22 июня

Jun 25, 2010 14:20





22 июня я нашел своего деда. Он был убит подо Ржевом зимой 1942 года. В те дни, когда 29 армия попала в окружение, когда стояли страшные морозы. Но, я не о том.

О памяти …

Стоя у его могилы, как-то понял, что теперь я хранитель той «памяти».

Не памяти, которая иногда становится  политическим актом. И не о той, о которой говорятся громкие слова, ходят красивые «караулы». Здесь очень много наносного и неестественного. В детстве я много раз комсомольцем был участником всяких вахт памяти. Моя физиономия всплывает на последних минутах фильма «Родины солдат» (фильм о Карбышеве, который очень давно не демонстрировался на экранах), как того молодого поколения, которое приходит поклониться героям… Да в тот момент! Каким нахрен героям… Я ничего не понимал. Да и на самом деле и не мог понять. Нельзя требовать от школьников памяти. Это бред. В 14 лет человеку нечего помнить. Он уже личность, но ещё не понял нафига ему эта память. Слова из его уст: «А я не просил меня защищать!» или « Мне на всё это наплевать!» вполне естественны (самое интересное, что как раз неестественны противоположные). Можно заставить такого молодца возложить цветы. Но от этого памяти у него не прибавится. Память она в семьях. Это отдельный сложный воспитательный процесс, это философия всей жизни, зеркало мотиваций.

Мне кажется, многим важнее сейчас не походы и караулы, а Подольск. Порядок в архивах даст такой толчок нашей памяти. Это нужно больше, чем салюты и цветы. Это нужно как воздух. И уже нет смысла скрывать подлость и лицемерие секретных операций, надо наплевать на то, как о нас подумает кто-то. Защищались, как могли. Наши деды рвали глотки врагов зубами и тут нечего стыдиться…

И ещё. Память она не только в монументах. Она ещё в сегодняшней жизни молодёжи. Мне казалось, что если бы спросить тех солдат, которые погибли за город (читай за Москву), они бы ответили, что лучшим памятником для них были бы дома для их сыновей и дочерей… нормальные такие, в которых рожать бы хотелось. Сам город их не построил, и построить не сможет. Значит федеральный бюджет? Э …Нет. Это путь в никуда. Мне кажется, что для города очень важно новое лицо. Это некоторый архитектурный проект, концепция, инициатива, которая дала бы импульс строительству. И с этим проектом (вместо Церителли) могла бы помочь Москва (по долгам надо платить). Хотя, в Москве с концепциями туговато …

О войне…

Мне несколько некомфортно говорить о войне так, как говорят об этом сейчас. Победа, победа, победа…

Однажды я спросил у свой бабушки: «Какой он был день Победы?». Она ответила: «Всем было очень радостно, все целовались и обнимались» - а потом, со слезами добавила - «а кто и плакал…». Сейчас последняя часть фразы мною воспринимается особенно остро. Победа - важно, но я бы сместил акцент в другую сторону. Война - это ужас. Это страшно! Вот где истина. И это должно быть главное, а не Победа.

Да мы победили, но потеряли лучших из лучших… наш генофонд разхреначен безвозвратно. Наши города до сих пор в разрухе, а дети не понимают, почему мы живем хуже, чем Европа. Нам рассказывают, что мы не умеем работать, что в Германии тоже была война…, а они огого! И что во всём виновата Советская власть. Война - вот наш ужас…

Мы победили, но, глядя на разруху наших городов и почти африканскую бедность, хочется сжать зубы, как когда-то, наверное, сжимали наши деды, идя в последнюю атаку.

Это как путь на перевал. Вот ... вот уже верхняя точка, но ты доходишь до неё, и тебе открывается следующая и потом следующая. В этой страшной войне мы дошли только до одной из точек, но нам открылась впереди ещё и ещё…

Мне могут возразить, что и до войны в нашей стране не знали, что такое туалетная бумага, а результаты политики партии ужасны, и вообще климат определяет всё. Конечно, многие факторы влияют на наше положение сегодня. Но важнейший - война. И сколько поколений будут ещё это чувствовать?

О Ржеве

Чудесный город. Прекрасные ландшафты, чудесные люди. Они с такой любовью говорили про город - промышленный центр, что мне хотелось закрыть глаза и обмануться. Но промышленный центр с заводиком по производству запчастей, жб предприятий + кирпичный заводик - это как-то маловато.  Мне вообще не понятно за счёт чего сейчас наполняется бюджет. Торговля - но это сдача с пенсий и пособий. Позвольте мне быть циником. Строительство мемориала в городе позволит загрузить кирпичный завод. Но это слёзы. Рабочих мест создаст, раз два и обчёлся. За счёт чего город будет расти? Ощущается полная депрессуха. Это в 300 км. от Москвы. (Хотя, если честно, во многих городах так…).

Возможно, город мог бы стать центром переселения с крайнего севера. Компании, переселяющие своих сотрудников, могли бы помочь частично с финансированием строительства. Но где для переселяющихся найти рабочие места. А если сразу что-то типа B&B, частных отельчиков строить и отдавать переселенцам в управление. Москвичи ездить будут, … и инфраструктура бы стала создаваться и рабочие места. Может я не прав. Но это рассуждение ....

Previous post Next post
Up