Ingegerd/Ингигерда Olofsdotter/Улофсдоттер (родилась примерно в 1000 году и умерла 10 февраля 1050 году) была дочерью шведского короля Olof Skötkonung/Олофа Шетконунга и его жены Estrid (Astrid)/Эстрид (дочь вождя племени ободритов).
Ингигерда получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное писание, литературу, историю. Она была истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов и потому с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, хорошо владела оружием. Исторические источники особо отмечают ее ум, смелость, большое влияние на окружающих.
Ингигерда должна была выйти замуж за короля Норвегии Олафа II - в качестве гарантии мира между Швецией и Норвегией, но увы, ему досталась только сводная сестра Ингигерд
В 1017 г. Ингигерда по воле отца вышла замуж за князя Ярослава Мудрого (1019-1054). В качество приданого она принесла Русской земле город Альдейгаборг (Старая Ладога). Православие Ингигерда приняла с именем Ирина, которое созвучно с Ингигерда. Она знала с детства славянский язык, которому её научила мать.
Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила решить спор военным поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык - и уступил брату.
Ирина стала матерью шестерых сыновей и трех дочерей. Особенно известны ее сыновья: князь Владимир Новгородский, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).
Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей родному языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна - французской, Мария - венгерской, Елизавета - норвежской.
Сама Ингегерд ушла в монастырь, приняла на склоне лет схиму и почитается, как Анна Новгородская. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.
Подписаться на обновления в журнале