Двоюродный дядя

Sep 01, 2013 15:38

"Как вы лодку назовете, так она и поплывет", ага... Что-то в этом есть чисто человеческое - выбрать правильное название, правильное слово, позволяющее определить функции предмета или роль, которую играет человек во взаимоотношениях с другими людьми ( Read more... )

Взрослые заморочки, Психологическое

Leave a comment

swann2006 September 3 2013, 10:10:38 UTC
Все это, мне кажется, - про систему, которую устанавливает и поддерживает взрослый. Семейную систему. В этом его (взрослого) основная функция.
Для мелких система ассоциируется с мамой и папой. Мой папа такой большой, такой сильный, он сейчас придет и всем вам даст по лбу, если будете меня обижать!
Для подростков - уже иначе. Я даже по Олежке это вижу. Он научился различать системные и ситуативные отношения. Ситуативно он может взбрыкивать, я могу поорать, мы можем мириться и ссориться. Однако система при этом (ну, как мне кажется) остается устойчивой. Она не разрушается от того, что ребенок загулял, или я сегодня не в духе.
Семья всяко больше, чем Я и Ты. Это бэк-граунд, земля, от которой можно отталкиваться, чтоб полетать. И к которой можно всегда вернуться.
В то же время, семья - это иерархия. В ней есть кто-то, кто принимает окончательное решение. В зависимости от традиций и возраста ребенка, это могут быть папа, мама или семейный совет. Тут, мне кажется, матриархат, патриархат и демократия имеют равное право на существование. :)
А дальше - вопрос, на который я не вполне понимаю, как ответить. Взрослый в ДД (воспитатель, волонтер) - это кто? Как он организует (и может ли организовать; и нужно ли организовать) парасемейную систему?
Я (как волонтер) выбрал для себя роль на периферии системы. Мне так было понятнее и комфортнее. Отсюда и сомнения в правильности выбора...

Reply

прошу прощение за многоречивость... dz0rin September 3 2013, 11:27:57 UTC
Строго выстроенная, раз и навсегда, иерархия вообще-то ценна, как я понимаю, только в традиционной и патриархальной культуре. Тем не менее, в любой, даже современной семье есть, конечно, кто-то, кто вообще в состоянии удерживать социальные нормы, порождать собственные способы и правила жизни, и опять же, удерживать их, а не руководствоваться каждый раз только складывающейся наличной предметной ситуацией и плыть по течению. В этом смысле он и "иерарх". Но отличие современной семьи от традиционной может быть в том, что ребёнку практически с рождения разрешена максимальная активность, и до 5-летнего возраста дети вообще в принципе делают что хотят (только это не значит, что их оставляют наедине, лишают общения, совместной и др.деятельности:). Это же норма, если только ситуация не выходит из под контроля взрослого - т.е. не становится для ребёнка явно опасной для жизни (в эти-то, довольно редкие, минуты демократия прекращается, хотя, наступающий диктат может быть довольно мягким, тем более если взрослый никогда им не злоупотреблял). Чем более взрослый развит сам, тем большую активность со стороны ребёнка, в т.ч. в принятии решений, он ожидает и поощряет. По-моему, так. В ситуации любой совместной деятельности в иной семье чётко невозможно определить, кто иерарх в данную конкретную минуту, кто на самом деле более прав, кто "наверху", кто за кем-то "идёт", и идёт ли кто-то за кем-то, или просто все действуют синхронно в одном, для всех желаемом направлении (либо на время расходятся и действуют автономно, решая собственные задачи; либо вступают в конфликты, разрешая возникающие противоречия на равных, т.к. друг друга не боятся, договариваются)...
А вот волонтёр в качестве иерарха, ну, нафига он нужен в дд? Друг детям нужен, сколь бы лет ему ни было. Я как-то по-другому не вижу роли волонтёра. Другое дело, что никто не в состоянии быть другом, общаться и взаимодействовать с детьми на равных, мало кому интересно как дети видят мир и каким себе его представляют, мало кто вообще что-нибудь знает о специфической детской деятельности, какие условия для этого необходимы... Проблем масса с волонтёрами...:)) И каков бы ни был возраст волонтёра, если ему интересны дети, их представления о мире, больше ничего не надо им. Мне кацца. Ей богу.
И там ещё масса моментов. Например. После достижения психологического возраста 4-5 лет (по старым ещё возрастным "нормам"), детям в принципе общение один на один с каким-то дядей, тётей уже не так важно. Всё, ситуация прамы, слитого со взрослым психологического состояния, в далёком прошлом и возрата туда не будет. Себя деятелем осознаёт ребёнок. Сам себе "иерарх". И первые люди на земле, которых он в состоянии вообще разглядеть и как-то понять - сверстники, а вовсе не взрослые. Взрослые, с их жуткими двойными и тройными "стандартами", многослойным представлением, множественными смыслами по одному и тому же поводу - это монстры...

Reply

Re: прошу прощение за многоречивость... swann2006 September 4 2013, 10:01:29 UTC
Я думаю, иерархичность характерна для любой человеческой системы. Все ж таки мы - стадные животные, а какое же стадо без иерархии? :) Другой вопрос, что структура может быть гибкой, а иерархия "многоголовой".
Кто-то из американских антропологов (сейчас не вспомню, кто) исследовал племена Африки и Амазонии на предмет устойчивости к влиянию "цивилизованного человека". Если не брать во внимание очевидные параметры типа численности, удаленности, изолированности, одним из решающих оказалась как раз гибкость внутриплеменной структуры. То есть племена с жесткой "вертикалью власти", как правило, просто погибают. Их губит либо соблазн чужой культуры (что ведет к ассимиляции), либо автомат Калашникова (который они рано или поздно получают). И наоборот, чем сложнее устроено племя, тем легче оно "переваривает" чужеродное влияние, что-то адаптируя к своим традициям и образу жизни, что-то отвергая. Даже просто разделение функций вождя и жреца ("двухголовая" иерархия) повышает устойчивость к культурной экспансии извне.
Ну, это так, культурологическое отступление от темы... :))
Насчет всего остального... Думаю, это вопрос терминологии и нюансов. Какой смысл, например, мы вкладываем в понятие "друг", и какая модель поведения соответствует этой роли?
То же и с возрастом. Я бы сместил акцент, и сказал, что в 4-5 лет ребенок начинает активно узнавать и осваивать общество детей как "классово близких" товарищей. Это ему действительно интереснее. В этом возрасте формируется и осознается то, что Осорина назвала "секретным миром детей", отличным от мира взрослых. Соответственно, появляются тайны даже от родителей (в первую очередь - от родителей). Но я бы не сказал, что близкие взрослые утрачивают важность и влияние. Они, конечно, уже не каменные, но все еще атланты, удерживающие небо от обрушения на землю. А вот чужие дяди и тети - да, в фоне. :)

Reply

Re: прошу прощение за многоречивость... dz0rin September 4 2013, 11:39:25 UTC
воот, об чём и речь..:))

Reply


Leave a comment

Up