"Как вы лодку назовете, так она и поплывет", ага... Что-то в этом есть чисто человеческое - выбрать правильное название, правильное слово, позволяющее определить функции предмета или роль, которую играет человек во взаимоотношениях с другими людьми
(
Read more... )
Кто-то из американских антропологов (сейчас не вспомню, кто) исследовал племена Африки и Амазонии на предмет устойчивости к влиянию "цивилизованного человека". Если не брать во внимание очевидные параметры типа численности, удаленности, изолированности, одним из решающих оказалась как раз гибкость внутриплеменной структуры. То есть племена с жесткой "вертикалью власти", как правило, просто погибают. Их губит либо соблазн чужой культуры (что ведет к ассимиляции), либо автомат Калашникова (который они рано или поздно получают). И наоборот, чем сложнее устроено племя, тем легче оно "переваривает" чужеродное влияние, что-то адаптируя к своим традициям и образу жизни, что-то отвергая. Даже просто разделение функций вождя и жреца ("двухголовая" иерархия) повышает устойчивость к культурной экспансии извне.
Ну, это так, культурологическое отступление от темы... :))
Насчет всего остального... Думаю, это вопрос терминологии и нюансов. Какой смысл, например, мы вкладываем в понятие "друг", и какая модель поведения соответствует этой роли?
То же и с возрастом. Я бы сместил акцент, и сказал, что в 4-5 лет ребенок начинает активно узнавать и осваивать общество детей как "классово близких" товарищей. Это ему действительно интереснее. В этом возрасте формируется и осознается то, что Осорина назвала "секретным миром детей", отличным от мира взрослых. Соответственно, появляются тайны даже от родителей (в первую очередь - от родителей). Но я бы не сказал, что близкие взрослые утрачивают важность и влияние. Они, конечно, уже не каменные, но все еще атланты, удерживающие небо от обрушения на землю. А вот чужие дяди и тети - да, в фоне. :)
Reply
Reply
Leave a comment