Растворение в обществе потребления

Apr 26, 2020 15:30

"Бессмысленная социальная активность - самый тяжёлый и распространённый наркотик нашего времени. Ради того, чтобы продолжать крутиться, как белка в колесе, люди в том числе принимают антидепресанты и обезболивающие. Самое страшное, что может быть, это остановиться, взять ответственность за свою жизнь. Сплетни, шопинг, тренинг, надо постоянно себя занимать, как будто жизнь без всего этого ужасна. И она действительно такой становиться в редкие минуты, когда происходит встреча с собой. Потому что человек оказывается настолько отчуждён от себя, что не может пережить полноту жизни. Он вынужден воспринимать свои сокровенные мечты и надежды, неизбежно нагруженные болью, подавленностью и страхами, как что-то плохое и даже отвратительное. Получается одномерный человек, который полностью зависит от стереотипов и стандартов общества потребления."

Александр Дугин. Химеры и чудовища выходят из тени

"Наше общество нездорово - достаточно посмотреть на заголовки прессы, где люди друг друга режут, едят и сходят с ума. История в духе нападения на Фельгенгауэр - это сфера ментальных отклонений: один человек с расстроенным сознанием напал на другого человека с расстроенным сознанием, работающего в издании, которое тоже делает слушателей больными.

Анализируя некоторые формы психического заболевания, Юнг говорит о таком понятии, как abaissement du niveau mental - «понижение ментального уровня». По Юнгу, это одна из причин психического расстройства.

· Чтобы человек оставался человеком, его сознание должно постоянно предпринимать усилия. Человек организует хаос переживаний, мыслей, вторжения бессознательного, волевых импульсов и собирает их в некие структуры порядка. 99% работы сознания состоит в том, чтобы выделить важное и отбросить то, что не имеет значения, построив ментальную иерархию.

· Культура, образование, анализ, мышление, чтение, наличие осмысленных диалогов, посещение мероприятий - все это помогает отбросить иррелевантное, смирить разрозненные хаотические желание. Иными словами, держать человеческое сознание в форме. Хорошо, если получается развиваться, но даже просто поддерживать упорядоченную рациональную модель поведения - уже большое дело

· Но в нашем обществе механизмы, направленные на поддержание ментального уровня сбиты. Они расстроены. Одни говорят одно, другие - другое, и концы с концами не сходятся. Причем не только в СМИ, но и в образовательных программах. Отсутствует эпистема, когнитивная парадигма. Фрагментарные знания, доступ к которым облегчен, а понимание которых усложнено, только размывают и добавляют хаоса в сознание современного человека.

· Постепенно происходит отказ строить внутренний порядок, а затем падение ментального уровня. Импульсы, которые культурное сознание обычно блокирует, могут проявиться в полной мере. Происходит это незаметно: сначала кажется, что высокое уравнивается с низким, обязательное с необязательным, необходимый уровень культуры делается опциональным. Когда высокая культура - «Волшебная флейта», поэзия Серебряного века - уравнивается с культурой хамства, нарушается культурная иерархия. Мы получаем хаотическую ризоматическую модель вместо упорядоченной вертикали.

· Это не может не привести к подъему шизофрении в обществе. Понижение ментального уровня наблюдается, в первую очередь, у правителей. Как живет верх, так живет и низ - элита проецирует уровень своего хаоса на общества и дает зеленый свет вторжениям снизу.

· Самое страшное и печальное - речь идет об антинародной культуре. Это не возвращение к архаическим слоям общества, а, напротив, восприятие чуждой нам модели идиотизма. Наше общество движется в сторону ризоматического состояния, потере сложности и иерархичности, сопряженной с бытием в культуре. Бытие переходит из сферы культуры в сферу посткультуры.

· Снижение ментального уровня высвобождает страшные зоны нашего бессознательного, которые бесцензурно прорываются на поверхность. И есть люди, которые на этом наживаются и этому способствуют.

· Это ненормально. Дело не в том, что у нас «очень жестокий режим» - ничего подобного. Мы пробиваем дно в том, что утрачиваем культуру смысла. Мы настолько упростили отношения в нашем обществе и понизили планку интеллектуального уровня, что это крайне опасная вещь. Юнг говорил, что когда сознание понижается на критическую величину, все монстры и чудовища, которые рождает спящий разум, выходят на поверхность.

· Уже из подпола слышится их стук, они постепенно выползают и расправляют перепончатые крылья на наших экранах. Если так пойдет и дальше, нам предстоят тяжелые времена, и некому нас будет лечить."

image Click to view



Александр Дугин. Почему человеку трудно сидеть на карантине

"Сегодня я хотел бы поговорить о неоплатоническом прочтении карантина. Я имею в виду эту необходимость, с которой, наверное, столкнулись сегодня мы все: «необходимо оставаться дома и никуда из дома не выходить». Это совершенно неестественное состояние для всех, кроме, быть может, ученых, которые и так никуда не выходят, живя в мире своих мыслей (им все равно куда ходить, кто с ними находится, потому что живут они в своем внутреннем мире). Но для всех остальных же это очевидный удар: отсюда отдавание друг другу в аренду собак, иногда даже детей, чтобы оправдать поход в поликлинику и только не сидеть в четырех стенах.

Я хотел бы обратить внимание на то, что это желание -- стремление выйти из дома -- отражает глубокую метафизическую сторону современного человека. Для того, чтобы описать эту сторону, ее интерпретировать, расшифровать, я предлагаю обратиться к неоплатонической философии (лучше начиная с Ямвлиха, Плотина, Прокла). Дело в том, что у неоплатоников, которые следовали за Платоном, существовала триада (т. души, т. мира, т. истории, т. политики, т. этики и т.д.) принципиальных сторон Бытия, которая, будучи примененной к разным уровням жизни (Бытия, Познания, Космологии, Истории, Общества, Политики и всего остального), объясняла все. Это некая фундаментальная метафизическая формула, которая с применением к чему бы то ни было -- сразу все объясняла.

Что это за Триада?

По-гречески она обозначалась тремя состояниями: моне́ (состояние перманентного покоя, пребывания в нем), про́одос (состояние выхода; именно этот термин -- "про", т.е. "из" и "одос", т.е. "выходить", означал как "одос", т.е. "путь" и "про", т.е. "к": "выход к", "из чего-то к чему-то" -- отсюда выход из состояние моне) и третий элемент -- эпистрофе́ -- "возврат". Следовательно, была определенная картина: сначала некое Начало, которое пребывает (всегда) в самом себе (Бытие, апофатическое, до-проявленное Единое, Человеческая Душа, Дух,Традиция, Философия, Мысль, Логос) и которому соответствовали разные структуры -- это то, что в постоянстве наиболее ценное, качественное, неизменное (для неоплатоники оно не менялось в зависимости от двух других движений). Т.е., на самом деле, эти вертикальные движения (выход - возврат) не затрагивали ту Природу Постоянства, которая была равна самому себе (бесстрастно, вечно).

Таким образом, выходящее из этого Первоначала и возвращающееся в Него, не затрагивало Постоянство. Иными словами, Выход из этого Единого, неизменного состояния порождал Мир со всеми его вещами, а Возврат в это единое Состояние восстанавливало полноту Цикла. Т.е. каждый цикл (Творения, Проявления, Мышления, Политической Истории) выходил из этой предпосылки, рассеиваясь через про́одос на много разных точек, а потом собирался.

Здесь очень важно, что слово " про́одос" (греческое) на латынь перевели словом "прогресс" (pro-gressus -- pro как "про́одос", gressus как "шаг", "движение"), который мыслился неоплатониками как "исхождение" (движение от Первоначала, Единого к некоему Множеству, от Полноты к Пустоте) -- т.е. как рассеяние. И этот "прогресс" рассматривался не как "движение снизу вверх", но, наоборот, то что следовало принять как фактический элемент энтропии. Но когда эта энтропия, "исхождение" Начала достигала максимума -- у этих несчастных частиц, лучей и вещей, которые вдруг вывалились из Единого, рассеиваясь по Миру и создавая вещи, достигнувшие критической черты, тут начался элемент переключения ("возврат", "возвращение").

Это очень важный момент: Возвращение было доступно и тогда, когда Выхода не было, и когда был этот выход, и когда был Возврат, и когда Возврат совершался. Однако именно то, что вышло -- переживало и драму удаления (от самого себя, своей сути), а затем тернистый путь по возвращению к самому себе. Следовательно, такова картина Мира. И, кстати, для неоплатоников рождение человека (появление человеческой души в телесном мире) означало сразу же окончание про́одоса (Душа ниспала в Материю, а затем начала потихонечку что-то соображать -- "возвращение").

Поэтому человек, на самом деле, Существо Возвращающееся: он отделился, попал в мир множества, понимая необходимость возвращения к себе. Так устроен Мир, Государство, который ставит неизменный Царь, Философ (из него выходят посланцы -- если они глупы, то происходит революция, эпистрафе, "возврат"). Соответственно, Прогресс есть суть падения вниз, тропическое рассеивание по Материи. Но в определенный момент мы все равно подходим к эпистрафе (для христиан, например, это Христос, для других конфессий -- другое).

В связи с этим, такая неоплатоническая картина (моне -- проодос -- эпистрафе) представляет собой универсальный способ платонического (духовного) анализа самых разнообразных ситуаций.

Применим теперь эту формулу к карантину.

Перед лицом опасности заражения пандемией нас заставили пребывать в состоянии моне: заставили быть самими собой. Но почему мы не можем там находиться? Ответ очевиден как и удар: мы живем в совершенно ином режиме. В режиме бегства от самих себя. Квартира, в которой мы находимся -- не наша квартира. Люди, с которыми мы контактируем долгое время, нами просто не узнаются (только сейчас, в момент карантина, начинаем узнавать: кто это такие? на ком я женился тридцать лет назад? что это за существа там ползают?). Это обоснование людей рядом с собой, пребывание в состоянии моне (с собой, с другими, неким отсутствием внешней активности) открывает для нас совершенно уникальное измерение, которого мы вне карантина попросту лишены.

Мы живем в Проодосе (Прогрессе), т.е. в постоянном рассеивании. Нам надо не столько идти "куда-то", но идти "от" (например, из квартиры, чистить зубы и как можно быстрее двигаться в каком-то направлении): ни "к чему-то", а "от чего-то" -- т.е. от нас самих, от той фиксированной точки, в которой, собственно, мы и должны были находиться.

Поэтому для нас жизнь суть выход за пределы самих себя. В свое время Джером Клапка Джером говорил о Монморанси -- собачке, которая была одной из главных героинь в повести "Трое в лодке, не считая собаки", и которая считала, что носиться по пустым дворам, гоняться за котами, постоянно находить какие-то грязные и ненужные вещи, волоча их к своему хозяину -- это и есть "жизнь".

Таким образом, современный человек, по сути дела, экзистирует именно в такой жизни -- в стиле Монморанси. Главное -- ходить, с кем-то общаться, что-то делать, кому-то что-то пересылать, постоянно обращая свой взгляд в экран гаджета, улыбаться, хмыкать, ехать в метро, на машине, встречаться, проводить переговоры -- и в результате эта "жизнь" ("прогресс") пребывает в состоянии постоянного рассеивания, углублении изгнания из себя. И тут карантин осуществляет эпистрафе: "Стоп, дорогой. Больше ты в режиме проодоса существовать не будешь. Мы возвращаем тебя к самому себе." И оказавшись таким образом в собственной квартире, с близкими людьми или со своими привычными вещами и привычками -- человек вдруг задумается: кто я такой вообще? насколько мне здесь пусто, скучно? почему меня никто не спускает? может мне прикинуться сбежавшим прокаженным из Коммунарки, чтобы хоть какая-нибудь жизнь началась?

И человек в этот момент ломается (как наркоман или тот же прокаженный), начиная осознавать (или хотя бы ощущать), насколько сильно он пренебрег своей внутренней сущностью, что на ее месте образуется то ли какой-то монстр, то ли пустота, то ли вообще -- Ничто. Но самое страшное даже не здесь, а впереди -- в моменте Возвращения Нас к Самим Себе. И тут уже действительно наступает настоящий ужас. Мы начинаем по-настоящему осознавать, что центр тяжести, оказывается, находится совершенно вне нас, что мы утратили это моне, что даже никогда о нем не думали: ни о своей квартире, ни о наших близких, родных. И тогда коронавирус делает свой неоплатонический ход (базовый), когда мы уже вынуждены, приблизительным образом, вернуться на свое естественное место по Аристотелю. А оказывается, что мы его не знаем и, шире, однозначно осознаем, что это и не наше место, и центр у нас другой. Следовательно, мы настолько себя потеряли, что нам совершенно некуда более возвращаться. И это как раз-таки очень правильная мысль.

Если эпидемия подвигнет нас к подобному философскому рассуждению (глубже -- утверждению), то мы сможем подойти к пониманию не простого различения в этом неподвижном состоянии, но к попытке понять ту высшую Цель, которая несет в себе Эпистрафе. А для этого стоит обратиться к неоплатоникам, к религии, к нашей собственной душе и обратить наше сознание к Великому Возвращению, ибо это и есть наша Цель, наше единственное допустимое Призвание. Если мы отклонимся от этого Призвания, то нынешняя пандемия покажется нам детской забавой, потому что Силы Бытия вернут нас (даже принудительно) на истинный Путь. Те, кто не вернутся же, распылятся до конца."

image Click to view

видео, общество

Previous post Next post
Up