумать. А потому что они как-то по-домашнему уютны.
![](http://pics.livejournal.com/swezho/pic/00049xrd)
На острове Житно, соединённом с городом дамбой, находится женский Житенный монастырь. Уголок рая. Никакой чопорности. Грядки усеяны отнюдь не аскетичными цветами, «альпийские горки» и деревянные скамьи - около небольших переливающихся радугой на солнце фонтанчиков, лениво томящиеся в теньке кошки, малые скульптуры и - малые дети, бегающие в одинаковых платьицах.
![](http://pics.livejournal.com/swezho/pic/0004atf7/s640x480)
Помимо каменного монастыря - небольшие сказочные домики, в которых располагаются мастерские и служебные помещения.
Кухню выдаёт аппетитный запах и молитвенные пения. Во всём этом чувствуется какая-то атмосфера «очага». И даже за стенами монастыря - пара аккуратных скамеечек, из-за разлива озера немного утопленных в воде, и деревянная пристань, мерно качаемая волнами. И тут понимаешь: не надо пляжа, расположившегося по соседству, не надо людей и не надо лишних разговоров - просто сидеть, подставив лицо солнцу и жмуриться на воду. Ведь это такое удовольствие.
Конечный пункт следования - Ольгинский монастырь и «Исток Волги». Звучит пафосно, но на деле, исток - небольшой пересыхающий ручеёк на околице деревни Волговерховье. И ребёнок без труда перешагнёт. А ведь поди ты - изваяли часовенку с «колодцем»-родником внутри, поставили мост, отгородили воротами, положили камень с объяснениями - и готово! Наверняка из многих мест России можно было бы сделать такие туристические объекты. Очень трогательно: люди всё-таки умеют ценить то, что не создавали…
Конечно, путешествие в Осташков и окружающие его места кому-то может показаться мелким и незначительным. Маленький городок, небольшие монастыри, невлиятельные церкви. Но ведь всё это - часть большой страны. Нашей страны, какие бы претензии мы к ней не предъявляли.
На обратном пути размышляли. Вот есть люди, остановившиеся на Селигере. Есть монахи и монахини. Есть молодые исследователи. Есть дальнобойщики. Есть жёны и дети дальнобойщиков, которые их ждут. Есть жители маленьких городов. Есть «москвичи». Есть «правильные москвичи». А есть мы. И сразу становится хорошо от мысли, что все мы как-то уживаемся.