Это первая в мире женщина-профессор математики, которая жила, умерла и похоронена в Стокгольме.
Софья Васильевна Ковалевская, урожденная Корвин-Круковская родилась в Москве 3 января 1850 году.
Женщин в университеты в России не допускали, а чтобы поехать учиться за границу, надо было получить разрешение отца или мужа. Отец был категорически против, поэтому Софья Васильевна фиктивно вышла замуж за Владимира Онуфриевича Ковалевского (впоследствии доктор наук, палеонтолог с мировым именем, любимый ученик Дарвина, знаток многих европейских языков), который разделял стремление Софьи к высшему образованию. Правда, Ковалевский не подозревал, что в итоге влюбится в свою фиктивную жену.
В 1869 году Софью Ковалевскую приняли в Гейдельбергский университет (наиболее престижный университет Германии).
В 1874 году в Гёттингенском университете (один из самых крупных и старейших университетов Нижней Саксонии) Ковалевской была защищена диссертация «К теории дифференциальных уравнений», после чего ей присвоили степень доктора философии. В Швеции все доктора называются "докторами философии" (следуя традиции средневековых университетов), а уже потом уточняется, в каких именно науках. Например, "доктор философии" (медицина) или "доктор философии" (математика).
Владимира Ковалевский покончил жизнь самоубийством в 1883 году, запутавшись в своих коммерческих делах. После чего Ковалевская, остается без средств с пятилетней дочерью.
В 1884 году она становится профессором кафедры математики в Стокгольмском университете, с обязательством читать лекции на немецком в течении первого года, а со второго - по-шведски.
За восемь лет Ковалевская прочитала в Стокгольмской университете, 12 курсов по самым различным разделам высшей математики. Она редактировала журнал "Acta mathematica", а во время зарубежных поездок изыскивала деньги для этого журнала во Франции, в Германи и в России.
Путешествия по Норвегии и Швеции привели к появлению серии статей о "Крестьянском университете".
Ковалевская с подругой посетила высшую народную школу и была настолько поражена, что написала для русского журнала "Северный вестник" статью. Для русского человека это было что-то необыкновенное - Крестьянский университет.
В Швеции эти университеты были широко распространены и существуют до сих пор. Выросли они из высших крестьянских школ, которые основывались вначале на религиозной основе. Потом в программу преподавания были введены начала естественных наук, в том числе математика и физика, и школы постепенно превратились в университеты. Занимались в них зимой, когда у крестьян было много свободного времени.
Здесь в Швеции, крестьяне имели иногда двухэтажные 5-комнатные дома и держались с достоинством. Да и университеты в деревнях содержались не на частные средства, а на государственные.
"Лежа в эту ночь в постели, я долго не могла заснуть: всё вертелись у меня в голове мысли о далекой родине. Думалось мне: придется ли мне когда-нибудь в жизни в какой-нибудь заброшенной глухой русской деревушке рассказывать кучке русских молодых крестьян о Швеции, как я рассказывала сегодня шведам о России."
Сделавшись профессором Ковалевская стала желанной гостьей в шведском обществе.
В Норвегии Ковалевскую избрали председателем математической секции конгресса естествоиспытателей Скандинавских стран.
Самым счастливым годом ее жизни стал 1888 год, когда на торжественном заседании французской академии наук Ковалевская принимала премию Бордена. Академия не только присудила одну из своих почетнейших премий женщине, но, учитывая особую научную ценность труда, еще и увеличила размеры премии с 3-х до 5-ти тысяч франков.
Вскоре и Шведской академией наук ей была присуждена премия короля Оскара " в 1500 крон. Наконец-то, Софья Ковалевская получила звание ординарного профессора в Стокгольме (всего за 2 года до смерти и за труд, доставивший ей бессмертную славу).
Наконец, в 1889 году Ковалевская избирается членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук.
Рождественские каникулы профессор Ковалевская провела на юге Франции, а на обратном пути из Берлина в Стокгольм Софья узнала, что в Дании началась эпидемия оспы. Испугавшись, она решила изменить маршрут. Но кроме открытого экипажа для продолжения путешествия не оказалось ничего, и ей пришлось пересесть в него. По дороге Софья простудилась и все-таки прочитала лекцию, побывала в гостях и только потом слегла окончательно с воспалением легких. Пенициллина тогде еще не было и 10 февраля 1891 года ее не стало.
Отпевал Ковалевскую в Свято-Преображенском храме, траурный катафалк к кладбищу провожали тысячи и тысячи шведов. Погребение было обставлено с необыкновенной торжественностью, а на могиле были горы цветов. Звучали прощальные речи, в которых высказывалась благодарность Швеции и Стокгольмскому университету за то, что здесь открылась возможность для Ковалевской достойным образом проявить свои знания.
Из всех стран цивилизованного мира приходили телеграммы с соболезнованиями. Первая панихида по Ковалевской была отслужена в здании петербургских женских курсов. Именно петербургские почитатели и почитательницы ее таланта составили комиссию по сбору денег для памятника и занялись судьбой ее 12-летней дочери, которая воспитывалась в семье астронома Gyldén, а затем вернулась в Россию, где работала врачом.
Большой крест серого гранита стоит на могиле Ковалевской на Norra begravningsplatsen/Северном кладбище
(kvarter/квартал 21A, могила 88) в Стокгольме.
Трудно поверить, если перечислить все достижения Ковалевской, все ее награды, вспомнить почести, оказанные ей научным миром, что она прожила всего 41 год.
На обратной стороны Луны есть горная вершина, названная ее именем.
В Швеции к 100-летию приезда Ковалевской в Стокгольм был показан фильм "Гора на обратной стороне луны", снятый по новелле Agneta Pleijel/Агнеты Плейель и Lennart Hjulström/ Леннарта Юльстрема "Berget på månens baksida".
В Швеции прошло почти 100 лет после смерти Софьи Ковалевской, прежде чем еще одна женщина стала профессором математики в университете
Uppsala/Уппсалы/Юппсалы.
Это была немка Birgling Juhl-Jörick.
Подписаться на обновления в журнале