Лучшие китайские фильмы (2012-2024)

Apr 12, 2024 11:21

"Меня регулярно просят меня порекомендовать им китайские фильмы. Я вообще-то рекомендую фильмы крайне редко: рекомендуя, ты как бы берешь на себя ненужную ответственность, что фильм человеку понравится.
Но просят так часто, что я решил написать здесь 25 китайских фильмов последнего десятилетия, которые люблю сам, без всяких рекомендаций. (На самом деле, поскольку китайское кино - лучшее в мире сейчас, я люблю гораздо больше китайских фильмов, так что пришлось делать трудный выбор, и многие отличные картины остались за бортом.)
О списке. Все фильмы из списка сняты в материковом Китае и выходили в прокат на материке, при этом в их создании нередко участвовали гонконгские или тайваньские кинематографисты. Все фильмы жанровые, многие из них были кассовыми хитами (артхаусное чумоделие, которое на фестивалях нередко выдается за китайское кино, снимается на европейские - чаще всего французские - деньги, и в самом Китае его никто не смотрит). В списке нет никакой иерархии, фильмы расположены просто по хронологии." Дмитрий Комм.



Painted Skin - 2. The Resurrection (Уэршань, 2012)
Фэнтези про лису-оборотня, из которой дель Торо украл знаменитый кадр с сексом под водой
Lethal Hostage (Чэн Эр, 2012)
Триллер
No Man's Land (Нин Хао, 2013)
Неовестерн (истерн)
Black Coal, Thin Ice (Дяо Инань, 2014)
Детектив
The Great Hypnotist (Лесте Чэнь, 2014)
Психоаналитический триллер
Gone with the Bullets (Цзян Вэнь, 2014)
Фантасмагория во всех жанрах сразу
Coming Home (Чжан Имоу, 2014)
Драма про культурную революцию и ее последствия
Mr. Six (Гуань Ху, 2015)
Криминальная драма
Chongqing Hot Pot (Цин Ян, 2016)
Триллер
Cock and Bull (Цао Баопин, 2016)
Черная комедия/триллер
Hidden Man (Цзян Вэнь, 2017)
Черная комедия про американского шпиона в Пекине 1937 года
Wrath of Silence (Синь Юйкунь, 2017)
Триллер
Edge of Innocence (Чан Цзунчи, 2017)
Гибрид триллера и драмы взросления с хичкоковскими мотивами.
Legend of the Demon Cat (Чэнь Кайгэ, 2017)
Фэнтези-хоррор с феерической работой художников
Shadow (Чжан Имоу, 2018)
Уся
Operation Red Sea (Данте Лам, 2018)
Военный экшен про битву китайских спецназовцев с исламскими террористами.
A Cool Fish (Жао Сяоджи, 2018)
Черная комедия
The Wild Goose Lake (Дяо Инань, 2019)
Триллер
Better Days (Дерек Цан, 2019)
Барышня и хулиган на китайский лад
One Second (Чжан Имоу, 2020)
Печальная комедия про кино и культурную революцию
Cliff Walkers (Чжан Имоу, 2021)
Триллер про шпионов, заброшенных из СССР в Харбин в 1932 году
No More Bets (Шэнь Ао, 2023)
Триллер про индустрию онлайн-мошенничества
Hidden Blade (Чэн Эр, 2023)
Шпионский триллер времен китайско-японской войны
Across the Furious Sea (Цао Баопин, 2023)
Триллер
Eye for an Eye - 2 (Ян Бинцзя, 2024)
Уся про слепого меченосца

image Click to view



Дмитрий Комм о фильме "Око за око - 2".

Год только начался, а у меня уже есть в нем один любимый фильм. И это, конечно же, "Око за око - 2".
Про первое "Око за око" я писал в новогоднем топе фильмов. Если кто забыл, это было очень малобюджетное, снятое для интернет-платформы iQiyi уся про слепого меченосца, которое неожиданно произвело большое впечатление, как на зрителей, так и на критиков, благодаря чему молодой режиссер и сценарист Ян Бинцзя получил шанс снять его сиквел уже для большого экрана.
"Око за око - 2" не имеет сюжетной связи с первым фильмом. Общие у них только главный герой - бывший солдат, а ныне слепой охотник за головами, съемочная группа, да эстетика, вдохновленная старыми японскими тямбара, гонконгскими уся и спагетти-вестернами. Эстетика эта во втором фильме стала еще более густопсовой, благодаря большему бюджету (хотя фильм все равно малобюджетный по киношным меркам).
В новом фильме слепой герой, мастерски владеющий боевыми искусствами, случайно спасает маленькую бродяжку, которая стала свидетельницей убийства целой семьи, совершенного неким меченосцем-психопатом и его подручными. Девочка, которую зовут Чжан Сяою, остается жива, но ее младшего брата, который ничего не видел, злодеи принимают за свидетеля и растаптывают лошадьми. Сяою умоляет героя помочь ей отплатить убийцам, но тот не имеет никакого желания ввязываться в дело, за которое не платят (персонажи современных ревизионистских уся редко бывают наделены конфуцианскими добродетелями). Он пытается избавиться от Сяою, буквально оставляя ее на дороге в другом городе, но это оказывается невозможным. Полуживая, укушенная змеей, она все равно добирается до его дома и просит научить ее убивать, чтобы она сама могла отомстить за брата. В обмен она даже готова отдать герою свои глаза.
По ходу выясняется, что Сяою может быть очень полезна в деле охоты за беглыми преступниками. Она способна их выслеживать, заманивать в ловушку, а также во время боя подсказывать герою, с какой стороны на него собираются напасть. Так что они образуют необычный дуэт, начинают вместе наводить ужас на преступный мир и постепенно развивают отношения отца-дочери. Правда, слепой меченосец обрезает Сяою волосы и выдает ее за мальчика - видимо, чтобы никто из зрителей не пропустил отсылку к легендарному "Одинокому волку с детенышем". В итоге, он решает "завязать" со своим ремеслом, уехать вместе с Сяою в столичный город Чанъань (дело происходит в эпоху династии Тан) и начать жизнь обычного человека. Но, как вы понимаете, роковая встреча с меченосцем-психопатом и его бандой неизбежна...
Количество боевых сцен, по сравнению с первым фильмом, выросло примерно втрое, а экшен-хореография стала более сложной и изощренной. Камера также стала еще более раскованной и летает вокруг персонажей почти безостановочно. Опытный актер и реальный мастер боевых искусств Мо Цэ снова демонстрирует харизму и отличную пластику (интересно, что он начал сниматься в кино еще ребенком и играл сына Джета Ли в нескольких гонконгских боевиках 1990-х годов). Но если в первой картине он царил на экране единолично, то здесь его сплошь и рядом затмевает 10-летняя Ян Эньюй - она обаятельна, отлично играет и буквально "крадет" все сцены со своим участием. А еще в этом фильме отличный саундтрек.
У меня есть претензии к чересчур мрачной цветовой гамме фильма, а также к монтажу боевых сцен; сказывается и то, что режиссер ранее снимал только для интернет-платформ и не использует в полной мере композиционные возможности большого экрана. Но, если честно, придираться не хочется. Благодаря "Око за око - 2" я почувствовал себя как 25 лет назад, когда я был молод и жадно поглощал фильмы Кинга Ху и Кэндзи Мисуми - и каждая встреча с их кино сулила маленькое чудо. Как все-таки приятно смотреть фильмы режиссеров, которые знают и любят именно то кино, которое любишь ты.
Кстати, режиссеру и сценаристу дилогии Ян Бинцзя завтра (22-го февраля) исполняется 32 года. Желаю ему зацепиться за большое кино: у него явно есть талант и оригинальное видение, ну а огрехи уйдут с опытом.

image Click to view



Дмитрий Комм о фильме "Исчезающая тень".

"Исчезающая тень" (Fading Shadow) - это еще одна неожиданная радость, которых так много сейчас в малобюджетном китайском жанровом кино. По жанру это детектив с сильными мистическими обертонами, по стилю - то, что в последние годы стали называть "китайским нуаром". Я уже писал, что так называемый китайский нуар (наверняка у китайских кинокритиков есть свой термин для обозначения этого направления) со временем станет не менее культовым, чем, собственно, американский нуар или итальянское джалло. Характерные черты этого стиля - меланхоличная, печальная атмосфера, изредка взрывающаяся брутальными сценами насилия, а также помещение действия в провинциальные городки 1990-х - начала 2000-х годов, что позволяет их создателям убрать с экрана смартфоны, интернет и прочую современную суету и сконцентрироваться на тайне и причудливых взаимоотношениях персонажей. Нашумевший "Черный уголь, тонкий лед" был не первым и даже не лучшим (хотя вполне достойным) образцом китайского нуара, но его международный успех здорово поспособствовал развитию этого направления.
В "Исчезающей тени" есть все эти признаки и много чего еще. В провинциальном городе 1990-х годов совершено убийство владельца фотоателье, труп которого находят в зарослях камыша у реки. Неподалеку от трупа обнаруживается полусгоревшая тетрадь, которая может иметь, а может и не иметь отношения к убийству. У убийства есть свидетель - старый рыбак, который ночью, услышав шум, пошел посмотреть в чем дело и обнаружил труп, а в нескольких метрах от него - зловещую фигуру в черном дождевике с капюшоном. Несмотря на капюшон, рыбак утверждает, что хорошо рассмотрел лицо человека в дождевике - и это была молодая женщина. Полицейский художник Чжан Синь по его описанию рисует портрет этой женщины, и все в полиции ее сразу узнают. Эту девушку зовут Янь Хуа, но... она была убита более десяти лет назад.
Дальше - больше. Полусгоревшая тетрадь оказывается дневником этой самой Янь Хуа. Однако, руководящий следствием туповатый капитан Кун отказывается признать ее уликой, а сходство портрета с умершей девушкой считает случайным совпадением. Чжан Синь, художник, нарисовавший портрет, с ним не согласен, и начинает собственное расследование, изучая уцелевшие куски дневника и разыскивая людей, в нем упомянутых. В дневнике он натыкается на сокрушительную фразу "После смерти я уехала в Гуанчжоу", что делает его расследование несколько эзотерическим занятием.
Фрагменты дневника и рассказы людей, с которыми встречается Чжан Синь, визуализируются, и мы периодически оказываемся в 1980-х, где замкнутая и робкая Янь Хуа работала в балетной труппе кем-то вроде "прислуги за все" и мечтала стать балериной. Узнав о ее мечте, солистка труппы начинает давать ей неофициальные уроки и становится ее ближайшей подругой, причем занимаются они на берегу реки, в том месте, где спустя много лет будет найден дневник. Тем временем в округе злодействует маньяк, нападающий на молодых женщин, и однажды его жертвой оказывается Янь Хуа.
Помимо мистико-детективного сюжета, в котором переплетаются рассказы с нескольких точек зрения (характерный прием для современного китайского кино), "Исчезающая тень" впечатляет редкой даже для китайцев красотой и утонченностью. Это тот случай, когда буквально каждый кадр - картина, причем режиссер Хэ Цуань и оператор Хэн Цзян оперируют тончайшими нюансами цвета и света с какой-то почти идиосинкразической тщательностью, создавая атмосферу меланхолии и тайны в лучших готических традициях. Изобразительное решение фильма вызывает в памяти рассказы М.Р. Джеймса и старые английские фильмы о привидениях, вроде "Невинных" Джека Клейтона (кадр со зловещей черной фигурой в камышах, вполне возможно, является цитатой из него).
Интересно, что идея о молодом художнике, буквально одержимом портретом давно умершей женщины, который он сам же и нарисовал, сближает этот фильм с произведениями европейского романтизма. Впрочем, у китайцев есть своя традиция подобных историй, например, портрет умершей девушки и молодой книжник, который в него влюбляется, есть в "Истории китайского призрака" (1987), основанной на рассказах классика из 18-го столетия Пу Сунлина. (Китайская культура вообще имеет больше точек пересечения с европейской, чем кажется любителям кичевой ахинеи про "непостижимую восточную мудрость".)
В итоге, мистическая аура фильма оказывается так сильна, что даже детективная разгадка в финале выглядит иррациональной, словно пришедшей из сна, тем более, что Чжан Синь периодически видит сны, где ему является та самая зловещая женщина в черном. Может быть и вся эта история ему просто приснилась? А фраза "После смерти я уехала в Гуанчжоу" и вовсе достойна войти в цитатник любого уважающего себя поклонника сюрреализма.
Предыдущий фильм Хэ Цуаня "Тени и эхо" (2019) тоже был очень красив, но это был фильм о боевых искусствах, а такие фильмы часто помещают действие в живописное фэнтезийное пространство. А тут современность (ну почти что), да еще и с мистикой - что куда сложнее. Заставить современную реальность выглядеть поэтично - задача, которая могла бы ужаснуть даже Хичкока. Но Хэ Цуань справляется.
В общем, мечтаю увидеть это кино на большом экране. Единственная претензия к нему - балетные сцены могли бы быть посложнее, какие-то они непритязательные. С другой стороны, если бы провинциальная труппа вдруг показывала балет на уровне лучших театров Пекина или Шанхая, это было бы немного по-голливудски.


женщины, видео, lists, кино, фильмы

Previous post Next post
Up