Вчера ходила на лекцию историка моды Александра Васильева с таким названием.
Он больше 2х часов без остановки рассказывал в основном о моде и культуре в свете исторических событый 20-ого века. Основная часть была посвящена русской эмиграции. Было очень интересно. Он называл кучу имен, у меня все смешалось, но сейчас постараюсь основное записать, пока еще помню.
1. К Парижской выставке 1900 года был создан русский павилион. Когда он показал фотографию, я решила, что это Москва. После этого сильно возрос интерес к России. Вошли элементы русского фольклерного костюма в моду.
На этой же волне появился балет Дягилева «Русские сезоны», которые пользовались огромным успехом. Из балета «Шехерезада» вошел в моду восточный костюм типа пижамы, тюрбаны, стало принято принимать гостей полулежа на диванах, подушках на полу и т.д.
2. Художником по костюмам этих «Русских балетов» был Леон Бакст. Что поразило, что он после окончания художественного заведения получил блестящее место, а именно преподавать рисование детям царской семьи. Я считала, что для еврея это невозможно. Но дальше оказалось, что закон о черте оседлости для евреев и на него действовал, и он не мог больше оставаться в Петербурге. Далее уехал во Францию и стал работать с Дягилевым.
3. История кожаных курток у чекистов и комиссаров. В России с начала века очень развивалось авиа дело. И была принята форма для пилотов в виде этих кожаных курток, которых к моменту революции пошили в огромном количестве. Ну революционное руководство и решило их использовать.
4. Всем известный факт, что после революции Стамбул стал местом скопления огромной русской эмиграции. Много деталей об этом рассказывал.
Предприимчивые русские сделали там пляж. До этого местные жители не купались. Женщинам в чадре с ног до головы там и делать было нечего. А местные мужчины никогда не раздевались. И вот купили кусок пляжа, отгородили и сделали купальни. Вход для женщин бесплатный, а для мужчин за деньги. И местные мужчины охотно стали посещать эти купальни чтоб смотреть на бЭлых женщин :) Этот первый пляж до сих пор существует. Сейчас он вроде какой-то элитарный с ночной жизнью.
5. Российские женщины в Стамбуле пользовались большим успехом, очень многие супружеские пары разбились, женщины нашли себе более удобные условия жизни с местными, многие вышли замуж, особенно много было браков с армянами и греками, все-таки одна вера.
Но многие стали и проститутками, включая аристократок. Но туда так же прибыли и российские проститутки. После того как Красная армия занимала какой-то город, и комиссар велел местному дому терпимости бесплатно обслуживать его красноармейцев, девушки уже не хотели жить при такой власти и тоже побежали на пароход. А в Стамбуле, естественно, стали работать по специальности и чтоб повысить себе ставку часто выдавали себя за княгинь и графинь.
6. Но в Стамбуле все же основный контингент эмигрантов были российские военные. Были специальные палаточные лагеря для них. И многие продолжили и дальше военную карьеру. Я знала, что в Югославии было много русских военных. Они были туда приглашены. Оказалось, что так же было и в Болгарии. А еще кадровые военные были приглашены в Парагвай. Там вообще не было армии, а планировалась или уже шла какая-то война, вот и требовались военные. Которые и основали местную парагвайскую армию.
7. Первая мировая война внесла сильное изменение в моду. До этого женская одежда главным образом застегивалась сзади. Но в связи с войной население беднело, очень многие вынуждены были отказаться от прислуги. Поэтому одежда стала застегиваться спереди, чтоб каждая дама сама могла одеваться. Горячая вода для мытья нагревалась, а с дровами тоже стало напряженно, и мыть длинные волосы оказалось очень сложно, а тут еще и тиф стал свирепствовать. В итоге в моду вошли стрижки.
Многие богатые дамы, которые раньше пользовались собственным транспортом в виде кареты или автомобиля и могли спокойно носить платья до пят, из-за сокращения средств вынуждены были пользоваться общественным транспортом, в основном трамваем. А в длинном платье туда не очень удобно залезать, того и гляди наступят на подол, так что юбки стали укорачиваться.
8. Очень много рассказывалось про красавиц из разных аристократических семей, которые в эмиграции оказались в Париже и стали моделями у Коко Шанель. По-моему, большинство из них были грузинки. Даже есть мнение, что именно благодаря этим неотразимым утонченным российским эмигранткам Дом Шанель так преуспел в первые годы.
9. Очень много русских актрис немого кино продолжали свою актерскую деятельность после эмиграции в разных странах. Но это было ровно до того момента как появилось звуковое кино. Их акцент не дал возможности им продолжать сниматься в главных ролях.
10. В Турции Ата Тюрк в 1924 году ввел закон: чтобы остаться в стране все эмигранты должны получить турецкое гражданство. А для этого надо сдать экзамен по языку и надо было имена и фамилии поменять на турецкий лад. Вот не помню уже на счет религии, вроде не требовалось принимать ислам, но и так всего достаточно. Остались в основном тюркоязычные эмигранты: татары и какие-то народы Кавказа. Основная масса покинула страну.