Изобретания велосипедов )

Mar 25, 2014 11:05

Вчера в процессе разговоров с мужем о родительских делах пришли мы к тому, что выделили для себя базовые отличия детей ( по крайней мере наших и тех, кого мы наблюдаем) от взрослых. Наверняка все эти пункты сто раз описаны и имеют свои научные обозначения, но поскольку мы изобретали велосипеды для самих себя, то формулировали своими словами...
 Отличия эти относятся не столько к биологическому возрасту, сколько к внутреннему взрослению. Каждый из них может присутствовать и у очнеь маленького ребенка, и отсутствовать (порой и пожизненно) и у совсем взрослых людей.

Способность к организации своего физического пространства-времени. Сюда входят как способность самому одеться-раздеться, умыться и справиться с базовыми бытовыми нуждами, так и способность организовать и планировать свое расписание и рабочее пространство. Этот пункт как раз обычно и ассоциируется со взрослением и по мере крепчания в ребенке как бы все больше облегчает жизнь родителя :))...Ведь именно здесь лежит умение завязать шнурки, приготовить одежду на завтра, собрать самому рюкзак и спортивную сумку, навести порядок на рабочем столе, расставить свои книжки по порядку...

Способность к самоорганизации. Способность не просто самому занимать себя, но и способность ставить себе самому задачи, организовывать их выполнение и иметь возможность сохранять внимание, концентрацию и интерес на протяжении всего процесса вплоть до достижения нужного результата. Этот пункт обожают в детях учителя и профессура ) Идеальный студент - который сам себе поставил задачу, сам ее уяснил и разобрал, сам подобрал материалы и сам с ними работал во всех смыслах вплоть до достижения искомого результата. У малышей этот момент ярко виден в способности сосредоточенно заниматься каким-то предметным делом (нарисовать картинку от начала до конца, сесть и самому сделать уроки даже в шумном пространстве, сосредоточиться над книжкой, построить башню до конца...)

И наконец третье, возможно самое непростое для меня в осмыслении и описании. И как мне кажется, самое пострадавшее качество в постсоветском пространстве. Это способность к эмоциональной самоподпитке. Способность получать удовольствие от процесса и себя самого в нем независимо от получающегося результата, участия других людей и от оценок окружающих. Если вернуться к примеру с уроками, то, например, у нас бывает, что старшей дочке нередко в трудных случаях с заданиями по математическому кружку нужны не столько интеллектуальыне советы, сколько эмоциональное соучастие и подпитка родителей. Чтобы кто-то сидел рядом, сочувствовал и успокаивал пока она пробирается сквозь буреломы знания. Это - способность не бросать в расстроенных чувствах (карандаш, игрушку, уроки, человека, отношения и далее по списку...:) - даже если не получается и если совсем не получается - находить внутри себя ресурсы продолжать, радоваться процессу и неколебимо верить в то, что ты хороший и что у тебя все получится, даже если раньше не получалось и не получается пока что...

Именно вокруг третьего пункта кружатся мои мысли вчера и сегодня. Очень интересны ваши идеи по этому поводу, дорогие друзья.
Previous post Next post
Up