"Модернизацию Марквард
определяет как совокупность следующих процессов:
1) Современные науки о природе: они стремятся к достижению результатов, которые независимы от традиции, проверены экспериментальным путем и равноценны для любой культуры;
2) техника: внедрение техники в повседневную жизнь человека - ее глобальное распространение - приводит к тому, что практики, основанные на традиции, заменяются функциональными практиками;
3) современная экономика: с помощью такого нейтрального средства обмена, как деньги (нейтрального в том числе по отношению к традиции), продукты могут быть заменены на товары, что создает условия также и для появления глобального рынка;
4) современные информационные медиа: благодаря технике и образованию, независимому от традиционного языка, информация передается все в большем объеме и все с большей скоростью." Артём Соловьёв.
"Говоря коротко, это инновационность, рационализация (интеллектуализация), технологизация, глобализация и стандартизация. При этом новации, например, требуют творческой плюральности, допустимости поливариантных образов будущего, тогда как рациональная стандартизация, обеспечивающая появление инноваций и их эффективность, ведет к свертыванию плюральности. В этом смысле модерная цивилизация не сводится исключительно к модернизации.
Модернизация приводит не только к эмансипации и улучшению качества жизни человека, но и к негативным последствиям для самого модерна. И эти последствия - тоже часть модерна. Среди них особое место занимает аисторичность модернизации, связанная с разрывом межу «истоком» (Herkunft) и «будущим» (Zukunft), что формирует отчужденность человека, устремленного к будущему, от настоящего и прошлого.
С этим базовым негативным следствием модернизации в модерне связаны 1) тахогенная чуждость миру и ускорение устаревания опыта, 2) потребность в негативном, 3) массовизация как неспособность к одиночеству, 4) сверх-трибунализация как стремление определить виноватых в негативном. Специфические черты модерности (как позитивные, так и негативные) делают модерн амбивалентным. И одним из признаков амбивалентности, по Маркварду, оказывается интерес к утопиям и апокалипсисам."
az118: Единство горизонтальных и вертикальных, прямых и обратных, положительных и отрицательных сущностная характеристика сложного организма с устойчивым самовопроизводством и контролем среды обитания. и каждый орган обладает способностью к регенерации за счет и под контролем организма. но если ткани и органы начинают мнить себя полностью автономными организмами, то это раковая опухоль и должна сработать иммунная система для ее уничтожения, иначе она уничтожит организм и начнется кровавая баня для всех.
панацеи тут вообще нет. но сословная среда с большей вероятностью воспроизводит себе подобных, а сделать всех равными значит убить организм, ибо низшее или младшее не может выбирать высшее или старшее как дети не выбирают родителей или наставников и командиров. и божественная логика точно не индуктивная и не дедуктивная, это логика порождения много из ничего чтобы вернуться в начало - в ничего.
civil_engineer. Американская школа - это камера хранения и индоктринации детей. Основная её задача: без интернета человек не должен ни знать ни помнить ничего. Его будущее - "квалифицированный" потребитель пищевых ядов и активный борец за права очередного меньшинства. Постоянный перегруз информацией гарантирует короткую память и облегчает управление.
anlazz: Противостояние двух не концепций даже, а, если так можно сказать, "метаконцепций" выработки моделей поведения. А именно: модели "идти за кем-то" или модели "жить самому".
На самом деле это довольно неоднозначный выбор - потому, что сторонники "пути ведомого" всегда могут сказать, что лучше быть "вторым в Риме, нежели первым на деревне".
Причина проста: статут "вторичного" обитателя Империи означает снятие любой ответственности. Так, кстати, было и в Риме: римские "пролетарии" вообще ни за что не отвечали - земли у них не было (поэтому не было и налогов), жилья так же не было своего (снималась комната в инсуле), детей почти не заводили (коэф. ниже 1.0 на женщину), а если они и были, то за них никто не отвечал. Потому что не было своего дела, которое надо было передавать ребенку, и поэтому - похрен на детей! Да что там: порой и жен не было - зачем, если в Риме масса "жриц любви" на любой вкус и кошелек. (Да и "хозяйственный смысл" брака при отсутствии "своего дела" терялся - даже готовить не надо было: "житель Рима" мог есть за "государственный счет", то самое "хлеба и зрелищ"!)
Вот поэтому и лезли обитатели окружающих земель в Рим, как тараканы - приводя одновременно к переполнению "Вечного Города" при том, что ему они ничего не давали, и у оскудению и запустению тех мест, с которых "лезли". Собственно, именно этот процесс - в совокупности с процессом выкачивания всех "соков" из провинций для прокормления этой массы "новых римлян" - и привел в свое время к гибели Империи. (Восточная Римская Империя - ака Византия - это уже система на совершенно иных принципах. Хотя, конечно, отголоски "римских обычаев" там были.)
Так происходит и на современном Западе, который тщится пожрать весь остальной мир - так же, как Рим тщился пожрать все Средиземноморье. Понятное дело, что это заканчивается примерно так же: с одной стороны, переполнением самого Запада разнообразным "отребьем, требующим только panem et circenses. С другой же - исчерпанием сил у всех "вовлеченных" (римскими легионами) в западную систему "земель". Причем, практически по тому же сценарию, что и полторы тысячи лет назад: происходит деградация всех сложных "областей деятельности" - например, науки, образования - из-за оттока "специалистов" на "великий Запад". И одновременно - происходит резкое падение рождаемости. (Потому, что - см. сказанное выше - "своего дела" нет уже ни у кого, все "дела" в руках Запада. А значит, смысл детей падает до нуля.)
Ну, а на самом Западе - так же как и в имперском Риме - все эти "новоприбывшие массы" оказываются в положении "пролетариев", не имеющих ничего, начиная со смысла жизни. И поэтому своего "дела" так же не получающие - вместо него им даются пресловутые "хлеб и зрелища". (Впрочем, и "коренным римлянам" так же - их положение давно уже утратило различие с положением "новоприбывших".) Отсюда - "то самое" падение рождаемости и стагнация, переходящая в деградацию, в "сложных областях". То есть, глобализация - как уже не раз говорилось - разрушает не только "провинции", но и самое свое "ядро". (Собственно, тут однозначно наблюдается цикл развития - неизбежный и неустранимый.)
До сих пор огромное количество людей уверено, что "Запад стронг" (США стронг, Европа стронг)! И что любой иной результат, кроме как бесконечного подчинения Западу всего остального мира, быть не может.
Если человек (обыватель) вырос в условиях, когда "Запад все время побеждал", то он будет думать об этом до самой смерти. (Не важно, "человек запада" это или нет.) И никакие аргументы не смогут его переубедить! (Именно этот механизм и "ответственен" за "падение империй": люди настолько сильно держаться за свои миропредставления, что лишь крики варваров, поджигающих его дом, могут вывести его из указанного "транса". Впрочем, возможно и не могут: при взятии Рима Аларихом большая часть римлян даже не попыталось организовать сопротивление паре тысяч, что-ли, воинов - при том, что одних аристократов в Вечном Городе (со слугами) было больше! (И оружие у них было.) Ведь "Рим не может пасть, это же очевидно!"
Собственно, то же самое наблюдается и сейчас: слишком много людей верят в "величие Запада", слишком многие хотели бы быть хотя бы рабами в его рядах - ведь рабов, по крайней мере, кормят, а порой даже бросают им что-то из захваченного в иных странах. Это - слишком большое искушение для человека, привыкшего считать высшим благом "свободу" - то есть, полную безответственность. (Ведь истинно свободный человек отвечает за все по-умолчанию: перед своим племенем, перед своим родом и т.д.) Поэтому они даже сейчас предпочитают держаться за прежние представления - до тех пор, пока "варвары" реально не "возьмут Рим". (Кстати, как не смешно - но и варвары у нас вполне есть - та же Африка для Европы или Мексика для США. Уж пару тысяч "воинов" то они наскребут - а более и не надо.)