Индивид на Востоке и на Западе

Jan 18, 2015 20:21

Originally posted by az118 at природа традиционализма
"Общечеловеческие ценности" - симулякр эпохи восстания масс атомизированных индивидов, вообразивших себя свободными, а на деле манипулируемыми архитекторами глобального общества потребления

люди конечно клетки организмов-государств, где части служат иерархическому целому. и именно поэтому равноправными они не могут быть, ибо здоровое государство живо тремя сословиями - воюющим, молящимся и производяще-торгующим, подчиненным этике служения и морали милосердия.

на западе это забыли как и бытие за грудами сущего и индивидов.

свобода клеток - это рак. распад тканей и смерть.

потому-то либерал и есть животное, ибо не ведает что творит.

а ведал бы - не был бы либералом

Индивид, для которого его Эго является высшей ценностью, а индивидуальный интерес выше всех прочих интересов, внутренне готов предать все и всех, ибо для него не существует ничего, во имя чего стоило бы жертвовать своими интересами, своей душой, своей жизнью. Сам интерес для него лишь то, что между его желаниями и средствами удовлетворения оных желаний, не допускающее ничего надиндивидуального, которому оно должно было бы быть безусловно подчиненно.

Индивид, самоценность которого всячески угнетается и отрицается, а интересы игнорируются, либо зачахнет, либо поднимет бунт. И будет прав, ибо подобное отрицание подрывает само основание бытия человека как особой природы.

Оба случая есть следствие распада человеческого бытия в его стремлении утвердить себя в качестве абсолютной сверхценности, в пределе сверхценности каждого индивида, требующего абсолютных прав при условных обязанностях на основе формальных норм, в итоге становящихся отчужденным надиндивидуальным регулятором, подчиняющим индивидуальные интересы. При этом стабильность социума поддерживается скрытой, но реальной, иерархией, на вершине которой всегда тот или иной тип аристократии, реально распоряжающейся правами прочих, включая право на жизнь и смерть.

Сущность же аристократии не в объеме прав и привилегий, но в особых обязанностях на основе особых качеств, т.е. в ее особой надиндивидуальной природе, обеспеченной правами и привилегиями.

Типов же аристократии всего два:
- олигархическая, жертвующая всегда другими, но не собой, и потому в итоге паразитическая;
- военно-монархическая, ходящая сама по лезвию бритвы.

Страх перед das Man (человек массы эпохи модерна - носитель неподлинного вот-бытия), который, как и Machenschaft - расчетливая деловитость -, в постмодерне лишь получил дальнейшее развитие. - страх, возможный лишь у человека запада, ибо это страх автономного индивида из массы таких же как он.

на востоке сам индивид совсем иной конституции

Ich lebe mein Leben in wachsenden Ringen, Я жизнь прожигаю растущим кольцом,
die sich über die Dinge ziehen. Над вещую тьмою паря.
Ich werde den letzten vielleicht nicht vollbringen, Быть может я стану последним гонцом,
aber versuchen will ich ihn. Кого обнимала заря

Ich kreise um Gott, um den uralten Turm, Кружу у престола, у древних вершин,
und ich kreise jahrtausendelang; Над пропастью прошлых веков;
und ich weiß noch nicht: bin ich ein Falke, ein Sturm Как сокол небесный, ветров господин,
oder ein großer Gesang. А может быть гимн облаков

У Ницше ранне-протестантская оптика 16-18 вв,
в которой социальность индивидов становится доминантой
и культивировался аскетизм и успех в земных делах как
подтверждение богоизбранности к спасению.

но она лишь искажает первохристианство, где цель -
спасение в жизни с Христом не в социуме, а в общине.

в Православии спасение стало мыслиться как обожение,
становление богом по благодати, при симфонии Империи и Церкви.

проблема Ницше - его идеалом была Италия 15 века, итальянское
Возрождение, яркие и богатые формы которого камуфлировали
разврат и политический хаос, реакцией на которое и стали
Северное Возрождение и протестантизм.

для итальянца германец всегда был варваром.
а для германца романец чувственный унтерменш...

ибо

предпосылки нигилизма сложились еще в античной Греции
при Солоне и Риме с изгнания Тарквиния Гордого и до раннего
средневековья (Константин Великий) нигилизм набирал силу,
пока Одоакр не положил конец Империи Запада.

в 11 веке созрели условия для возрождения нигилизма -

перенаселение, Ломбардская Лига,
городская и коммерческая революции,
борьба Папства с Империей,
гвельфы против гиббелинов и т.д.

готика как компенсация земного бардака стремлением ввысь, к небу...

но тогда кризис разрешился в крестовых походах и натиском на восток

на фоне перекрытия османами в XV веке великого шелкового пути
поиск западного пути в Индию, эпоха великих географических открытий
и попытки "возрождения" сначала античности, затем первохристианства
в форме протестантизма, реформация, колониализм, буржуазные революции,
по сути повторение поздней античности.

эксплуатируют сначала своих пролетариев и колонии.
Но система внутренне нестабильна и кризис экспортируют на периферию
вместе с излишками населения и товаров, и качают оттуда сырье и рабов,
которые еще больше увеличивают нестабильность, порождающую локальные
и мировые войны... при прогрессивной либерализации всех сторон
европейской жизни за счет разницы потенциалов развитого
запада и традиционного не-запада.

с 15 века в Европе запущен процесс самоотрицания,
в основе которого отрицание своей природы аграрного общества
с принципом иерархии и сословного господства и замены ее на
искусственную (Просвещение + Прогресс = Модерн, колониализм),
которая, требуя дисциплины и создавая постоянную угрозу классовых
войн, также отрицается в постмодерне, начавшимся с Пражской и
Парижской весен в конце 60-х 20 века, вытеснением кризиса в
страны третьего мира с их деколонизацией и в будущее пропагандой
жизни в долг и раздуванием потребительских пузырей, без которых
массы начинают бунтовать, требуя хлеба и зрелищ. При этом
наблюдается тенденция к отрицанию почти всех старых идентичностей,
от гендерных до национальных, как источников потенциальных угроз.

Как только пространство-время вытеснения будет исчерпано,
наступит мировой коллапс.

таким образом,

природа "белого человека" - быть агентом
мировой дисгармонии и всемирного нигилизма -
агентом заката.

c 11 века идет война между гвельфами, несущими ложный дазайн, - Италия торговых городов и папства, - и гибеллинами, обладающими подлинным вот-бытием первородства императоров

формирование же специфичности западного сознания начинается в 11 веке,
когда достигает максимума напряжение между Римом, Германской Империей
с одной стороны и Византией с другой, специфичности, в 12 веке усиленной
влиянием арабов вообще и испанских в частности, например Маймонидом
и др.

через Хайдеггера говорит до-демократический античный и имперский средневековый крестьянин, - человек земли, дополнением которому является нобиль и император - люди неба.

на земли восходит хлеб.

на небе восходит Солнце и бьют молнии Логоса

Премодерн - эпоха поддержания нашего Космоса и защиты его от ихнего Хаоса, удержание Границы. Характерна устойчивая локальность с возможной внутренней нелокальностью. Однако ихний Хаос рано или поздно оказывается слишком агрессивным, что вызывает изменение тактики - отодвигание Границы как можно дальше. Наконец, меняется сама стратегия и премодерн сменяется
Модерном - целенаправленной осознанной экспансией нашего Космоса во владения ихнего Хаоса, преодоление Границы. Сверхзадача Модерна - установление Мирового Нашего Порядка. Характерна транслокальность и активное дифундирование культур, масштабные и сверхмасштабные проекты, стремление к тотальности. В начале эпохи модерна происходит отрицание прошлого как темного и неразумного, как время ложного Космоса. Со временем же импульс модерна сталкивается с трудностями, которые сам же модерн и породил. На последней, высшей, фазе своего развертывания модернисткое сознание все чаще обращается к прошлому, которое теперь воспринимается как легендарная эпоха истинных людей и истинной мудрости. Относительно современности же возникает все усиливающееся подозрение в ее неподлинности, инспирированности Хаосом. Все это придает завершению эпохи модерна ренессансные и одновременно декадентские черты и модерн переходит в
Постмодерн - эпоха разложения Космоса, созданного модерном. Собственно, постмодерн начинается на излете старого модерна и заканчивается в начале нового премодерна или модерна. Характерна релокализация, бегство от тотальности при гетерогенности новых локальностей, тяготение значительной части носителей постмодернисткого сознания к малым масштабам с одновременной глобализацией постмодернисткой среды. Впрочем, о постмодерне написано много и я не вижу смысла больше говорить о нем.

Просвещение и марксизм как явления мирового кризиса

Мировой кризис, первое проявление которого относится к эпохе Реформации и великих географических открытий, давшей начало буржуазным революциям и колониализму, все же выпукло-зримые черты приобрел в эпоху Просвещения, самым значимым продуктом которой стала теория прогресса, получившая идеалистическое завершение в гегелевской системе диалектического саморазвития мирового Духа, от которой Маркс произвел свою диаду из диамата и истмата как теории восхождения к высшему синтезу материи и духа при коммунизме.

дело в том, что у Гегеля логика это не просто механизм размышления, но органика самодвижения в понятиях абсолютного Духа (коий есть Святой Дух христианства), в которой тезис - начальное состояние или фаза, уже содержащая свое отрицание и потому порождающая свое инобытие как антитезис, отрицание которого являет синтез, восстанавливающий тезис на более высоком уровне гармонии утверждения тезиса и его отрицания в антитезисе. Отсюда пульсация непрерывного порождения многообразия форм и областей с их особенными энергиями (дивергенция) и восстановления единства (конвергенция) энергией всеобщего начала - самого Духа.

До Гегеля это открыл Гераклит: война - отец всех вещей и инструмент мировой гармонии, где роль Духа играет Огонь-Логос. При этом Гегелем Природа мыслилась как инобытие-антитезис Духа-тезиса (т.е. в духе Нового Времени - в духе Декарта) который возвращается к себе в высшем синтезе подчинения Природы, после чего Дух успокаивается (что противоречит саму Гегелю, в "Феноменологии Духа" охарактеризовавшем Абсолютный Дух как принципиальную негацию), а не как сущность сущего, в то время как у Гераклита Природа есть сущность, путь и закон всякого сущего - сам Логос.

Посему при более пристальном взгляде на природу Нового Времени становится ясно, что его сущность в стремлении избавиться от первой природы (премодерн), создавая якобы лучшую искусственную вторую (модерн), которая давая временные преимущества закабаляет намного сильнее, что вызывает уже отторжение ее самой и переход к постмодерну.

Сама же схема диалектического развития Маркса:

первобытный коммунизм (тезис - доклассовое об-во)
- рабовладение (тезис внутри антитезиса) |
- феодализм (антитезис внутри антитезиса) | (антитезис - классовое об-во)
- капитализм (синтезис внутри антитезиса) |
финальный коммунизм (синтезис - постклассовое всемирное об-во)

красива, но, как и фрейдизм, пригодна только для запада и продукт запада как рассадника всемирного невроза

Нелинейная интерпретация схемы Маркса дает антитезис внутри антитезиса - феодализм - высшим синтезом, ибо с капитализма началась эпоха всемирного нигилизма.

В самом деле, феодализм, отрицая отчуждающее антипатриархальное рабство, восстанавливает патриархальную иерархическую семью с возможным патриархальным рабством как временным статусом (до инициации, дающей права согласно обязанностям и детям, и рабам, каковые по правам приравнены к детям) внутри семьи и государство понимается как большая семья во главе с монархом-отцом.

Капитализм, отрицая феодализм, основанный на этике служения и морали милосердия и верности, восстанавливает рабство и этику торговцев, превращающих весь мир в рынок, редуцирующего все сущности и идентичности к капиталу как пародии на дух и потребительству как необходимому условию всемирного рынка

Основы политэкономии

Натур.хоз-во - кто добывает, тот и ест что на-дыбил (наохотил, насобирал). И кормит членов рода пока или уже не могущих добывать средства существования сами. При этом помня о богах-покровителях рода и держателях мирового порядка. А случайные излишки можно и обменять на недостающее, причем отсутствие последнего не фатально. Добываемые Вещи - вещи-средства бытия и его знаки-посредники (вестники), в т.ч. между членами рода и богами.

Смешанное натур.товарное хоз-во. Часть вещей производится уже специально для обмена, т.е. для систематического отчуждения ради присвоения иных вещей, которые самим производить нет возможности, но иметь которые весьма желательно. Здесь Вещи (излишние) становятся знаками других Вещей (еще отсутствующих), необходимых для большей полноты бытия, в т.ч. в сношениях с иными родами человеков и богов. Т.о. вещи становятся товарами - носителями конкретных знаковостей-товарностей при обмене.
Рано или поздно выделяются особые вещи, онтологические значимость и значение которых в их способности быть знаком любого товара в актах обмена и тем самым носителями чистой товарности. Это и есть деньги как чистый универсальный экономический коммуникатор-представитель товара как такового, отчужденного от любого конкретного товара и именно поэтому являющегося посредником между любыми обладателями любых вещей-товаров. Но как чистый товар, деньги также обладают способностью обмениваться сами на себя - настоящие на будущие (векселя) и даже бОльшие. Ясно, что здесь становится актуальным линейный аспект времени, всегда существенный при сделках человеков с человеками или богами.

Наконец, чистое товарное хоз-во. Каждый производит товары, и только товары. Т.е. производитель сам не ест сразу что наработал, а сначала меняет на деньги, а затем деньги на товары-вещи, необходимые для его социального бытия (суть которого как раз в том, что он производитель и потребитель товаров). Значимость денег а вместе с ней и потребность в них увеличиваются прогрессивно. Что вызывает возникновение особых соц.экономических структур, торгующих деньгами.

Про деньги и про фин.капитал. Цена денег как носителя чистой товарности, отчужденной от любого конкретного товара - банковский процент, т.е. чистое количество. а дальше можно торговать уже им. Но основа - ожидание-перенос в будущее реализации чего-то и под это заем (покупка) денег. Занятые деньги как бы обеспечены тем, чего еще нет, но лишь ожидается. В результате прогрессирующее замещение "материального" обеспечения на виртуальное, являющееся основой современной цивилизации, смысл существования которой - торговля потребностями, конвертируемых в потребность в деньгах, ведущей к теневой власти финансовой олигархии и глобализации системного кризиса путем экспансии его в пространстве и времени.
Тут уж не до богов-покровителей... работа, деньги, товары, потребление и снова работа... Под присмотром кое-кого.

О принципах организации социума

бесструктурный - все равны и взаимозаменяемы.
такой социум нежизнеспособен;

кастовый- ни бог, ни царь, ни герой,
ни тем более сам индивид не могут изменить кастовую
принадлежность индивида. Набор прав и обязанностей
строго соответствует касте как органу социума.
Хорош только в специфических условиях.

Власть: царский патриархат.
Гео-демография: локальные нормальные половозрастные пирамиды с низкой миграцией.
Экономика: доминирует натуральное хоз-во.

- сословный - члены высших сословий могут изменять
сословную принадлежность низших в зависимости от
качеств последних. с правами и обязанностями также
как в кастовой структуре. Оптимальная организация.

Власть: монархия, патриархат.
Гео-демография: транслокальная нормальная половозрастная пирамида с низко-средней миграцией и локальными перенаселениями.
Экономика: доминирует натурально-товарное хоз-во.

- классовый - добьемся мы "освобожденья" своею
собственной ногой. Индивид в теории сам может
изменить свою классовую принадлежность. На
практике надо чтоб его еще приняла страта,
куда он намылился. Структура страт пародирует
сословную, но их состав как правило мещанского,
т.е. вспомогательно-служебного (обслуга
родовой и служивой аристократии), происхождения.

Власть: квазимонархия или республика, бабство (не матриархат!) с олигархатом.
Гео-демография: транслокальная перевернутая половозрастная пирамида с высокой миграцией и глобальным  перенаселением при низкой рождаемости - расцвет порнографии.
Экономика: господствует товарно-финансовое хоз-во.

P.S.
Вне рамок обзора осталась матриархальная сетевая структура "волчьего" типа,
не являющаяся социумом как организмом с единой государственно-анатомической
организацией. Будучи полицентричным в общем ментально-религиозном поле,
матриархат порождает царский патриархат и дополняющую его полисную демократию
аристократического  типа, сменяющихся монархией, переходящей в Империю.

Мартин Хайдеггер. Гераклит

почитайте биографию Хайдеггера, материалы семинара по Гераклиту, который Хайдеггер проводил вместе с Ойгеном Финком, а также лекции Хайдеггера о Пармениде и его Богине - Алетейе и тогда быть может поймете как Хайдеггер понимал природу-фюзис и почему он не любил Канта.

в нем своеобразно акцентируется именно το μη δυνόν ποτέ
(«ни в коем случае не совершающееся когда-либо захождение»),
μή - это отрицательная частица, но она отрицает не так, как это
делает другая отрицательная частица, а именно ου, которая прямо
констатирует небытие. ... тогда мы на своем языке скажем то, что
некогда Гераклит вполне мог сказать на своем.
«Всегда совершающееся восхождение» по-гречески το αεί φύον.
Вместо το φύον он мог бы сказать ή φύσις, что, если следовать
точному значению, означает восхождение в смысле исхождения
из замкнутого, прикровенного и как бы свернутого (φύσις - основное
слово в речи изначальных мыслителей).

Непосредственную картину этого «восхождения» («всхождения») можно
наблюдать во всходе посаженного в землю зерна, в прорастании побегов,
в распускании цветка.

Существо восхождения можно увидеть и в восходе солнца.

Еще восхождение совершается в том, как человек, сосредоточенный во взоре,
выступает из себя, как в речи раскрывается восходящий перед человеком мир
и как вместе с ним раскрывается он сам, как в жесте развертывается нрав,
как в игре его существо проглядывает в неутаенное, как этот нрав проступает в
простой осанке.

Всюду, не говоря о приветствиях богов, совершается переменчивое
бытийное взаимо-при-сутствование всех «сущих», и во всем этом вершится
динамическое проступание в смысле вос-ходящего и из-ходящего
самообнаружения. Это и есть φύσις.

Логос < гр. logos "слово, речь, мысль, рассуждение" < legein "говорить" < PIE *leg- "собирать".

но говорить - соединять слова-мысли в цельную речь, выражающую единую энергийную мысль-образ, в т.ч. для созыва народа, а не разделять. И уж тем более подлинный Логос не конституирует субъект-объектную дихотомию, не опредмечивает сущее и сущности, противоспоставляя их говорящему, но напротив, приводит их в единство с говорящим, подчиняя их ему или его им. Речь развертывает процесс говорения как энергийного становления оной мысли-образа и тем сущностно близка природе времени и самому бытию, рождющему сущее. Особенно это присуще поэтической речи.

стало быть, Логос единосущен уму и со-знанию (но не тождественнен им) и заблуждения о его природе аналогичны заблуждениям о природе сознания, часто смешиваемой с важной, но частной его функцией - различением, которое возможно только на фоне синтезированного единства всех типов чувств, без которого сознание распадается и вынуждено компенсировать свой распад логикой шизофреника (либерализм). И ипостась оного единства не в голове, а в сердце.

ЭТО УЗКИЙ СПЕКТР ЗНАЧЕНИЙ ТЕРМИНА "ЛОГИКА", ограниченный оптикой софистов, Сократа и Аристотеля областью мышления и риторики, когда надо свое мнение выдать за истину или доказать что оно ложно.

на самом деле мы говорим о логике и логосе структур и процессов их функционирования, ибо Logos - отглагольное существительное от др.гр. legein 'говорить' < ПИЕ *leg- 'собирать, связывать, сзывать' (мысли в образ, верных в церковь, воинов под знамена или народ в царство) - собиратель, а логика - принцип собирания, в частном случае целесообразного.

и когда-то отец учил меня банальным для биолога и врача вещам:
- палка удлинила наши руки, повозка - ноги, очки - глаза, компьютер - мозги и т.д.,

и все это - руки, ноги, глаза, мозги и прочие органы нашего тела - требуют умелости и мастерства владения ими

а палка, орудие, повозка, машина, компьютер и прочая техника - продолжение и усиление нашей телесности во вне.

само же наше тело с его продолжением - средство и орудие души, каковая есть принцип организации тела и обитель духа.

этому мастерству, которое греки и называли tekhne (от PIE *teks-no- "ремесло"), мы учимся сначала инстинктивно, начиная со стадии плода в материнской утробе, затем все более сознательно, до самой смерти противостоя разрушению тела, оставляющего душу без средств, а дух без дома.

Стало быть, техника есть единство нашего тела со всеми его продолжениями и усилителями и безсознательно-сознательного мастерства владения им, а природа техники - производна от человеческой природы.

технократическая культура и цивилизация, сущность которых в прогрессе техники, - культура и цивилизация автокаталитического процесса становления искусственной телесности для ублажения души под страхом смерти - цивилизация самовоспроизводства уже не человека, служащего Богу, а техники (средств) через человека, цивилизация строительства дома без хозяина-духа.

Вообще, природы жизни, человека, культуры и цивилизации историчны и потому автокаталитичны, ибо их сущностные продукты необходимо являются катализаторами процессов, их же воспроизводящих. И только Гегель, Маркс и Хайдеггер поняли это, хотя каждый по своему:

Гегель понял что саморазвертывание Абсолютного Духа происходит как автокаталитический процесс самоотчуждения и якобы возвращения с себе в высшем синтезе, чему Маркс придал форму диамата и истмата - история творит нового человека, творящего свою историю.

Хайдеггер распознал в этом одну из сторон процесса всемирного нигилизма, направленного на уничтожение памяти о бытии

имена присущи сущностям, каковые суть экистенциальные потенциалы родов сущего

но сущее есть то, что существует,

т.е. частное бытие, выступающее, выходящее из себя в иное себе.

то, что определяет как существует сущее, есть сущность.

сущность не есть набор свойств сущего (против Аристотеля), но есть то, что фундирует свойства сущего, обособляя его от сущего иной природы и связывая ЭТО сущее с ТЕМ сущим в СО-БЫТИИ.

Бытие - сущность всех сущностей и потому не имея никакой определенности пусто и есть ничто, рождающее нечто и возвращающее нечто себе - Время.

Вот-Бытие (Dasein) - Бытие, явившееся себе в со-бытии Сущего и Времени - Жизни и Смерти (возврат к досократикам - к Гесиоду)

image Click to view

будущее, видео, литература, музыка, культура, история

Previous post Next post
Up