"Гуманитарная область интуиций
отличается тем, что способствует потере человеком своей субъектности и обретению самого себя.
Субъектность, как это ни кажется парадоксальным, заставляет нас быть не самими собой. Она навязывает нам конвенциональные представления о дееспособности. Заставляет демонстрировать заданное превосходство, которому мы никогда до конца не соответствуем. Требует осуществления чего-либо, не считаясь, есть ли у нас способность это осуществить. Субъектность атрибутивна. Мы вынуждены подчиняться её модальности. Мы предъявляем сами себе варьируемый набор требований, которые нами же выставляются в качестве субъектности. На самом деле при таком раскладе в роли субъекта выступает она, а совсем не мы." markshat.
"Художники Античности были довольно искусны в реалистичном изображении людей, предметов и даже фантастических существ, и ещё убедительней высекали скульптуры. Но и тогда возник кризис жизнеподобия, и искусство Античности было вытеснено средневековым духовным искусством, в котором реалистичность изображения стала чем-то второстепенным. Хотя до изобретения фотографии оставались еще века и века.
Это принято объяснять средневековой деградацией знаний и, как следствие, умений. Но в этом ли было дело? Сама деградация знаний была ответом на их неспособность дать исчерпывающее объяснение реальности. Грандиозная упорядоченность Римской империи со всей очевидностью продемонстрировала всю недостаточность упорядоченности самой по себе. Ею невозможно было компенсировать утрату жизнеспособности. И Римская империя была захвачена энергичными варварами сначала с окраин империи, а потом и из-за её пределов.
Возрождение возвратило искусство к реализму Античности с усилением в нём роли психологизма. Именно Античность была для Возрождения образцом для подражания. Но если Античность была больше озабочена тем, как выглядит отображаемое, то Возрождение озаботилось, чем оно наполняется. Мраморный древнегреческий Лаокоон страдает из-за боли, причиняемой извне - его самого и его детей душат змеи. А «Пьета» Микеланджело - это уже внутреннее психическое страдание.
Заданный Возрождением реализм снова был вытеснен уже в прошлом веке. Но не фотографией, как это принято считать, а поиском чего-то более глубинного, чем поверхностная достоверность отображения реальности. Т.е. случилось это по точно тем же самым причинам, по которым реализм Античности был вытеснен духовным искусством Средневековья. Реализм никогда не достигал такой виртуозности, как на излёте XIX - в начале ХХ века. Но и эта виртуозность оказалось недостаточным постижением реальности. Вот почему реализм вытеснили всевозможные изводы модернизма, а совсем не фотография.
По аналогии, погрузившееся когда-то в символизм искусство Средневековья можно считать модернизмом по отношению к искусству Античности. И точно так же, как это было на стыке Античности и Средневековья, проблема современного искусства не в недостаточности вдохновенного подражания реальности или фиксации флуктуаций нашего жаждущего освобождения от любых ограничений сознания. Она в другом. Если искусство и нужно нам для чего-то, кроме украшательства, так это для ответа, в чём смысл жизни.
И тут ничего не решает расширение знаний. Потому что человек древности, обладавший гораздо меньшими знаниями, чем современный человек, понимал проблему необъяснимости жизни ничуть не хуже современного человека. Все великие духовные книги древности свидетельствуют об этом. Ни одна из них не утратила своей актуальности.
Назначение искусства не в расширении знаний или накоплении информации. Всё это назначение науки и технологий, которые вылупились из синкретичного ремесленничества Античности и Средневековья. Тогда как искусство - это нечто совсем иное. Это неочевидный ответ на самый неразрешимый вопрос."
az118: Мы полностью согласны с истинно русским
пониманием природы Символизма и Декадентства как антагонистических направлений в искусстве конца 19 - 20 вв:
действительно, если Символизм - возвышенное стремление выразить в символах, т.е. в сущих явлениях, приоткрывающуюся через их ритмы и мелодии тишины и звука, тьмы и света, вечности и времени душе поэта или художника, но остающуюся существенно сокрытой и потому таинственной, сущность всего сущего - единство мировой Души, мирового Духа и мирового Слова, и сущность этого единства, порождающего многообразие бытия-возможности в сущности и бытия-действительности в сущем,
то Декадентство - упадническое стремление укрыться за символами от диктата любой сущности в своей субъективности, иллюзорно воспринимаемой как пространство истиной свободы, ставшей затем источником модернизма и экспрессионизма.
их сходство, порождающее путаницу, в их общем истоке - романтизме - и в использовании одних и тех же средств, т.е. символов, игры ритмов и акцентирования мимолетности существования, ставших средствами выражения также в промежуточном направлении - в импрессионизме.
used-against: Люди не любят проявления любого инстинктивного поведения в чистом виде. Это всегда воспринимается как бескультурие, а синонимом культуры является сдержанность.
Поэтому так называемую мораль тоже необходимо держать в узде, т.к. она также является группой очень сильных врожденных эмоциональных реакций.
Западные общества не только не сдерживали их, а наоборот активно стимулировали, строя на этом бо́льшую часть своей культуры. Это и голливудское кино с рыдательными эпизодами, и музыка, уводящая в истерику (в первую очередь соул), и многочисленные ролики - рекламные, агитационные, социально-направленные, и пропаганда, в которой они насобачились все это использовать в целях манипуляции массовым сознанием.
Никто не любит бесконечные рыдания над погибшим человеком или животным, никто не любит панику, слезы и крики, когда необходимы собранность и действия, никому не нравятся веганы с их претензиями на высокую мораль и агитками, агрессивно давящими на эмпатию, и так далее.
По этой же причине очень раздражают "гуманные" кричалки "как вы можете убивать!! людей!!!" с заламыванием рук и проклятиями в адрес разнообразных "орков", которые почему-то в истериках не бьются, а делают то, что должны, сжав зубы и автомат.
Александр Дугин. Термин «globalization» (глобализация) также английский (латинского происхождения). Глобализация означает смычку всех государств и культур между собой по правилам и алгоритмам, установленным на Западе. «Быть глобальными» означает быть такими как современный Запад, принимать его культурные ценности, его экономические механизмы, его технологические решения, его политические институции и протоколы, его информационные системы, его эстетические установки, его этические критерии за нечто всеобщее, тотальное, единственно возможное, обязательное. На практике это означает «сцепление» незападных обществ с Западом, а также между собой, но всегда таким образом, чтобы алгоритмом служили именно западные правила и установки. По сути, в такой однополярной глобализации был главный центр - Запад, и все остальные. The West and the Rest, по выражению С.Хантингтона. Остальные (the Rest) были призваны замкнуться на Запад (the West). И это замыкание как раз и обеспечивало интеграцию в единую планетарную глобальную систему, в мировую «Империю» Постмодерна с метрополией, расположенной в центре человечества, то есть на самом Западе.
snowps: Формулировка выше
содержит в себе тонкую, но крайне важную для понимания неоднозначность: у верующего не возникает проблем с определением добра и зла не потому, что религия приносит понимание, на базе каких цепочек вывода строится маркировка, а потому, что она декларирует маркеры добра и зла в рамках самой себя. Подчеркну, что тут нет смысла пытаться дать какую-то знаковую оценку религиозному подходу, - это всего лишь один из вариантов построения внутреннего оценочного механизма и надо понимать, что он даёт не инструмент построения собственной оценочной шкалы, а аксиоматизирует некие признаки, не раскрывая рациональность их появления. Религия намного ближе по функциям к этикету, чем к этике, и путать эти акценты весьма опасно.
alev-biz. Люди, которые чувствуют себя одинокими,
оказались более доверчивыми по отношению к другим, чем те, кто одиночества не ощущает. Различаются у этих групп и ожидания относительно доверия со стороны окружающих.
a_konst. Страх оказаться одному, снова стать никому не нужным. "Хоть кто-то мной заинтересовался, хоть кому-то нужно общение со мной", - это ощущается настолько ценным, что критичность снижается.
Человек, у которого есть близкие, в хорошем отношении которых к себе он уверен, более спокойно относится к риску испортить общение с кем-то своей подозрительностью и критичностью.
severok1979: Молодежная субкультура появляется как социальный протест и живёт в андеграунде, затем овладевает массами, становится мейнстримом, утрачивает контркультурный аспект, а после коммерциализируется и "попсеет". Так было и с хиппи, и с панками, и с рэперами, и байкерами, и т.д.
Интересна история советских хиппи - они были достаточно сильно локализованы в Москве, Питере и нескольких городах-миллионниках, в основном, относились к образованной и материально обеспеченной прослойке и как-то одномоментно рассосались в начале афганских событий СССР.
az118: Четкая корреляция - чем эффективнее микропроцессоры, тем слабее и глупее люди.
С окончанием Высокого модерна, эпохи бури и натиска, и
началом Постмодерна в начале 1970-х пошел ускоряющийся процесс тотальной деградации основ человеческого существования - семьи, пола, государства и опор, созданных модерном - средней и высшей школы, всей системы воспитания и образования.
однако еще в 1950-60 гг эти опоры крепко держали СССР и США. а в 1930-40 - СССР и Германию, как и Российскую империю и Второй Рейх до революции.
а с оными литераторами давно пора разобраться, что они культивировали своей литературой.
дети - цветы жизни...
а от цветов никаких плодов ни семье, ни Отечеству.
пора реформы Шан Яна проводить
cambria_1919: Невероятна странна мысль, что каждый должен сделать карьеру. Сделавших реальную карьеру единицы из тысяч. Это надо понимать. Большинство никаких карьер даже в "цивилизованных странах" не делает, только получает некоторую прибавку к зарплате. Которая есть морковка с надписью "карьера" перед носом осла. Это вместо любви и семейного счастья, любви к детям и любви детей к родителям, то есть вместо общности народа и народа вообще.
mrkhaled: Карьера, социальный успех - да, это те морковки перед мордой осла, что последние 30 лет успешно втюхивались населению. А самое главное - зачем? Счастливыми это не делает, разве что кратковременно, здоровье и семьи рушит. Польза только для корпораций и людей, стоящих за ними, они-то как раз и получают все реальные плюшки.
anlazz: Запад твердо указал: в "своих рядах" Россию он видеть не собирается, и
пропуск в ряды паразитов давать не намерен. Даже "людям доллара", даже т.н. "олигархам", доходы которых блокируются, а собственность изымается.
Но сути оная "психологическая проблема" не меняет: volens nolens, но приходится "жить на свои". Даже если хочется шиковать на чужие. Потому, что "в паразиты" всех не возьмут, вообще, туда мало кто "пролезть" может. И поэтому для России, и для россиян, ИМХО, наличие понимание того, что "счастья нет - и не будет" - есть чистое и неприкрытое благо. Ибо нет ничего хуже, нежели уверенность в том, что "ты достоин", и что надо лишь "обратить на себя внимание", показать свою гидность, в смысле - гонор. То есть, то, что "я/мы лучше, нежели все остальные, и должны жрать от пуза".
Но пока существует выкачивающий из остального мира Запад, психологически принять подобное практически невозможно. Поэтому - "вялотекущая депрессия", поэтому - самоотрицание у очень многих и т.д. Однако, в любом случае, мы можем сказать, что различие между теми, кто "ставит на потребление за счет удачи" - и теми, кто рассчитывает на "зарплату от выполнения работы", существует. И что именно оно, по сути своей, и определяет текущий конфликт. Потому, что Украина - это да, "страна удачи", страна "бизнеса" (т.е. утилизации самой страны) и гастарбайтерства, включая высокотехнологичное. (Работать на западную IT-компанию.) Россия же - это, в целом, "страна зарплаты", страна "ипотеки" и хождения на завод. (Есть, конечно, один городок в центре России - Москва называется - где существенна страта "любителей удачи". Но сути это не меняет - да и большая часть москвичей так же работает!)
sh_e_k: Про милосердие. Не так давно были дикие и жестокие времена, когда у солгавшего или сподличавшего было мало возможностей вернуться в круг где он это сотворил. Лгуны и подлецы отторгались. Теперь в просвещенные и мягкие времена всё перевернулось и в круг сложно вернуться против кого была ложь или подлость. Лохи отторгаются.
И нынешние лжецы и подлецы вытаскивают из диких и жестоких времен цитаты о милосердии. Требуя еще большего социального комфорта для себя. Предварительно конечно обесценив и вывернув понятия правда, истина, справедливость…
Пипл хавает, как восторгались лгуны и подлецы в начале этой эпохи.
Александр Дугин. Человек прекрасен, когда прекрасна его душа, когда возвышена его личность, когда сильна его воля, когда неколебимо его достоинство, когда чист и глубок, отточен и оформлен его ум, когда стройны и гармоничны его эмоции и чувства. Все это достигается не в качалках и фитнес-клубах, не у коучей и блогеров, а в библиотеках и аудиториях, в храмах и монастырях, в концертных залах и паломничествах, в беседах с мудрецами и в воспитании детей.
Наше общество уродливо из-за культа чисто внешнего. Все внешнее само по себе омерзительно, если не является выражением внутреннего. Работать надо над своим внутренним миром. А для начала необходимо его в себе найти, обнаружить, отыскать, открыть. Человек начинается со знакомства со своей собственной душой.
Вроде бы мы это знали всегда, но почему-то в последнее время совсем забыли. И рухнули.
Святитель Тихон Задонский. Видишь глухого человека, который не внимает тому, что говорится или запрещается, и не делает так, потому что не слышит речей и не понимает приказания или запрещения. Разумей, что таков и грешник, которому сатана заткнул уши душевные, чтобы не слышал гласа слов Божиих. Такой имеет уши, чтобы слушать, но не имеет ушей, чтобы СЛЫШАТЬ. Слышит только телесными ушами, но глух ушами душевными. Глас Слова ударяет в слух телесный, но душевного не касается, и поэтому он бывает, как глухой; потому и слово нее действенно бывает. Что говорит Ему Божие слово, тому не внимает; что приказывает или запрещает, того не слушает, как глухой. Такому слово, увещание, совет, как глухому музыка, не приносит никакой пользы. Потому и Христос в Евангелии говорит: Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф 11:15).
Все уши имеют, но не все имеют уши слышать. Отсюда бывает, что хотя и все собравшиеся в храме слушают слово Божие, но не все получают пользу: поскольку не все имеют уши слышать. Плачевна телесная глухота, но большего плача достойна душевная. Поскольку душа, не слышащая и не слушающая Божия гласа, подлежит всякому заблуждению и вечной пагубе. Это увещевает тебя молиться Христу, чтобы отверз тебе слух душевный, как некогда глухому и косноязычному отверз слух и язык, и чтобы подал тебе уши слышать (Мк 7:32-37).
XLV. Видишь, что дерево зимой листву свою сбрасывает, а весной, когда солнце согревает, опять свою листву распускает. Так многие люди делают. Когда зима и холод бед и неблагополучия поражает их, тогда прихоти свои отбрасывают и вроде бы стараются каяться и Богу угождать; но когда теплота благополучия вновь согреет их, тогда прихоти свои, как дерево листву, по-прежнему распускают, снова зеленеют, украшаются и мирскими сластями утешаются. Таковы те, которые, если поразит их холод болезни, каются, грешить перестают и обещают благочестиво жить и Богу служить; но когда здоровыми станут, опять к прежним прихотям и делам обращаются. Знай, что такие люди не истинные христиане, а лицемеры. Поскольку истинные христиане в благополучии и злополучии, в болезни и здравии, в нищете и богатстве, в презрении и чести, в славе и унижении, в неволе и на свободе постоянны; всегда и везде находятся в покаянии, плоды покаяния творят, Бога любят и Богу служат. Это рассуждение увещевает тебя не подражать вышеупомянутым людям, но быть постоянным всегда, в счастье и несчастье, от прихотей своих отказываться и Богу угождать. А если сам такой же, то увещевает исправиться, чтобы с лицемерами не услышать от Христа: Не знаю вас, откуда вы (Лк 13:25).
LI. Видишь, что всему свое время определено, как говорит Екклесиаст: Всему свое время, и время всякой вещи под небом (Екк 3:1).
...Иной возражает: я, мол, при смерти могу покаяться. Можешь с таким покаянием и в ад пойти.