Пасхальные ведьмочки - типично шведский феномен

Apr 13, 2017 12:50





Переход от язычества к христианству в Швеции осуществлялся довольно долго и постепенно, поэтому многие языческие традиции переплелись с христианством и сохранились и по сей день.

То что у христиан было праздником Пасхи, у древних скандинавов было днем весеннего жертвоприношения и называлось - «segerblot».
«Segerblot» праздновался в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия.
Многое из того, как отмечалось тогда, отмечается так же и по сей день.
Так, например, для древних скандинавов верба была символом быстрого роста, здоровья (считалось, что вербные ветки обладают особой целительной силой при некоторых болезнях) и жизненной силы. Верба первой распускается весной. Потому люди полагали, что дерево обладает особой силой: охраняет от злых духов и природных стихий.
А вот чистый четверг у шведов был самым колдовским четвергом в году (потому что ведьмы в этот день летали на шабаш), для древних скандинавов это был особый день магической силы, так как этот день посвящен верховному асу Тору и поэтому четверг считался самым удачным днем для изготовления ножей, мечей и прочих колющих и режущих предметов. Чтобы изготовить меч, который обладает волшебными свойствами, то надо это делать в течении трех лет, то есть три чистый четверга.
В наше время шведские ведьмы перестали летать, a начали ходить пешком и превратились в маленьких ведьмочек и выглядят они нынче иначе, чем в представлениях их пращуров.
Шведский историк Olaus Magnus/Олаф Магнус писал, что если женщина появилась на людях с распущенными волосами, то она сразу считалась ведьмой.
Теперь же, все ведьмочки носят яркие платочки, цветастые юбки, конопушки на носу и румянят щеки.
Они стучаться в дом, протягивают хозяевам самодельные открыточки с пожеланиями: "Веселой Пасхи!" и ждут благодарственных подарков в виде сладостей или мелких денег. Шведы не скупятся, ведь от ведьмочки, хоть и маленькой, лучше откупиться не торгуясь, а то мало ли...
Обычно это развлечение для девочек, но иногда к ним присоединяются самые отважные мальчуганы, которых называют «пасхальными мужичками».





Идея о летающих пасхальных ведьмах пришла из XVII века, когда охота на них в Швеции была особенно интенсивна. Наиболее массово ведьминские процессы проходили в период с 1660 по 1680 годы, когда сотни ведьм были сожжены на кострах, которые были пойманы после того как они посетили шабаш у дьявола. Место, куда летали ведьмы, часто, но не всегда, называлось Blåkulla/Блокулла (подобие Лысой горы). Там проходил их «банкет», где подавались деликатесы в виде лягушек, змей и жаб.
Что бы распугать, летающих ведьм, люди жгли костры и стреляли из ружей. Сегодня, по-прежнему жгут костры, но вместо стрельбы из ружей, стреляют  петардами и ракетами.
Так, постепенно, на основе шведского фольклора и появились пасхальные ведьмы (påskkärringar), причем каждая пасхальная ведьма должна иметь при себе метлу, кофейник и черного кота. Эти атрибуты ведьмы не имели в XVII веке (да и кофе не было в Швеции в то время), ими они «обросли» на много позже.
Трудно сказать, когда точно появилась традиция наряжаться ведьмой на Пасху, но доподлинно известно, что эта традиция широко была распространена в западных городах Швеции уже в середине XIX века, поэтому можно сказать, что первые пасхальные ведьмы появились примерно в начале  XIX века или немного ранее.
Изначально эта традиция появилась в провинциях Bohuslän/Бохюслэн, Dalsland/Дальсланд, Värmland/Вармланд и в нескольких районах провинции Västergötland/Вэстергётланд.
Первоначально в пасхальных ведьм переодевались взрослые и подростки, но со временем это стало детской забавой.
В настоящее время в Швеции и фино-шведской части Финляндии это очень обычно, когда детвора наряжается пасхальными ведьмами, вот только в шведской части Финляндии их называют «påskhäxor», а не «påskkärringar».
По традиции, на пасхальной ведьме должно быть надето платье с фартуком и платок на голове. Пасхальные мужички («påskgubbar») наряжаются в мужскую одежду с обязательным наличием шляпы и усов, хотя можно ещё переодеться в кота, пасхального зайца или пасхального петуха.
Шведские и финско-шведские традиции (в какой день ходить и что дарить) у пасхальных ведьм несколько различаются. Есть некоторые отличия в традициях от провинции к провинции, но в целом - это весёлая детская забава и свеего рода соревнование: «Кто больше соберет конфет!».














Подписаться на обновления в журнале

Värmland/Вармланд, традиции, Швеция, Dalsland/Дальсланд, Финляндия, Bohuslän/Бохюслэн, дети, праздник, Västergötland/Вэстергётланд

Previous post Next post
Up