История одной песни. Smile. Путь обретений и потерь

Mar 28, 2014 14:37

"И я, как все, раним, но всё скрывает грим".
/В.Сауткин/

Иной раз изумляешься, откуда протягиваются невидимые нити, что связывают совершенно несхожих людей из различных временных эпох. Великие люди и их искусство - это портал, соединяющий берега времени, вневременной остров.
Век XX и век XXI. На стыке веков: Чарли Чаплин, Майкл Джексон, Гела Гуралиа.

Чарли Чаплин. Рождение музыки



Сказать о нем больше, чем говорят строки его письма к собственной дочери, Джеральдине, кажется, невозможно. Письмо можно прочитать здесь:
http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/pismo-charli-chaplina-docheri-469055/

Одна из дочерей Чарли Чаплина  рассказывала, что, наслушавшись пластинок, которые крутили его дети, Чарли не выдерживал, доставал пластинку с собственной музыкой, включал ее и заявлял: "Вот это - настоящая музыка!"

Чарли не только был гением, но и сам считал себя таковым. И все же это не совсем так.
Чарли Чаплин - не актер, не режиссер, не сценарист и даже не гений. Он - нечто большее. Он - эпоха.
Созданные им нежные, трогательные, полные светлой грусти и надежд мелодии живут до сих пор, и "Smile" - одна из самых популярных.
У песни "Smile" действительно есть своя история или даже судьба, потому что она кажется почти живым существом.
Мелодия, ставшая впоследствии песней, появилась на свет в 1936 году.
Чарли Чаплин написал ее для своего фильма "Новые времена" /"Modern Times"/, и какое-то время она существовала как инструментальная композиция.
Спустя некоторое время, мелодия стала песней: Джон Тернер и Джеффри Парсонс написали к ней изящный текст на тему "от улыбки хмурый день светлей».

Впервые песню "Smile" в 1942 году исполнил великий Нэт Кинг Коул, "черный Синатра", как его называли. И верно - почти тот же глубокий благородный голос и определенно те же интонации крунеров сороковых годов.
Кру́нер (англ. crooner) - эстрадный певец, шансонье.
Его мужественная грусть была немного сдержанна, в традициях того времени, и оттого еще более очевидна.
Одним словом, "мужчины не плачут, мужчины огорчаются". На долгие годы эта версия "Smile" стала, безусловно, лучшей, "камнем тонкой огранки" в коллекции последующих вариантов исполнения легендарной песни.
Среди них выделяются французская версия певицы Далиды, Demis Roussos, Barbra Streisand, Rod Stewart, вокальная поп-группа из Ирландии "Westlife"...

"Smile" продолжала оставаться музыкальным фоном теле- и радиопередач, пока в 1995 году у нее не появился шанс вновь засверкать во всем блеске того таланта, с которым она создавалась: она стала финальным треком в альбоме Майкла Джексона "History".

Майкл Джексон. Продолжение жизни.
На мир мы все смотрим разными глазами. Мир такой, каким хотим видеть его мы.



Посмотрим на мир Майкла Джексона и его любимую песню глазами его трепетных поклонников и фанатов.
Анастасия Кисиленко:

"Разумеется, все фэны знают это сокровище, но ведь так хочется поделиться им со всеми и в который раз увидеть, как действует на людей волшебство Майкла.
"Smile" - это путешествие на машине времени в прошлое, а там царит волшебный звук смычковых, чистый и искренний, и рояль звучит так, словно стоит в большой, светлой, залитой солнцем комнате, и скрипка ведет свое соло, точно воспроизводя атмосферу чаплинских фильмов.
И голос Майкла подчиняется всем правилам игры в старую-старую сказку, а вернее, сам их и диктует: первый куплет он поет так же сдержанно, как это делали великие исполнители сороковых, а затем точно так же песня постепенно набирает силу. Перед соло скрипки Майкл поет, по-прежнему оставаясь в роли артиста прошлых лет, с тогдашним искренним оптимизмом, и даже, как бы увлекшись, повторяет несколько нот за скрипкой - "ла-ла-ла" … Но после соло он возвращается уже самим собой, человеком, который слишком хорошо понимает те слова, что он поет: "Бывает время, когда ты должен постараться продолжать улыбаться - улыбайся, что толку в слезах..."

Это время у Майкла было совсем недавно, когда убедить себя улыбаться было почти невозможно, - и он едва может сдержать слезы в этот миг, и даже его смех перед последним "...smile", как бы тающим у него на языке, словно смешан с горечью. Но рояль уже подхватывает оставленную скрипкой мелодию, и в этот раз тихий смех Майкла звучит уже светлее. Как будто забыв о песне и об игре в старый мюзикл, Майкл заканчивает композицию так, словно он наедине с самим собой от нечего делать играет на рояле классические эстрадные мелодии: он напевает, вторя инструменту, а потом насвистывает - не слишком умело, но именно потому так естественно. Самый последний звук этой песни - и всего альбома - едва слышный вздох Майкла, возможно, вздох сожаления о том, что окончена эта старая сказка и закончен еще один альбом, еще одна страница жизни перевернута.
Майкл сделал для великой мелодии Чаплина все, что мог: песня осталась сагой собой, в ней бережно сохранен почерк гения, создавшего ее, и в то же время она обрела новый смысл..."
(Из журнала «Dangerous zone»)

Джозеф Вогель (автор книги "Человек в музыке") о записи песни "Smile"

«Джексон записал Smile в студии Hit Factory в Нью-Йорке, в 1994 году. Песня была записана живьем в студии, при поддержке полного оркестра. «Сначала они репетировали без вокала, а затем, когда Майкл запел в первом же дубле, они буквально попадали со стульев», - вспоминает ассистент звукорежиссера Роб Хоффман.
«Думаю, мы работали практически со всеми, я серьезно», - сказал знаменитый дирижер и продюсер британского оркестра Джереми Лаббок. - «Но самой памятной записью остается Smile Майкла Джексона из альбома HIStory. Великая песня, великий артист, безболезненная, беспроблемная запись!»
После записи песни Джексон отправился поблагодарить оркестр, и его встретили овациями. Когда он вошел в студию… все члены оркестра, состоявшего из 50 инструментов, встали и стучали по пюпитрам смычками так громко, как только могли. Джереми Лаббок стоял на подиуме дирижера и громко аплодировал. Я и сам аплодировал, сидя в аппаратной!»

Посмотрев фильм "Форрест Гамп", где с помощью новейших видеотехнологий главный герой оказывается рядом с президентом Кеннеди и Джоном Ленноном, Майкл задумал сделать клип, в котором он смог бы "пообщаться" с Чарли Чаплиным, но этот проект не был осуществлен."
Не случилось... "Smile" - это настоящая потеря.

Гела Гуралиа. Возрождение.

Эта песня как знамя, которое не может нести недостойный.
Присяга на знамени. Присяга на верность собственному таланту и музыке. Печать на челе. Печать одиночества на этом трудном пути. Печаль улыбки.
Вечное кино, где не смешаны и не смешны только две краски: черная и белая. Но это не траурное обрамление жизни.
Черная - притягательная глубина неординарной личности и искусства, белая - чистота восприятия, гармония души, полный спектр радуги.
Белый может выбрать человек с любым характером, белый цвет никого не отталкивает.

«И появился он на белый свет».
 И песня опять жива.



Если отдать предпочтение, что оставить в мире: закат или зарю, туманы или дожди, песни ветра или звуки песчаных струй, что бы выбрали вы? И то, и другое - разные грани прекрасного. Поэтому выбор есть, а предпочтений нет.
Люди не забывают тех, кто изменил мир.

Подготовила Ольга Тарасенко
( по материалам форума Алекса Экслера)
Previous post Next post
Up