"Как вы лодку назовете, так она и поплывет", ага... Что-то в этом есть чисто человеческое - выбрать правильное название, правильное слово, позволяющее определить функции предмета или роль, которую играет человек во взаимоотношениях с другими людьми
(
Read more... )
Можно соображения по поводу "иерархии" в дд, которая там "и без того плоховато простроена", когда дети "и без того не сильно доверяют взрослым", т.е. не успели психологически ни к кому из взрослых привязаться, так? Здесь уже великое множество вариантов развития событий...
А ведь ещё есть такое же множество вариантов, когда дети слишком сильно доверяют взрослым, это у нас в дд-х тоже есть, в тех группах, где взрослые практически живут вместе с детьми, хотя и не имеют никакой автономии от начальства всех мастей. И всё это крайности, которые дети интуитивно пытаются, как мне кажется, избежать.
Сама по себе устоявшаяся иерархия - всего лишь компромисс, меньшее из возможных зол, которые они в обеих случаях вынуждены выбрать. Но в идеале взрослый им нужен не только для того, чтобы тот чётко обозначал все внешние границы, за пределами которых может быть не только больно, но и голову можно потерять, а видимо вперворядь для того чтобы как можно дольше не чувствовать над собою в качестве довлеющих постоянных авторитетов кого бы то ни было: сверстников ли, или более старших "товарищей". Он им нужен как некто, задающий условия, при которых они просто не боятся общаться на равных практически со всеми, в т.ч. и с этим взрослым, и с любым другим, не особо беспокоясь при этом, какой груз опыта имеется у каждого и стоит ли этот опыт бояться, признавать, почитать и сильно-сильно уважать, стоит ли стремиться его у-сваивать, при-сваивать, подражать...
Reply
Для мелких система ассоциируется с мамой и папой. Мой папа такой большой, такой сильный, он сейчас придет и всем вам даст по лбу, если будете меня обижать!
Для подростков - уже иначе. Я даже по Олежке это вижу. Он научился различать системные и ситуативные отношения. Ситуативно он может взбрыкивать, я могу поорать, мы можем мириться и ссориться. Однако система при этом (ну, как мне кажется) остается устойчивой. Она не разрушается от того, что ребенок загулял, или я сегодня не в духе.
Семья всяко больше, чем Я и Ты. Это бэк-граунд, земля, от которой можно отталкиваться, чтоб полетать. И к которой можно всегда вернуться.
В то же время, семья - это иерархия. В ней есть кто-то, кто принимает окончательное решение. В зависимости от традиций и возраста ребенка, это могут быть папа, мама или семейный совет. Тут, мне кажется, матриархат, патриархат и демократия имеют равное право на существование. :)
А дальше - вопрос, на который я не вполне понимаю, как ответить. Взрослый в ДД (воспитатель, волонтер) - это кто? Как он организует (и может ли организовать; и нужно ли организовать) парасемейную систему?
Я (как волонтер) выбрал для себя роль на периферии системы. Мне так было понятнее и комфортнее. Отсюда и сомнения в правильности выбора...
Reply
А вот волонтёр в качестве иерарха, ну, нафига он нужен в дд? Друг детям нужен, сколь бы лет ему ни было. Я как-то по-другому не вижу роли волонтёра. Другое дело, что никто не в состоянии быть другом, общаться и взаимодействовать с детьми на равных, мало кому интересно как дети видят мир и каким себе его представляют, мало кто вообще что-нибудь знает о специфической детской деятельности, какие условия для этого необходимы... Проблем масса с волонтёрами...:)) И каков бы ни был возраст волонтёра, если ему интересны дети, их представления о мире, больше ничего не надо им. Мне кацца. Ей богу.
И там ещё масса моментов. Например. После достижения психологического возраста 4-5 лет (по старым ещё возрастным "нормам"), детям в принципе общение один на один с каким-то дядей, тётей уже не так важно. Всё, ситуация прамы, слитого со взрослым психологического состояния, в далёком прошлом и возрата туда не будет. Себя деятелем осознаёт ребёнок. Сам себе "иерарх". И первые люди на земле, которых он в состоянии вообще разглядеть и как-то понять - сверстники, а вовсе не взрослые. Взрослые, с их жуткими двойными и тройными "стандартами", многослойным представлением, множественными смыслами по одному и тому же поводу - это монстры...
Reply
Кто-то из американских антропологов (сейчас не вспомню, кто) исследовал племена Африки и Амазонии на предмет устойчивости к влиянию "цивилизованного человека". Если не брать во внимание очевидные параметры типа численности, удаленности, изолированности, одним из решающих оказалась как раз гибкость внутриплеменной структуры. То есть племена с жесткой "вертикалью власти", как правило, просто погибают. Их губит либо соблазн чужой культуры (что ведет к ассимиляции), либо автомат Калашникова (который они рано или поздно получают). И наоборот, чем сложнее устроено племя, тем легче оно "переваривает" чужеродное влияние, что-то адаптируя к своим традициям и образу жизни, что-то отвергая. Даже просто разделение функций вождя и жреца ("двухголовая" иерархия) повышает устойчивость к культурной экспансии извне.
Ну, это так, культурологическое отступление от темы... :))
Насчет всего остального... Думаю, это вопрос терминологии и нюансов. Какой смысл, например, мы вкладываем в понятие "друг", и какая модель поведения соответствует этой роли?
То же и с возрастом. Я бы сместил акцент, и сказал, что в 4-5 лет ребенок начинает активно узнавать и осваивать общество детей как "классово близких" товарищей. Это ему действительно интереснее. В этом возрасте формируется и осознается то, что Осорина назвала "секретным миром детей", отличным от мира взрослых. Соответственно, появляются тайны даже от родителей (в первую очередь - от родителей). Но я бы не сказал, что близкие взрослые утрачивают важность и влияние. Они, конечно, уже не каменные, но все еще атланты, удерживающие небо от обрушения на землю. А вот чужие дяди и тети - да, в фоне. :)
Reply
Reply
Leave a comment