Кемерово глазами вернувшегося с того света фотографа: особый взгляд на фасад и изнанку
Aug 09, 2020 07:56
Кемерово глазами вернувшегося с того света фотографа: особый взгляд на фасад и изнанку Не нужно обладать недюжинным умом и великой проницательностью, чтобы понять: на одни и те же вещи можно смотреть по-разному. Кто-то готов остановиться, обойти, заглянуть и вникнуть. А кто-то в суете пробегает мимо, бросая взгляд по касательной и под одним и тем же углом. Вроде бы банальность: внимательному взгляду открываются глубинные смыслы. Вот и хорошо всем нам знакомый Кемерово можно открывать бесконечно и удивляться неожиданным ракурсам. Их постоянно находит Екатерина Комарова, фотограф-любитель, которая, выжив после страшной аварии, начала видеть то, чего раньше не видела, а увиденное решила сохранить в памяти современников и потомков в виде тысяч фотографий. На них кто-то узнаёт в столице Кузбасса Швейцарию, кто-то видит экзотические тропики, а кому-то она кажется безлюдной Припятью и сталкерскими катакомбами. Кемерово и его окрестности - такие, какими вы их никогда не видели.
[Spoiler (click to open)]Многие кузбасские журналисты и блогеры для иллюстрации своих краеведческих и новостных материалов пользуются работами кемеровчанки Екатерины Комаровой. На странице её Живого журнала - огромный список из нескольких сотен тематических разделов. Каждый из них стабильно пополняется новыми кадрами. Богатейший фотобанк и фотоистория.
Всё началось с розового домика
Раньше Екатерина Комарова работала крановщицей на «Азоте», города не знала от слова совсем. Немного знаком был разве что центр, где она живёт много лет. И то по верхам. Работа - дом, работа - дом. Бежала, как и мы все бежим. И ничего вокруг не видела, ничем не интересовалась. А в 2008 году случилось страшное. Переходила дорогу по пешеходному переходу. Красный застал её на середине пути. И водитель легкового автомобиля, вылетевший из-за газели, пешехода не увидел. В результате перелом ключицы и пяти рёбер с повреждением лёгкого, черепно-мозговая травма и неделя в реанимации. Когда Екатерина чудом выкарабкалась с того света, оказалось, что всё изменилось. И крановщица с сорванным здоровьем никому не нужна.
- Потыркалась я после ДТП, потыркалась, а потом уволилась по состоянию здоровья. Я тогда уже на пенсии была, на «химии» в 45 лет туда отправляют. На другую работу меня не взяли. Стала домоседом. Сыновья (у меня их двое) думали, чем бы меня занять. И вот старший однажды подарил мне свою «Соньку» (фотоаппарат Sony - прим. ред.). Ничего я тогда не умела, училась всему сама, методом полунаучного тыка, просматривая в сети фототворчество других авторов, в том числе кемеровских - Николая Патрина, Вадима Михайлина, Александра Рымарова и других.
С того дня прошло уже 12 лет. И практически каждый день из них Екатерина Комарова ходит по Кемерову и его окрестностям с фотоаппаратом наперевес. Правда, теперь ей служит не старая «Сонька», а новый Canon с 65-кратным зумом. Его объектив «сканирует» современную жизнь города - заводы, архитектуру, живность, памятники, мосты, заброшки - из этих кадров потом вырастет фотоистория.
- Что-то перевернулось и щёлкнуло во мне, когда во время одной из фотопрогулок на моем пути оказался розовый домик угольных генералов на улице Дарвина. Здесь жили Герои Социалистического Труда: начальник треста «Кузбассуголь» Владимир Кожевин и его заместитель Пётр Ковачевич. Хозяева дома умерли ещё в 80-х годах, а в начале 2000-х необычная для Кемерова постройка совсем обезлюдела и начала разрушаться. После размещения в сети фотографии дома мне написала Алиса Ковачевич, внучка генерала Ковачевича, рассказала, как они жили в этом домике, как просили помощи, чтобы сделать из него музей. Но в 2015 году дом снесли. Зацепила меня история этого дома, помогла рассмотреть в городской архитектуре нечто большее - жизнь, борьбу, радости и разочарования. А чуть позже я оказалась в Сосновом бору, хотела посмотреть подрыв льда на Томи, а вместе с тем зашла в музей «Красная горка». И это стало для меня ещё одним откровением. Вот такая цепочка случайных неслучайностей будто прорвала шлюз, который нужно было срочно заполнить информацией. Я обошла весь частный сектор в районе Красная горка, разговаривала с людьми, спрашивала, старалась насытиться, а вечерами с воодушевлением рассказывала сыну о том, чего нового узнала.
Благодаря этим марш-броскам в историческое сердце Кемерова у Екатерины Комаровой появилась целая серия фотографий «КопиКуз» и рубрика «Было-стало». И она абсолютно всерьез решила вести фотолетопись активно меняющегося угольного региона.
- А где они ещё возьмут эти фотографии? Наверное, большие городские улицы и главные здания так или иначе останутся на снимках. А снесённый ради многоэтажной жилой застройки частный сектор? Почти ничего не осталось от улиц Заречных. А у меня они есть. Когда я впервые там оказалось, новостройки только начинали появляться. Сейчас частник весь посносили. Все, что было на месте домов на проспекте Притомском, Московском, на Металлплощадке - всё у меня есть. А разрушенные, но когда-то солидные заводские лабиринты? Уничтоженное сельское хозяйство с фермерствами и постройками, которых сегодня уже нет, коровниками, птицефабриками. Я брожу и нахожу интересности. Мало кому известные советские клубы, заброшенные медсанчасти. Снимаю старый и новый Кемерово. Тот, что на виду, и тот, что со двора, лицевую часть и изнанку. Ко мне на страничку даже Илья Владимирович Середюк заходит, смотрит, чего я наснимала и где надо порядок навести (смеётся).
Оставшись без работы, Екатерина Комарова решила жить в свое удовольствие. Все свободное время она посвящает фотопрогулкам. В свои почти 60 она готова проходить в поисках интересных кадров по шесть, а то и восемь часов к ряду. Ходит по городу и за городом, изучает близлежащие деревни, с сыновьями ездит на рыбалку, с подругами - на природу. И снимает, снимает, снимает.
- Я в день прохожу по 15-20 километров. Иногда подруг с собой беру, одноклассниц. Им тоже интересно. Можем зайти в поселок Новый, что в Журавлях, а выйти к 11-й горбольнице на шахте Северной. Прём, как танки (смеётся). Одна одноклассница у меня отчаянная, любит по отвесным скалам полазить, и я вместе с ней. Иногда случается и заблудиться. Но мы же комсомолки - хоть костер разжечь, хоть на луну слетать - выход всегда найдем. Я иногда хожу по таким задворкам, что вам и не снилось... - с улыбкой признается Екатерина. - Меня на «Коксе» охрана четыре раза в милицию сдать хотела. Иду я вдоль территории завода, смотрю - самолёт так красиво в клубы заводского дыма влетает. И давай его снимать. А тут охрана, пройдёмте, говорят, с нами. Приходится объясняться, понимают с трудом. А между «Коксом» и Мехзаводом какая красотища! Там на очистных сооружениях цветные разводы, деревья вокруг, белая пена воды, которая сливается в Томь. Фантастично!
А вообще у меня в крови сталкерство. Я очень люблю ходить по заброшкам. На «Прогрессе» однажды попала на съёмки кино со страйкболистами. Точнее, они снимали кино, а я - их. А однажды я нашла место в нашем городе, где делали подводные моторные лодки. Я не верю в случайности, а потому знаю, что попадаю туда, куда мне надо попасть. Однажды мне в сети написала женщина. Она раньше жила на улице Пролетарской, но давно уехала из Кузбасса. Попросила сходить и сфотографировать двор, в котором она жила. А мне что - мне в радость. Сходила, отправила, та растрогалась. Как путешествие в прошлое совершила. Иногда мне люди говорят, что ностальгически плачут, глядя на мои фотографии, на которых сохранились их родные дворы, улицы, дома, молодость…
Тот самый зоокузбасс
А ещё Екатерине Комаровой удается создавать потрясающие кадры, оживляя для городских жителей ещё один практически неизвестный им мир. Мир городской дикой природы. Можете верить, можете - нет, но живность, как заговорённая, выходит на Комарову. Многие её снимки уникальны: редко кому удается застать диких животных в их естественной среде. Причём в черте города. Норки и ондатры, цапли и журавли, и даже экзотический, невероятной красоты голубокрылый зимородок - ползут, бегут и летят на Екатерину. Она всегда оказывается в нужное время в том самом нужном месте, чтобы поймать в объектив журавлиный клин, позирующего зимородка или момент триумфа норки в самом центре города.
- Иду на днях по набережной Томи. Вижу, мужчина и женщина остановились и куда-то пристально смотрят. Когда в моих руках оказался фотоаппарат, я стала намного внимательнее. Проследила за их взглядом, приблизила зумом... О! - ондатра!
На кемеровских водоёмах мне частенько удается поснимать разных мелких хищников. Однажды мне удалось запечатлеть победу норки на Искитимке над огромной уткой. Редкий кадр получился. За последние 12 лет я выучила всех птиц с местами их обитания. Знаю, к примеру, где в Кемерове можно найти тетеревов. На них одно время даже охотились за аэропортом. И цветочки все выучила, бабочек, грибные и ягодные места. Природа у нас шикарная. Жаль, что мало кто это видит. Показываю однажды своему знакомому, несколько лет назад уехавшему из Кемерова, одно свое фото. Он спрашивает меня: «Ты что, в Швейцарии была?» Смеюсь, нет же, - говорю, - это наша Верхотомка! Многие ведь бегут мимо этой красоты и ничего не видят. Понимаете? Люди даже сейчас, в век цифровых технологий и сверхмобильности ничего о родном городе не знают. Вот я и пытаюсь своими фотографиями расшевелить в них то, что когда-то расшевелилось во мне. Перевернуть представление о привычном и будничном. Чем-то заинтересовать.
Делает это Екатерина Комарова совершенно безвозмездно, то есть даром. Денег за съёмки не берёт, живёт на пенсию и помощь сыновей, говорит, непривередливому фотографу на хлеб хватает. Хотя работы со снимками - непочатый край. С каждого фотопохода у неё получается около 500 фотографий. Она отсматривает все и отбирает самые, на её взгляд, удачные. Но делает это без профессиональных знаний о композиции, цветокоррекции и ретуши, а чисто по наитию: понравилось - оставила, не понравилось - удалила.
- Выбираю душой и сердцем. Оставляю те фотографии, которые вызывают эмоции, на которые хочется смотреть и рассматривать. Обработкой почти не занимаюсь. Могу немного резкости и яркости добавить, не более того. Эстетика в них, что называется, натуральная, природная, без моего вмешательства. Моя задача - её просто заметить и запечатлеть.
А вот людей Екатерина Комарова снимать не любит. Говорит - не интересно, - люди как люди. Поэтому и в кадр они попадают нечасто. Разве что фоном.
- Не хочу - и не снимаю. Это мой волшебный мир, мой космос, я сама его создала. Хочу - с единорогов падаю, не хочу - не падаю.
Немного расстроена Екатерина Комарова наступлением эпохи коронавируса, поставившей под угрозу и дальние прогулки, и общение с интересными людьми, но верит в лучшее. И продолжает гулять, правда, пока в одиночку. А мы можем через фото смотреть её глазами не только на привычный Кемерово, но и на другие города Кузбасса, куда нет-нет да и нагрянет фотограф-летописец, добираться до тех мест, куда без неё, возможно, никогда не добрались бы, любоваться набухающими почками, стыдливой нежностью весенних первоцветов и буйством осенних красок, смотреть на коршунов, вьющих гнезда, и пепелища весенних пожарищ, охвативших в этом году Кузбасс. Смотреть шире, видеть больше.