"Дело Финляндии - наше дело!"/"Finlands sak är vår!", то есть, наше, шведское, дело - историческая фраза, которую в Швеции знают почти все, но уже мало кто относит её к событиям больше, чем 75 летней давности, к Советско-финской войне 1939 -1940 годов, в которой приняли и 8000 шведских добровольцев.
75 лет назад в Стокгольме начались секретные переговоры между Финляндией и СССР. Это было зондирование почвы, подготовка окончания Финской войны войны 1939 -1940 годов. Мирный договор был заключен в Москве 12 марта 1940 года.
Предварительные переговоры велись в стокгольмском "Гранд-отеле", том самом, где останавливаются лауреаты Нобелевской премии.
Несколько дней назад, в "Гранд-отеле" прошла конференция "Финская Зимняя война - 75 лет". (Зимняя война/Тalvisota - так эту войну называют в Финляндии/ Тalvisota и Швеции/Finska vinterkriget.)
Министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя, один из самых авторитетных и уважаемых финских политиков, выступая на конференции, рассказал о помощи Швеции в этой войне и о … своей бабушке.
Бабушка - Хелла Вуолийоки (фин. Hella Wuolijoki, род. в Эстонии в 1886 году, скончалась в 1954 году), с 1908 года замужем за финским политиком Суло Вуолийоки… Придерживалась левых взглядов и в 1943 году была приговорена к пожизненному заключению по обвинению в связи с советской разведкой. Вышла на свободу после завершения войны Финляндии с СССР и возглавила государственную радиовещательную компанию, а позднее стала депутатом парламента".
Бабушка имела непосредственное отношение к заключению мира между Финляндией и Швецией в 1940 году. В декабре 2014 года, после личных контактов с коллегой Сергеем Лавровым, финскому министру удалось получить копию рапорта двух агентов НКВД, с которыми Хелла Вуолийоки встречалась в Стокгольме 24 января 1940 года.
Агенты докладывают, что они были направлены в Стокгольм для встречи с агентом НКВД Вуолийоки, от которой была получена информация не только политического характера, но и данные о расположении финских войск в Хельсинки. О своей встрече с советскими агентами она рассказала тогдашнему министру иностранных дел Финляндии Вяйнё Таннеру, отрицая, при этом, что она передала им какую-либо конфиденциальную информацию. Главное, однако, что агенты доложили и об имеющемся в финского правительстве стремлении к миру. Таннер был, что называется, в курсе дела.
В феврале 1940 года Таннер приехал в Стокгольм, чтобы тайно встретиться с Коллонтай, чтобы говорить о заключении мира. Встреча имела место в "Гранд-отеле", в номере Хеллы Вуолийоки.
"Дело Финляндии - наше дело!"/"Finlands sak är vår!". Несмотря на все крылатые слова, Финляндия чувствовала себя всеми оставленной в той войне, хотя Эркки Туомиоя сказал, что очень недооценивается ценности материальной и политической поддержки, оказанной Швецией, которая не оставалась нейтральной, а напоминала воюющую страну.
Шведы хорошо помнят о этой войне, ведь живы ещё те, кто сам воевал, их родные и близкие, а также те, кто нашел приют в Швеции, в те тяжелые годы.
Подписаться на обновления в журнале