Все знают, что такое Нобелевские премии. Некоторые знают также о существовании Иг Нобелевских премий (Ig Nobel Prize), которые в русских переводах иногда называют Шнобелевскими премиями. Церемония награждения лауреатов шнобелевских премий проходит каждый октябрь в Гарвардском Университете, и многие награжденные с удовольствием на нее приезжают, тем более что премии им вручают лауреаты Нобелевских премий.
Всем известно, что Нобелевские премии присуждают за выдающиеся достижения в науке, но вот за что дают Шнобелевские? Многие считают, что ими отмечают открытия, имеющие сомнительную научную ценность, но это не совсем верно. На самом деле, Шнобелевские премии присуждают за открытия, которые заставляют людей сначала смеяться, а потом думать, вне зависимости от того, насколько важным было открытие. Именно с этих позиций мы и рассмотрим некоторые наиболее интересные работы, получившие шнобелевские премии по медицине в последние годы.
Например, исследователи Стивен Стак из Университета Уэйн (Wayne State University) и Джим Гандлах из Университета Оберн (Auburn University) получили шнобелевскую премию за установление связи между музыкой кантри и самоубийствами в больших городах. Авторы работы предположили, что увлечение музыкой кантри поощряет суицидальные настроения и увеличивает вероятность самоубийства, так как тематика большинства песен этого жанра сфокусирована на проблемах, которые обычно побуждают людей к самоубийству. Для проверки этой гипотезы они исследовали популярность радиостанций, транслирующих музыку кантри в 49 городах и обнаружили, что, действительно, чем сильнее любовь к кантри, тем выше уровень самоубийств. Интересно, что любовь к музыке кантри оказалась единственным показателем, для которого удалось установить четкую зависимость. Ни уровень разводов, ни доступность оружия, ни низкий уровень жизни в исследованных городах никак не влияли на уровень самоубийств. Возможно, это открытие не всем покажется очень смешным, но оно, безусловно, заставляет задуматься. Что если и правда, музыка, которую мы слушаем, моделирует и перепрограммирует наш мозг определенным образом, воздействуя на таинственные процессы в подсознании?
Вторая работа, получившая шнобелевскую премию по медицине, посвящена “правилу 5 секунд”, в которое верят многие американцы. Согласно ему, упавшую на пол еду можно без опаски есть, если она пробыла на полу не более 5 секунд. Эту премию получилаДжулиан Кларк, школьница старших классов, работавшая летом в лаборатории Ганса Блашека в Иллинойском университете (Hans Blaschek’s University of Illinois) в рамках программы для одаренных учеников. В процессе своих исследований она установила, что:
1. 75% женщин и 56 % мужчин знают правило 5 секунд и используют его при падении еды на пол.
2. Женщины чаще мужчин подбирают еду с пола.
3. Люди чаще подбирают конфеты и печенье, чем овощи.
4. На чистом и сухом полу практически нет бактерий.
5. Если на полу есть микроорганизмы, еда может быть заражена ими менее чем за 5 секунд. При этом количество бактерий, попавшее на продукт, зависит от свойств продукта (мармелад цеплял особенно много бактерий), и от того, упал ли он на гладкий (больше бактерий) или шершавый (меньше бактерий) пол.
Мораль: если пол чистый, еду можно подбирать и после того, как она пролежала на нем более 5 секунд, если же есть основании полагать, что на полу могут оказаться болезнетворные бактерии, лучше взять себе другой кусок.
В 2003 году премию по медицине получила группа ученых, которые обнаружили, что область гиппокампа мозга лондонских таксистов развита лучше, чем у работников других профессий. Они объясняют это сложностью передвижения по улицам Лондона, что предъявляет к мозгу повышенные требования. Интересно, что объем области гиппокампа был тем выше, чем больше лет человек провел за рулем. Безусловно, это исследование - повод задуматься, ведь оно подтверждает тот факт, что мозг человека может физически перестраиваться и развиваться даже во взрослом возрасте в ответ на требования, предъявляемые внешней средой.
Питер Барс из Университета Макгилл подсчитал, что 2,5% всех госпитализации в одной из провинций Папуа Новой Гвинеи за 4 года были вызваны падающими кокосовыми орехами. Он также подробно описал историю болезни двух таких пациентов, получивших травму головы. Надо сказать, что во время своего пребывания на Гавайях, я старалась держаться подальше от кокосовых пальм - орехи, висевшие на них, выглядели весьма увесистыми.
Одна из шнобелевских премий состояла из двух частей: часть была присуждена Пациенту Х, который был убежден, что человека, укушенного гремучей змеей, можно спасти, подвергнув его хорошему электрическому разряду, и часть - докторам местного Центра Отравлений, которые, собственно, и опубликовали статью “Неудача при лечении укуса гремучей змеи электрошоковой терапией”. История вкратце была такова. Бывший военный моряк из Аризоны держал дома гремучую змею, которая время от времени его кусала. После того, как это случилось четырнадцатый раз, пациент Х решил, что с него хватит визитов в госпиталь и инъекций сыворотки, и договорился со своим другом, что в следующий раз они попробуют альтернативную терапию. Случай не замедлил представиться - на этот раз ядовитый домашний питомец впился своему хозяину в губы, возможно от избытка чувств. Как и было договорено, друг, подоспевший на помощь, не стал беспокоить врачей, а попросту подключил пострадавшего к электрическому аккумулятору автомобиля. Однако, так как при первых разрядах пациент потерял сознание, испуганный “спасатель” все-таки побежал вызывать скорую помощь. Как вспоминают врачи, когда они прибыли (очень оперативно, через 15 минут), пациент был без сознания, а его лицо напоминало печеную картофелину. Доктора Дарт и Густафсон (R. S. Dart, R. A. Gustafson), лечившие пациента Х, решили написать статью с разбором этого случая, чтобы раз и навсегда покончить с опасным поверьем. Когда доктору Дарту сообщили о том, что он стал лауреатом шнобелевской премии, он сказал: “Я потрясен оказанной мне честью, хотя и не так сильно потрясен, как наш пациент”.
Ещё одна премия была присуждена исследователю, нашедшему способ сделать двустворчатых моллюсков еще счастливее (в английском языке есть выражение “Счастлив как моллюск”, Happy as a clam). Эликсиром счастья в данном случае стал популярный в Америке антидепрессант прозак.
Врачам было известно, что прозак (Prozac или fluoxetine), являющийся эффективным средством от депрессии, может влиять также на сексуальную сферу жизни пациентов, причем действовать он может в обоих направлениях, как стимулируя, так и подавляя сексуальное влечение. Неожиданный вклад в исследование этого явления внес Питер Фонг из Геттисбургского колледжа (Peter Fong, Gettysburg College, Gettysburg, Pennsylvania). По его признанию, однажды он засиделся в лаборатории допоздна, чувствуя усталость и депрессию. Потянувшись привычным движением за баночкой с прозаком, он сделал неловкое движение и уронил несколько капсул в аквариум, наполненный двустворчатыми моллюсками. К его изумлению, моллюски немедленно оживились и принялись интенсивно спариваться, выпуская в воду клубы сперматозоидов и яйцеклеток. “Я думаю, что в этот момент они были счастливы как моллюски”, - вспоминает ученый.
© Подписаться на обновления в журнале