"Почувствовал, что что-то неладно, затевается какая-то провокация..."
(Из показаний свидетеля Долгова по делу о демонстрации на Красной площади 25 августа 1968 г.)
Вот и я почувствовал - что-то неладно! Когда на "Проспект Ветеранов" (это, если кто не знает, юго-западная окраина Петербурга) входит группа молодых людей в масках Гая Фокса - определенно затевается какая-то провокация. Молодые люди, кстати, были под ручку с симпатичными девушками (без масок). И что уж это означает, я совершенно не понимаю. Может - что девушки любят бунтарей. А может - что в такой компании Гаи Фоксы не станут подрывать ни Мариинский дворец (где обитает питерский ЗакС), ни даже Таврический (где в начале ХХ века заседала Госдума, а теперь приютились какие-то парламентарии из полузабытого СНГ).
У БКЗ парни влились в колонну националистов. И это было еще более странно, чем наблюдать их на "Ветеранов". Русские люди под имперскими флагами в масках английского заговорщика, собиравшегося убить короля!.. Развитой постмодернизм крепчает не на шутку! Ну и ладно, в общем-то. Главное, что пришли.
>У "Октябрьского" казалось - нас стало меньше. Но это тех, кто явился вовремя. (Странно, кстати, мороз людей мобилизует, а оттепель - расслабляет. Русский характер?) Потом подошли еще. И еще. И еще. В общем и целом народу собралось не меньше, чем на предыдущем шествии. У меня возникло ощущение, что даже и больше. Во всяком случае, в прошлый раз заторов на поворотах не возникало.
Шли все тем же маршрутом (и жители улицы Жуковского махали и фотографировали из окон). Воздушных шариков было меньше. Зато, плакатов больше (просто руки не так мерзли). Он всяких "ВжоПу" до цитат из Лермонтова и советов нынешнему Пу почитать Пу-нашевсе. А вот Есенина почему-то никто не цитировал (или я не заметил). Между тем, "Ты еще жива, моя старушка?" - смотрелось бы вполне креативно.
У Спаса на крови встретили свадьбу. Жених и невеста, по виду, слегка ошалели. Они явно не ожидали столько гостей! И тут народ, пять минут назад кричавший "Россия без Путина!", принялся скандировать: "Горь-ко! Горь-ко!". Жених и невеста поцеловались. Жизнь продолжается!
В этот раз я и на митинге побывал. Благо, длился он недолго и организован был вполне прилично. Всех выступающих принимали тепло. За микрофон никто не дрался. Со сцены никто не упал. После выступления Алексея Навального митингующие потянулись к метро.
Я подождал еще немного. Проголосовал за резолюцию, искренне похлопал организаторам...
...А по Невскому шли люди, которых с нами не было. Помню, 20 августа 1991 года я наблюдал примерно ту же картину. В стране случился переворот, я всю ночь печатал и расклеивал листовки (первый и единственный мой революционный опыт), а граждане, как ни в чем не бывало, шли на работу, гуляли, нянчили детей... Нечто подобное я потом нашел в воспоминаниях кого-то из депутатов первой Думы. Они там собрались в Выборге, писали воззвание и знали уже, что, вполне возможно, их всех арестуют. И вот они возвращаются в Питер. А люди идут на работу, гуляют и нянчат детей...
Тогда, в 1991-м, такое спокойствие казалось мне диковатым. Сегодня... Даже не знаю... Мне как-то жаль этих людей. Не потому, что считаю себя умнее. Дело не в уме, дело в опыте. Иногда очень важно почувствовать, что ты - можешь. Что ты - не один. И что много-много людей идут вместе с тобой. Это уникальный опыт. Важно его не проспать. Как говаривал персонаж Аркадия Райкина: "Мне так каатся".