Ну что, уже ознакомились с
первой частью моих воспоминаний о поездке в Питер? Все ознакомились? Точно все? Ну что ж, тогда продолжаем.. :o)
Если вы помните, в первой части я рассказала свои мысли о путешествиях по Питеру с помощью наземного транспорта. Но ессно не обошлось и без метро. Поэтому вторая часть воспоминаний будет носить название «Дороги подземные - взгляд сравнивающей москвички»...
Этот свой рассказ я построю как набор бусин. Ведь бусины, они как? Все вместе они составляют единую нитку бус, но каждая бусинка в этой нитке все же сама по себе.. так и мои зарисовочки будут каждая сама по себе, но вместе, я надеюсь, дадут вам представление о том, каким я увидела питерское метро..
Как я уже говорила, я жила на Охте, и ближайшая к месту моей дислокации была станция метро «Новочерскасская». Когда я впервые попала на эту станцию, я поняла, что такое дежавю.
Объясняю. В Мск я живу на станции метро «Сходненской». А теперь найдите хотя бы пять отличий на следующих двух фотографиях:
«Сходненская»
«Новочерскасская»
Раньше мой маршрут в метро был прост донельзя: Станция «Маяковская» или «Пл.Восстания», переход с «Гостиного двора» на «Невский проспект», и до «Проспекта Просвещения». Ну и назад… :o) В этот же раз за счет того, что я остановилась в новом месте и маршрут мой в метро был несколько изменен. В результате моему взору открылись несколько симпатичных, ранее мне неведомых станций. В их числе была и станция «Достоевская». Мне кажется, очень даже выдержано настроение, посмотрите сами:
«Достоевская»
А вот еще была ситуация. Я возвращалась поздно вечером от друзей, живущих на «Проспекте Просвещения». Вагон был наполовину пуст.. Напротив меня сидели две кумушки. Они вели довольно громко оживленную беседу.. поэтому я хорошо слышала о чем они говорят… Из их разговора, я все же сделала вывод, что они живут в Питере, по крайней мере у одной из них, чуть позже отличившейся, дача где-то под Питером, вторая кумушка тоже что-то такое говорила, из чего можно было понять, что и она местная. За обсуждением дачных дел они, ну и мы все остальные, подъехали к «Черной речке», и между кумушками случился вот такой диалог:
Дачница (Д) : А тебе не кажется, что «Удельная» и «Черная речка» очень похожи?
Вторая (В) : да, пожалуй ты права.. я как-то раньше об этом не думала..
Д: Только вот не пойму, почему на «Черной речке» Пушкин стоит?
Повисла долгая пауза. Поезд тронулся, и видно что-то сдвинулось в голове и у второй собеседницы:
В: а ты знаешь, кажется, тут Пушкин стрелялся..
Д: да ты что!!??
Вот такой разговорчик.. не знаю как на вас, а на меня он произвел неизгладимое впечатление.. А станции и правда похожи:
«Черная речка» с Пушкиным
и «Удельная» с….. Лениным.. :o)
Хочу вам сказать, что все станции, которые я вам тут показала, кроме «Достоевской», имеют один и тот же тип, и тип этот называется «односводчатая». Такие станции есть и в Мск, взять хотя бы ту же «Сходненскую». У «Достоевской» тип - «колонная». И таких станций метро в Мск завались.
Но есть в Питере станции, аналогов которым в московском метро нет. Эти станции покорили меня. По иронии судьбы именно эти станции я увидела первыми, когда в первый раз спустилась в питерское метро. Тип этих станций называется не больше, не меньше, а «горизонтальный лифт», о как!.. :o)
Посмотрите на них сами, например вот на эти две:
«Гостиный двор»
«Петроградская»
Ну и несколько наблюдений без картинок.
В московском метро можно легко определить местный человек перед тобой или нет.. Москвичи обычно несутся четким потоком в заданном направлении.. а вот на станциях с вокзалами эти потоки разбиваются об мечущихся приезжих, которые еще не разобрались, куда ж нам плыть им надо..
Питерцы же в метро проявляют свою неспешность.
Я же вам, кажется, уже говорила, что в Мск и Питере совершенно разные скорости движения людей? Нет, тогда чуть-чуть отвлекусь на это..
Когда мы с сыном приехали в Питер первый раз летом, мы много гуляли по городу одни, без моих друзей. Обычно наш с Артемом день строился так: мы приезжали к Гостиному двору и покупали какую-нибудь экскурсию в пригород, возвратясь с которой мы катались на катере по каналам, потом гуляли по центру города и часам к десяти вечера ехали к моим друзьям, у которых мы в тот раз гостили… Так вот в одну из таких послеэкскурсионных прогулок я обратила внимание на то, что я несусь по улице.. то есть я иду, как я привыкла ходить в Мск, но все равно, все окружающие меня люди идут медленнее… Питерцы неторопливы..
Правда в этот раз я обратила внимание на то, я хожу с питерцами с одинаковой скоростью.. Не знаю.. Может это последствия моего перелома? Я же хожу сейчас медленнее, чем обычно.. .А может питерцы ускорили свой шаг?
Так вот питерцы же в метро проявляют свою неспешность… По крайней мере я не увидела тех характерных потоков в метро.. Люди прогуливались по станциям.. ну хорошо, хорошо.. не прогуливались - не торопясь шли.. каждый в свою сторону.. И то, что убило в очередной раз - эскалатор.. на нем в Питере едут.. по нему не идут, и уж тем более не бегут.. за все пять дней я видела только двух или трех человек, которые опять же неторопясь спускались вниз.. :o)
Если посмотреть на московскую станцию метро свысока, то можно увидеть, что люди в ожидании поезда стоят кучками, и кучки эти распределены по платформе очень даже равномерно. Ни для кого не секрет, что перрон уже истоптан так, что на нем видно, где будут двери, когда поезд остановится. Именно там эти кучки и собираются. Так и стоят: каждая кучка напротив виртуальной двери, прямо у края платформы..
В питерском метро тоже натоптано и видно, где будет дверь остановившегося поезда. Однако такие вот кучки я видела только на станциях типа «горизонтальный лифт» и то не всегда. А так обычно люди просто распределены по платформе, и никто не кучкуется, чтоб первым вбежать в вагон. И стоят, что характерно, незаходя за ограничительную черту!.. вот такая дисциплинированность.. :o)
Повеселил меня вот такой эпизод. Ехала вечером уже не помню, куда и зачем. Народу в вагоне немного, я сижу ближе к началу вагона. На одной из станций в вагон заходит дяденька приятной наружности с огромной сумкой и начинает.... рекламировать что-то там, что он готов нам продать…. какие-то там фонарики, скатерти, ручки и прочую беллитристику. Он шел по вагону и перечислял свой товар. Конечно, я совру, если скажу, что и в мск метро не ходят такие вот торгаши.. но этот запомнился мне тем, что уже почти при выходе из вагона он озвучил, что среди его богатств имеются диски со справочно-правовыми системами, К+ был в их числе.. Меня такая гордость обуяла... Ого.. мы уже проникли в питерскую подземку!.. ;o)) да и не видела я пока, чтобы дисками торговали в мск метро.. только ручки да газетки..
Питер - интеллигентный город.. Даже на станциях метро, прямо на платформах, стоят журнальные и книжные киоски.. Всегда можно купить себе что-нибудь почитать, повысить свой кулютурный уровень.... :o)
Почитать хорошо и в ожидании поезда… в московском метро, если поезда нет минуты три народ начинает бурлить и шуметь.. особенно в час пик - «Что такое?? Куда смотрит правительство??» Конечно, я утрирую, но такое длительное отсутствие поезда всегда заметно в московском метро.. В Питере же интервалы между поездами бывают и по 6 минут (отмечу, заметила такие паузы после 22.00), но что характерно, народу было все равно немного..
И последнее на сегодня..
Метро в Питере, в отличи от Мск, дружественное.. Почему?.. А потому что там к людям относятся с уважением… Два примера:
1. В Мск турникеты в метро работают по принципу: «Не сделал что надо, получи по рукам…» ну, кому как повезет в общем.. :o) То есть незаплатившего за проезд радостно принимают в свои крепкие объятия вылетающие из турникета "закрывашки".. В Питере же работает принцип «Сделал - проходи» - перед заплатившим за проезд приывно открываются дверки, которые до этого были закрыты...
Да, согласна, результат один - заплатил за проезд и прошел, но вот подход, согласитесь, разный..
2. Вспомните, как «легко» в Мск с огромным чемоданом или сумкой пройти через турникеты.. Хорошо, если чемодан протискивается в отведенное пространство.. а если нет? Тогда или на руках над турникетами.. или умолять тетеньку-смотрительницу, чтоб пропустила мимо себя.. про проблему оплаты прохода в этом случае вообще говорить не буду - мечешься как заяц между турникетом, тетенькой и чемоданом.. В Питере же есть специальный турникет для ручной клади.. покупаешь специальный жетон (да, да, стоит он несколько дороже) и идешь как белый человек со своей поклажей через турникет.
Вот такие различия бросились мне в глаза в эту поездку. Конечно, я редко езжу в Мск в будни в метро днем. Конечно, я не ездила в питерском метро в часпик, когда все, как подорванные, едут на работу. И все же… все же... некоторые отличия есть, хотя и сходство некоторое тоже на лицо……
Считаю своим долгом сообщить, что хотя конечно я очень умная, но столько знать про Питерское метро при всем своем недюжинном уме я не могла бы без вот
этого сайта.. оттуда черпала некоторую инфу и бОльшую часть фотографий питерских станций.. ;o)
Продолжение следует.. как показала практика, продолжение будет нескоро, но будет... :o)