У Запада осталось только два пути: плохой и очень плохой

Apr 07, 2024 12:41

"Глобализация приносит огромную выгоду, однако для развитого мира эта выгода сопровождается большим счётом к оплате.
Риск заключается в том, что со временем развитый мир откажется платить по счетам. В этот момент глобализация разделится с помощью протекционизма, финансового краха, этнического и религиозного соперничества или войны. Развитый мир должен решить, хочет ли он, чтобы развивающиеся страны воспользовались экономическими возможностями, которые долгое время были доступны только немногочисленным привилегированным жителям Запада, или предпочтёт скрыться в убежище, которое навсегда покинет этот мир в случае политической и экономической катастроф." Из книги английского экономиста Стивена Кинга «Запад теряет контроль» (via pravosudovs).



"Если развитый мир пойдёт по первому пути, ему придётся примириться с менее значительной ролью в мировых делах. Рождение «Большой двадцатки» стало только началом крупного смещения экономических и политических сил. Западные рабочие по-прежнему могут получать выгоду от доходов с капитала, однако эти доходы будут меньше, чем прежде. Жизнь пенсионеров станет сложнее. Стареющее население Запада будет вынуждено продавать активы - всё чаще новым владельцам из развивающихся стран, - а в процессе потеряет контроль над ключевыми позициями глобальной экономики. В поисках лучшей работы нашим детям придётся соперничать с выпускниками из развивающихся стран. Ещё им придётся платить налоги, чтобы оплатить огромные долги нашего поколения. Низкие темпы роста США приведут к сокращению военных сил. Правительствам придётся намного серьёзнее думать о перераспределении доходов и благосостояния, в противном случае они обнаружат, что поддержка глобализации пойдёт на убыль.

Возможно, всё это звучит безрадостно, однако альтернативный вариант намного хуже. Полный разрыв связей между развитым и развивающимся мирами сильно усложнит жизнь: исчезнет дешёвый доступ к накоплениям Китая, доллар обвалится, мировая торговля пойдёт на убыль, глобальные рынки капитала обанкротятся, начнётся цепочка неплатежей государственного долга, обнаружится массовая безработица и, возможно, война. Несомненно, относительный проигрыш Запада лучше абсолютного проигрыша всего мира в целом. По мере старения населения Запад, надеюсь, станет мудрее и сделает правильный выбор."

Петр Турчин. «Какое общество ближе к макроразвалу: Россия или США? Однозначно не Россия. Внешнее давление объединило страну… Без сомнения, Соединенные Штаты сейчас находятся в гораздо более опасном состоянии».

sh_e_k: Это уже обычное в современности суждение: «справедливости, правды, доброты - нет». Кажется начал понимать мотивацию так утверждающих. Похоже это способ остаться на белом коне когда сам или те с кем себя ассоциируешь делают подлые, неправедные и злые вещи. И наверно ответки особо не боятся так как знают, что могут быть всегда более подлыми, неправедными и злыми чем соперники. Но сильно ошибаются. Они лучшие пока еще не все отвернулись от человеческого. Это как воры успешны не своим умом и ловкостью, а тем, что не все люди воруют.
В позапрошлом веке ставился вопрос: «если Бога нет, то всё позволено?» В этом веке уже есть однозначный ответ: «если всё позволено, то Бога не станет». Только не понятно, что с этим ответом делать. Бог это нечто к чему можно придти через человечность. Обходных путей нет. А раз человечность это пережиток диких времен, то и Бог отпадает как ненужный пережиток.
Никогда не смотрел «звездные войны» - совместить звезды с войнами дичь полная, идея сумасшедшая. Как и «пилы» не смотрел. Это всё нечеловеческие истории. Истории биологических организмов оснащенных психикой, а значит может стать не таким уж и далеким будущим, судя по прелести для многих выбранного пути.

alex_rozoff: Фрейд заметил, что социальная жизнь Белого (Западного) Человека пронизана таким же (или еще большим) вздором и нелепостью, чем жизнь папуасов, негритосов, и т.п.
Через год посл публикации книги "Тотем и табу", началась 1-я Мировая война, показавшая, что папуасы и негритосы вообще говоря превосходят Белого (Западного) Человека по рациональности жизненных установок: они принципиально не могут опуститься до такой отвратительной нелепой хрени, которой занимались с 1914 по 1918 десятки миллионов европейцев. Позже, 2-я мировая война показала, что даже это еще не предел.
Как значительно позже отмечал проф. Инголд в предисловию к университетскому курсу социальной антропологии: "Профессия социального антрополога - непростой выбор. Это не есть счастливая возможность сесть, расслабиться и выслушивать причудливые занимательные рассказы о странных обычаях экзотических народов. Из всего спектра гуманитарных академических дисциплин именно социальная антропология, пожалуй, бросает самый дерзкий вызов человеческому интеллекту. Она безжалостно обнажает все ложные установки, на основании которых мы упорядочиваем представления о собственной жизни, с тем, чтобы чувствовать себя в ней комфортно, и ставит под сомнение все, что нам кажется верным".
Из вышесказанного неявно следует, что убеждения Белого (Западного) Человека кое-как могут показаться рациональными в спокойные периоды экономико-политической жизни, но в периоды системных кризисов и мировых войн усредненный Белый (Западный) Человек выглядит умственно-отсталым мутантом даже на фоне первобытных племен из джунглей Конго.
Сейчас - один из таких периодов: время мировой мозаичной войны. И, как показано на конкретных примерах в этом журнале**, тотем и табу выпирают наружу, впечатляюще разрывая тонкую ткань иллюзорной рациональности. Фантастически продуктивный период для социальных антропологов настал.
Доказательством, что в условиях системных кризисов первобытные люди поведут себя рационально, является то, что первобытные люди пережили не менее двух биосферных суперкризисов.

trissy1: Наличествующую русскую бессубъектность и вытекающую из нее безграничность (беспредел) вольны использовать как угодно и запад, и восток, и юг, и... я даже не знаю... пингвины! не говоря о том, как ее использует господь бог - путями, которые неисповедимы, исключительно на ваше счастье.

сейчас весь ваш ресентимент сконцентрирован в сторону запада. но не потому, что он один такой гад, а потому что очередь у вашей буйной архаики до остальных вышеперечисленных пока не дошла. когда она дойдет, для вас откроется много нового - но не для тех, кто снаружи.

и если бы спросили мое мнение, я бы со своей стороны (теперь не с западной, а с наружной, вообще) очень рекомендовала перестать валять дурака-археомодерниста. не позднее, чем на стадии пингвинов.

vythe. Всё-таки, у австралийского народа есть свои обаятельные черты, есть... необаятельные... но к одной их особенности привыкнуть невозможно - они сливают друг друга с огромным энтузиазмом при любой возможности и не задумываясь...
Работники борделя в Сиднее заявили в полицию, что посетитель sexually assaulted их работницу прямо на её рабочем месте. К заявлению приложены видеозаписи пребывания этого посетителя в этом же борделе днём ранее. А в новости это попало, потому что полиция просит всех ответственных граждан сообщить в полицию всё возможное о том подозреваемом. Вроде бы, безвозмездно - то есть, даром.
Будете посещать сиднейские бордели - улыбайтесь, вас снимают.
Выражение sexual assault осталось без перевода, потому что очень многозначное слово. Джек-Потрошитель и чиновник, недавно поцеловавший футболистку под телекамеру, попадают под это понятие с равной силой. И вот этот клиент тоже. В борделе. Напал. Надругался, буквально. Но есть нюанс - если бы работницу секс-индустрии клиент, допустим, покусал - это было бы просто нападение (common или aggravated, смотря по глубине покуса). Если бы отобрал деньги, это было бы ограбление. А тут именно произошло что-то на тему секса, но не по сценарию. Странная история.
Но, собственно, причуды пожилых "солидных господ" меня мало волнуют. Меня волнует, что полиция всерьёз предлагает почтенным гражданам сдавать своих знакомых, подходящих под вышеизложенную историю. И что почтенные граждане с радостью понесут доносы, потому что возможность разоблачить ближнего своего - бесценна.
Впрочем, оно, наверное, везде так.

filin: Выбор между гражданским обществом и полицейским государством определяется тем, кого выбирающий больше опасается -- полиции или сограждан.
В отличие от Франции Британия не является полицейским государстваом.
The Peelian principles summarise the ideas that Sir Robert Peel developed to define an ethical police force. The approach expressed in these principles is commonly known as policing by consent in the United Kingdom and other countries such as Ireland, Canada, Australia, and New Zealand.
In this model of policing, police officers are regarded as citizens in uniform. They exercise their powers to police their fellow citizens with the implicit consent of those fellow citizens. "Policing by consent" indicates that the legitimacy of policing in the eyes of the public is based upon a consensus of support that follows from transparency about their powers, their integrity in exercising those powers and their accountability for doing so.

Бертольт Брехт. Для чего мы так тщательно воспитываем наших дворянчиков в колледжах, муштруем их, всячески оберегаем от растлевающего влияния науки и прививаем им аристократические манеры настолько, что они способны внушить уважение самой зазнавшейся челяди. Гобеленов не вешают в сараи. Кровных рысаков выпускают на скачки. Кровных, господ выращивают тоже не для их собственного удовольствия. Одно время рынок был несколько перенасыщен нашими лордами. В настоящее время он вновь достаточно емок. Они - лучшее, о чем могут мечтать эти дочери заатлантических мясников и чулочных фабрикантов, если они хотят, чтобы возле них было нечто такое, что действительно умеет зевать по всем правилами искусства и, помимо всего прочего, умеет держать в ежовых рукавицах низшие расы. Вы можете прочесть в любой газете, что цвет нашей страны отличается за океаном и пользуется всеобщей симпатией.

Александр Бовдунов. Умения работать на показ, на публику ни у англичан, ни у американцев не отнять. Первые демонстрируют всему миру "традицию" и "аристократию". Аристократия эта показная, обуржуазившаяся, предавшая законных королей или заступившая место настоящей аристократии-"кавалеров". Живёт эта аристократия почему-то в аббатстве, а воспитывается буквально в детдомах. Замечательные традиции казарменного воспитания, цугования, доносов, политической полиции, шпионажа и т.п. Или на флоте: "ром, содомия и плеть". Остальная "традиция" - для туристов - по большей части выдумана, новодел XIX века, маскирующийся под старину, как Вестминстерский дворец.

Вторые, то есть американцы, рассказывают всему миру про демократию и сделали идеалом self-made man. Однако управляются немногочисленными кланами, контролирующими политическую и экономическую систему. И даже когда выбирают в президенты негра, то негр этот оказывается вовсе и не негром (не потомком рабов), а не чуждым американской олигархии человеком.

В одном случае олигархия прикрыта "традицией" (легко превращающейся в мыльную оперу). В другом - "демократией". Олигархия эта столь же эффективна, сколь была эффективна когда-то олигархия Генуи, Венеции или Карфагена, наследниками которого британцы называют себя открыто. И почему в мире, лежащем во зле, зло должно быть неэффективным? Есть там, конечно, и своя преданность делу и пиратская отвага (иногда смешанная со слабоумием), и ганнибалов талант. И конечно, несмотря на все проблемы их элиты качественно ближе к своему идеалу, чем наши, чего уж там. Талантливые там гады, но именно гады, "рептилоиды", сожрут, не моргнув глазом. И никакие большие и малые сделки не помогут, если ты выглядишь как добыча.

Михаил Кацнельсон. Невероятная притягательность мифа об английской жизни в русской культуре. Туда же и "Корона", и "Дживс и Вустер", ну и, конечно, все эти Конан Дойлы и Агаты Кристи. Не так давно уже писал об этом, но тогда сам не понимал, в чем дело. А теперь понял. Невероятная притягательность жизни по правилам в культуре, которая не признает правил вообще (я тут постил фотографию таблички на лесной тропинке "Соблюдайте хоть что-нибудь"). И, конечно, хороших манер - в культуре, где царит искренность, а под искренностью понимается право и обязанность вывалить все свое душевное нутро на голову первого встречного.

Андрей Фурсов. Проблема профессионализма как явления и качества в русской жизни с характерными для последней дефицитом вещественной субстанции, автосубъектностью Власти и скорее универсально-однородным строем жизни (а не специфически-однородным - именно последний есть основа и условие профессионализма) сложна и неоднозначна. Профессионализм как массовое и долгосрочное явление по сути своей требует, во-первых, определенного уровня вещественной субстанции - накопленных многими поколениями овеществленного труда и «социального времени»; вещественной субстанцией Россия, северная по преимуществу страна рискованного земледелия, всегда была бедна, беднее и Запада, и Востока. Вот что писал по этому поводу русский мыслитель Лев Тихомиров, сначала революционер-народоволец, а затем убеждённый консерватор.

«Перед нами открылось свободное пространство у подножия Салев, и мы узнали, что здесь проходит уже граница Франции. Это огромное количество труда меня поразило. Смотришь поля. Каждый клочок огорожен толстейшей, высокой стеной, склоны гор обделаны террасами, и вся страна разбита на клочки, обгорожена камнем. Я сначала не понимал загадки, которую мне все это ставило, пока, наконец, для меня не стало уясняться, что это собственность, это капитал, миллиарды миллиардов, в сравнении с которыми ничтожество наличный труд поколения. Что такое у нас, в России, прошлый труд? Дичь, гладь, ничего нет, никто не живет в доме дела, потому что он при самом деде два-три раза сгорел. Что осталось от деда? Платье? Корова? Да ведь и платье истрепалось давно, и корова издохла. А здесь это прошлое охватывает всего человека. Куда ни повернись, везде прошлое, наследственное… И невольно назревала мысль: какая же революция сокрушит это каменное прошлое, всюду вросшее, в котором все живут, как моллюски в коралловом рифе».

Показательно, что социалистические (антикапиталистические) революции ХХ в. крушили только общества бедные вещественной субстанцией - т.е. развёртывались на периферии и полупериферии капиталистической системы. В «вещественном» ядре они не прошли. Недостаток вещественной субстанции (как и суровые экологические ниши) требует не столько профессионализма в узкоспециализированном смысле, сколько универсализма (универсальная адаптация к среде по А.Н. Северцову), многопрофильности как средства жизни в незатейливо-неспециализированной среде.

Рост профессионализма сверх определённого уровня создаёт напряжение для автосубъектной власти, характерной для России на всём протяжении её истории. Автосубъектная власть есть такая, которая монополизирует субъектность и либо не допускает иной субъектности в обществе, либо допускает её «по доверенности», по «частям» и селективно. У такой власти есть и свои плюсы (помимо её адекватности русской истории и русской жизни), и свои минусы: каждое приобретение есть потеря, и каждая потеря есть приобретение. О потерях: ясно, что высококлассный профессионал резко повышает свою субъектность, что напрягает персонификатора автосубъектности; последний может терпеть первого только в ограниченном числе случаев (война, подготовка к войне), недолго и в качестве исключения для отдельных сфер, важных для престижа Системы (балет, спорт и т.п.). И всё. Поэтому «взрывы» профессионализма в русской истории, как правило, приходятся на фазы генезиса новых властных структур: с одной стороны, новой, возникающе-формирующейся власти нужны профессионалы, с другой - она еще недостаточно сильна в своих родовых качествах. К тому же никто, к сожалению, не отменял в России - ни в дореволюционной, ни в послереволюционной, ни в послепослереволюционной - принцип «я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак». И началось это ещё до Указа Петра I от 9 декабря 1709 г.: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

Дмитрий Грунюшкин. В смешении тьмы российских народов и даже многих постсоветских в одно слово «русские» есть очень серьезная причина. Дело в том, что русские в этом понимании достаточно нетипичное для планеты явление. Давайте договоримся, что в дальнейшем при слове «русские» мы будем иметь в виду именно это широкое толкование, а не чисто этнический признак, иначе придется каждый раз специально оговариваться.

Русский принцип построения общества и государства отличает способность к синтезу традиций, к относительно мирному встраиванию иных ценностей и «ассимилированию» их в своем обществе. Это, вообще, уникальная способность русских.

Вспомним «плавильный котел» Америки - там десятки и даже сотни разных традиций разбиваются в «мелкие дребезги» и из них уже выплавляется особая американская нация, главенствующей идеей которой является «Великая американская мечта». То есть - индивидуальный успех. Икона Америки - это люди, которые поднялись с самого дна и стали богатыми. То, что на одного разбогатевшего приходится тысяча тех, кто успешен за счет папы-дедушки-прадедушки, никого не волнует. Главное - личное достижение. Ты богат - значит, ты победитель, настоящий американец. И эта идея пронизывает все американское общество, невзирая ни на какие национальности. «Если ты такой умный, то где твои деньги?».

Но при этом «плавильный котел» имеет очень интересную особенность. Он «плавит» только в одном - стремлении к богатству. В остальном нации там не особо перемешиваются. Китайцы, евреи, русские, индусы - они все в США сохраняют национальный колорит, живут обособленно и своими традициями. Маленькая Италия, Чайна-таун, Маленькая Одесса, мексиканские кварталы, Гарлем и Квинс, ирландская «Адская кухня» никуда не делись до сих пор. Хотя стремление к мультикультурализму и дает свои плоды в виде смешанных браков, но до сих пор это скорее исключение, чем правило.

У нас же получилось по-другому. Десятки наций и народностей России и СССР взаимно переплетались и дополняли друг друга, обогащая соседей своими уникальными знаниями и традициями.

Казалось бы, говорить о мирном синтезе после кровавой сечи революции и Гражданской войны несколько нелепо. Но давайте посмотрим на то, как пришедшее на Русь православие изменилось под влиянием местных условий. Оно ведь тут стало совсем не тем, чем было в Византии. У нас Масленица органично перетекает в Великий Пост, а поминальные сто грамм, накрытые коркой черного хлеба на могиле, стоят под крестом, как бы священники ни пытались изжить эту языческую традицию. А ведь десять веков прошло. Так и Моральный кодекс строителя коммунизма мало отличается от заповедей доброго христианина, если убрать из них Бога и добавить классовую теорию.

И еще один момент в становлении русского характера влияет на его уникальность: русский народ формировался на полиэтнической основе. Большие пространства расселения, суровый климат, враждебное окружение требовали не завоевания других народов и племен и превращения их в рабов, а вовлечения на равных в общий процесс выживания и развития. Европейские войны имели целью земли и ресурсы, которые были в дефиците. У нас же этого добра - как гуталина на гуталиновой фабрике. Вовлечение соседей в общину требовалось больше для увеличения количества рабочих рук, которые в том числе могли бы держать в руках еще и боевой топор, чтобы отвадить желающих откусить от нашего пирога.

Да, первый этап экспансии тоже происходил «огнем и мечом». Но после «принуждения к миру» русские не промышляли банальным грабежом и вывозом «в метрополию» местных ресурсов, чем занимались британские джентльмены в Америке, Индии, Китае - да везде, где они появлялись. Русские стремились поднять народы до своего уровня культуры, в то же время обогащались цветами их культур, традиций и характеров. Входили в стойбища, аулы и кишлаки, оставляя после себя больницы, библиотеки и планетарии. Русский - это не национальное осознание, а державно-геополитическое.

Если мы заглянем глубже в отечественную историю, то обнаружим интересный факт: среди великих и выдающихся русских имен удивительно много тех, кто иных кровей, но по-настоящему принял русскую сущность, сохранив свои национальные качества. Тех, для кого «мультикультурализм» не искусственное явление, прививаемое сверху насильно, а естественное состояние, только никто не придумывал для него специальный термин.

Большую роль в воспитании человека Российской империи на огромном евразийском пространстве сыграл указ императрицы Екатерины II «О терпимости всех вероисповеданий», фактически означавший признание ислама второй государственной религией России, добровольную передачу части духовно-религиозного пространства другой конфессии.

Это было осознанное решение о расширении рамок русского архетипа и формировании нового культурного явления - единого народа империи. Взаимодействие двух религий, возможность исповедания буддизма, языческих верований при лидирующей роли православия сформировали уникальный архетип русского человека. Он лоялен к иным верам. Более того, готов воспринимать их традиции и творчески переосмыслив, имплантировать их в свои собственные.

Отсюда и удивительная легкость, с какой русские по воспитанию вливаются в чужие общества и легко в них встраиваются. Отсюда и то, как удивительно органично русские ценности ложатся на чужие ценности. Эта пластичность и одновременно твердость в принципах делают русскую шкалу ценностей, русский разум, русский смысл жизни и развития приемлемыми для других народов мира.

markshat: Каждый в опасности, если в опасности государство и власть. Идеология не работает, если нет необходимости. Если мерить жизнь индивидуальным выживанием, достаточно быть животным. Это не значит, что животным нет места в этом мире. Но это место животных. Сотни тысяч людей пошли в СВО без идеологически обоснованного принуждения. Идеологически обоснованное принуждение требуется только тогда, когда что-то нужно государству и не нужно тем, от кого это требуется. Зависимость каждого от государства и власти определяется необходимостью. Ее обеспечивает эффективное государство. Неэффективное государство пытается подменить эффективность идеологией. Если государство и власть эффективны, многие чувствует необходимость его защищать. Кто не чувствует, того не переубедить с помощью идеологии. Тогда необходимость подменяется идеологически обоснованным принуждением. Но оно само по себе мало эффективно.

Александр Дугин. Единственным обобщающим объяснением, которое покрыло бы разом всю территорию нерешаемых проблем, является заключение о том, что пятьсот лет назад Западная Европа стала системно сходить с ума. И сошла, начав сходить, когда-то сойдешь. Так сложились пять аномалий.
1. Атеизм и материализм научной картины мира, на основе номинализма и патологической протестантской идеологии. Уже тогда можно было бы заключить, что Запад вступает в режим Антихриста, а все западное и современное им необратимо помечено.
2. Британская лже-Империя стала началом гипертрофированного атлантизма. Англосаксы воплотили библейского Левиафана. Уже в ХХ веке эстафету передали США, но господство цивилизации Моря - это Англия.
3. Средневековье и его индоевропейская трехфункциональная идеология, католицизм и Империя были отвергнуты и осмеяны, и вместо этого утвердился совершенно патологический во всех отношениях капитализм. Идеологически он разошелся позднее на либерализм (главная форма ментального вырождения), национализм и опрокинутую версию, признающую базовые установки - социализм. Любое идеологическое шевеление в системе капитализма обречено на мимикрию и коллапс. Капитализм абсолютно тоталитарен. Как показал Делез, капитализм достигает кульминации в шизофрении.
4. Философия Нового времени разделилась (не предупредив об этом) на эксцентричное продолжение классической традиции и на деструктивные перверсии, солидарные с материализмом и экстернализмом науки. Это породило систематическое смущение - семантическое смещение интерпретаций. Мысль билась а тенетах как лань, иногда прорывая сеть. Но где прорыв, а где агонии достоверно никто не знал, часто все выглядело строго наоборот.
5. Культура стала переходить в цивилизацию (по Шпенглеру), остывая, но не без эксцессов - время от времени непредсказуемый гений прозревал сущность сгустившегося мрака и пронизывал его сияющей иглой. В целом культура целенаправленно скользила в ад.
Россия внезапно оказалась в состоянии войны со всем этим. Совершенно этого не желая, не понимая, не готовясь и не рассчитывая. Россия была поставлена невидимой дланью в то положение, в котором она сейчас пребывает. И теперь вопреки всему нам придется - институционально! - давать ответы на все вызовы цивилизации Антихриста. В том числе и на вызов техники. Все электронные приборы, которыми Запад снарядил человечество, оказались с подвохом - через них, оказывается, кто-то неизвестный собирает о каждом информацию, чтобы потом безраздельно править. Больше всего человек скрывает свои грехи. Они-то и интересуют Большого Брата. Он их протоколирует и пускает вход, когда надо. Технозависимость самый совершенный инструмент дьявола и его цивилизации. А мы радуемся цифровизации - помогаем дьяволу править собой. Но что такое океаны грехов как не поле безумия? Адостроительный цикл почти завершен. На его пути только наше отчаянная СВО. Ну и как прикажете ее интерпретировать?

будущее, общество, подборка, психология, культура, история

Previous post Next post
Up