Старый западный проект завершён

Mar 10, 2024 02:45

"Хаотичное функционирование либеральных олигархий порождает элиты, некомпетентные в дипломатическом плане и потому допускающие серьезные просчеты в управлении конфликтом с Россией и Китаем.
Необычность западных олигархий заключается в том, что их институты и законы не изменились. Формально они по-прежнему являются либеральными демократиями со всеобщим избирательным правом, парламентами, избираемыми президентами, а также свободной прессой. При этом, демократический дух в них исчез. Высшие образованные классы убеждены в своем превосходстве, элита отвернулась от низших классов, которые она презирает и считает популистами. Последние испытывают недоверие к элитам." Эммануэль Тодд.

"Было бы ошибкой полагать, что такая система может гармонично функционировать без всякого давления. Перерождение либеральных демократий в олигархии не должно становиться слишком явным и слишком жестко оспариваться как таковое. Оно требует усиления политического контроля над «плебсом», которому надо постоянно лгать. Это требует много усилий правящего класса; можно даже сказать, что отныне - это его основная работа.

Все это негативно сказывается на геополитике, дипломатии и военных делах. Полностью сосредоточенные на своей цели - победить на выборах, которые превратились в спектакль - представители западных правящих классов больше не имеют времени на то, чтобы учиться управлять международными отношениями. В результате они выходят на мировую арену без необходимых базовых знаний. Хуже того, привыкнув у себя дома  навязывать свои "дискурсы" менее образованной публике (это дается им все сложнее, но пока они с этим справляются), они убеждаются в своем интеллектуальном превосходстве. Однако, когда они сталкиваются с реальными противниками на международной сцене, то, оказывается, что они не производят на последних никакого впечатления - ведь у авторитарных лидеров было, естественно, куда больше времени, чтобы разобраться в том, как устроен мир и как функционируют международные отношения."
*
La Défaite de l'Occident, Emmanuel Todd

trita: Ловушка идеализма всегда состоит в том, что частное и ограниченное сознание, или «видение» идеалиста воображается как нечто универсальное и полноценное. Результаты такой самозомбификации идеей неизбежны: сперва совершаются и накапливаются ошибки, потом эти ошибки оправдываются идеалом (не берутся на себя), а потом объём негативной кармы становится настолько большим, что под его давлением идеалист уже не может отказаться от выбранного направления, поскольку такой отказ понимается несовместимым с жизнью - интеллектуальной, эмоциональной, вплоть до физической. «Раб лампы». Заложник собственных идей.

Кто помнит СССР времён застоя - это был зомби. США сегодня это точно такой же зомби. Мораль диагноза в том, что нет смысла рассуждать, прогнозировать, тем более искать путей умиротворения - это всё методы отношений между единицами сознания, а не зомби. Американская жизнь может казаться кипучей, но это бактериальнная жизненность, не цельная органичная, а фарш невозможно провернуть назад, не дойдя до упадка США технически не смогут отказаться от тех психо-ментальных причин, которые обуславливают все нынешние следствия. Мессианская мировая позиция прожектора свободы + по уши накопленный запас пролитой по всем миру крови не допускает никаких изменений политики, или как говорил небезызвестный карманник Кирпич: «Что у тебя приятель, дурачок? Чтоб я сам себе с пола срок поднял?». Точно так же как украинская руководящая компания гопников не может не бормотать мантры про борьбу за свободу, насыпая всё более высокую гору трупов - им лично отступать некуда, пока их лично не поставят к стенке.

Одной из психологических скреп трагикомедии современности является ложная идея истории вообще и производная от неё идея «правильной стороны истории». Проще всего её проиллюстрировать строками падшего ангела отечественной попкультуры: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир - Пусть лучше он прогнется под нас, Однажды он прогнется под нас…» - ага, сейчас он всё бросит, и начнёт прогибаться. Иллюзия истории (производная от неведения хода времён) наделяет прогибателей мира надеждой на то, что правильной стороной истории всегда может быть та, в которую они сами её способны прогнуть. Это вполне логично в мире дарвинизма, в мире человекоживотных.

Эммануэль Тодд. Под руку подвернулось событие, которое позволяет обозначить переход религии в западном обществе из состояния "зомби" (соблюдения норм без веры в реального Бога) к этапу полного нуля - неверия ни во что. Эту концепцию стадии зомби в религии вы можете найти в других моих книгах: это период, когда вера уже исчезла, а мораль, ценности и способность к соборному действию - все эти вещи еще остаются. Иногда эти ценности в период "зомби-состояния" религии рядятся в другие одежды - национальные, социал-демократические, коммунистические. Но в целом религия сейчас, в начале третьего тысячелетия, вышла у нас в "нулевое состояние" (это новый термин): при нем и от ценностей уже ничего не остается. Для этого состояния у меня есть три статистических индикатора. Сейчас я о них расскажу. В целом я всегда опираюсь на статистику, чтобы оценить моральные и социальные феномены. Я поклонник Дюркгейма, основателя социологии, основанной на количественных данных, а в еще большей степени я поклонник Вебера.
Что касается стадии "зомби" в религии, то вот вам его описание. Люди больше не ходят на церковные службы, но все еще крестят детей. Сейчас же из нашей жизни исчезают и крещения, что означает достижение нулевой стадии. На стадии "зомби" люди хоронят мертвых с определенными обрядами, покоряясь церковному запрету на кремирование. Но сегодня кремирование становится всеобщей практикой, в том числе из-за удешевления процедуры. Значит, и здесь нулевая стадия достигнута. Наконец, третий признак. В период "зомби" вполне возможен гражданский брак, но он имеет все признаки старого христианского брака: мужчина, женщина и дети, которым надо дать образование. С появлением однополого брака, не имеющего смысла с точки зрения религии, мы выходим даже из стадии "зомби". Так что, дату, когда во Франции были введены законы о "браке для всех", можно обозначить как четкий хронологический показатель "нулевой стадии" религии.

Основания идеализма (продолжение). - Кн. Трубецкой Сергей Николаевич (1862-1905)
Критика мистического идеализма
...Познаваемая нами действительность обусловлена формами чувственности и логическими категориями. И если мы признаем, что наше познание внешней нам действительности истинно в основных формах своих, что наши представления и понятия могут или должны ей соответствовать, мы допускаем тем самым, что как наши представления и понятия, так и эта соответствующая им действительность обусловлены тем же духовным началом, каким обусловлены наша чувственность и логический разум. В основании нашего сознания, как и в основании действительности, лежит один универсальный субъект. Это краеугольный камень всего идеализма, всего учения о познании и о познаваемом сущем.
Все объекты существуют для субъекта или на счет субъекта; все относительные, соотносительные или соотносящиеся индивидуальные субъекты суть отчасти объекты, предметы отношений и постольку сами обусловлены абсолютным, безотносительным субъектом, к которому сводится, таким образом, все реальное, из которого вытекает вся действительность, все мыслимое и чувствуемое, точно так же как и самое чувство и мысль. Поэтому, познавая это абсолютное начало, мы познаем в нем все вещи sub specie aeternitatis.
Сообразно этому, высшею целью человеческого ведения является познание абсолютного субъекта, - той «самости» сущего, которая обусловливает собою всякое относительное, объективное существование, всякий объект мысли и опыта, точно так же как и взаимоотношение индивидуальных, относительных субъектов.
Но возможно ли «объективное» познание этого абсолютного субъекта? Может ли он быть познан, как простой предмет опыта, предмет мысли и чувства, из частных явлений сознания и внешнего мира или из отвлечении нашего разума? Не обусловленный ничем внешним, он может быть познан лишь в нем самом, и притом непосредственно, поскольку мы находим абсолютный субъект в глубине нашего «я», - нашего чувства и разума, нашего ограниченного, относительного субъекта. Но для того, чтобы быть истинным и адекватным абсолютному субъекту, его сознание предполагает полное, интимное слияние с ним: сознание абсолютного достижимо лишь под условием утраты всякого частного индивидуального сознания, всякого относительного знания и опыта, - под условием решительного отвлечения от всей объективной действительности. Там, где исчезает всякое раздвоение ограниченного сознания, противополагающегося внешним объектам, где наше «я» теряет себя, оно находит абсолютную самость - «атман» всего сущего. Так учили индийские Упанишады; так учили и многие позднейшие мистики.

...Дальше этих отвлеченных соображений мы не идем и не можем рассматривать в высшей степени сложных психологических условий подобных явлений. Возможно ли такое практическое осуществление мистического гнозиса и, главное, в какой мере - пусть решает тот, кто пожелает проделать над собою те эксперименты, которым подвергают себя аскеты в течение их долговременного искуса. Психологические лаборатории со всеми их машинами едва ли помогут разрешению этих вопросов. Но для нас важен только теоретический результат мистики, поскольку она соприкасается с умозрительным учением идеализма. Правда, что «Атман» как абсолютный субъект признается теоретически непознаваемым, - в отличие от объектов: он достижим лишь практически. Но это практическое слияние с ним, это отождествление с Брамою (aham Brahma asmi) все же признается абсолютным ведением.

психология, культура, история

Previous post Next post
Up