"Человечество
совершило целый ряд измен. Измена состояла в оставлении земледелия, т. е. праха своих предков, измена роду и племени и устройство города (или юридико-экономического общества). Полное выражение этой измены представляет Рим, составившийся из бродяг, не помнящих родства (если исключить патрициев), создавший право. На этом корню выросла еще новая измена, измена христианству, вырос католицизм, обративший закон благодатный в закон юридический. Но самое полное выражение измены христианству представляет Англия, создавшая политическую экономию, в которой всем людям делается денежная оценка, где люди трактуются как товар, ценность которого определяется спросом и предложением. Конечно, самая крайность зла может вызвать реакцию; если же такая перемена не произойдет, то для нас вражда Англии будет величайшим благом; нужно, чтобы не англичане, но все английское сделалось для нас ненавистным; торговая зараза распространяется, люди перестают быть людьми, а обращаются в купцов, продающих свои таланты, способности; с другой стороны, общество проникается все более и более ледяными, юридическими отношениями, отношениями канцелярскими, чиновничьими ко всякому делу. Если ко всему этому присоединить, что канцелярский и конторский порядок придает всему обществу чисто механический характер, то нетрудно видеть, что это общество может быть скоро доведено до такого совершенства, при котором оно не будет нуждаться даже в уме, не говоря уже о чувстве или душе. Нравственное будет заменено юридическим, экономическим и механическим, и окончательною судьбою такого общества, общества, построенного на идеале римско-английском, будет изгнание всего священного, полная профанация." Николай Федоров. (via papalagi).
"«Что даст человек в измену за душу свою?» Ответ на это дал поэт, можно сказать, всей Европы; в лице Фауста он представил человека, продающего свою душу за наслаждение. Мыслью Фауст не удовлетворяется, а крылья ее (т. е. мысли, души) никогда, по его убеждению, не могут сделаться телесными, вот он и продал душу за наслаждение. Действительный Фауст, особенно английский, далеко не был так грандиозен, душа была продана им за мануфактурные лишь игрушки... Впрочем, в конце концов и Фауст не нашел ничего лучшего, как осушить болото и завести на этом месте фабрику. Тем не менее чудовище, лишенное души, которое не могут тронуть никакие стоны, несущиеся из стран от Китая до Болгарии, имеет что-то страшное. Но не страх, а какое-то бессмысленное благоговение мы питаем к этому идолу. Пред чем, однако, мы благоговеем? Не перед наукою ли? Но наука, которая имеет целью только знание, что такое, как не схоластика, а ученые - школьники, не думающие даже о выходе из школы?! Кабинетные опыты?! Но не ученические ли это работы, которые сами по себе никакого значения не имеют?! Точно так же и художники суть только ученики, пробующие себя на камне или полотне.
...Еще есть разновидность женщин - это женщины, которые желают казаться мужчинами; быть мужчиною, быть подобными, во всем равными, равноправными мужчинам - идеал таких женщин. В основе этого стремления, конечно, лежит глубокое презрение к женской природе; между тем этим ревнительницам кажется, что они возвышают женщину. Причина этого анормального, тератологического явления лежит в городской жизни. Такой тип отличается искусственностью и вызван необходимостью иметь занятия вне семейной жизни. Конечно, пока достоинство человека, его самостоятельность будут зависеть от денег, и женщина будет стремиться к приобретению прав на участие во всей этой юридической и экономической жизни, доставляющей денежную самостоятельность; а между тем эта жизнь является как нечто временное, допускаемое лишь в силу необходимости, можно сказать, как необходимое зло. До сих пор женщина была избавлена от участия в этой жизни, которая никак уже не может быть настоящею, действительною жизнью (в смысле, которою должно жить). Освобождение от этой жизни составляет идеал даже мужчины, потому и нечего закабалять ей женщину, которая должна беречь свои силы, развивать их в целях иной жизни, в видах жизни, основанной на долге воскрешения. Если бы и женщина сделалась участницею жизни юридико-экономической, тогда можно было бы сказать, что конец близок.
...И весь домашний скарб по тем же причинам постоянного опасения грабежей, не мог сделаться у нас кумиром, как он сделался у западных народов и особенно у голландцев и англичан. Произведения мануфактурной промышленности (домашний скарб, хлам) также нужно причислить к идолам или идольчикам, как, напр., одежды, это несовершенное подобие естественных покровов (также, впрочем, несовершенных по причине бессознательности происхождения), эти тленные, и еще более тленные, оболочки нашего тленного одеяния, т. е. тела.
Мануфактурная промышленность и есть истинное, действительное идолоделание в противоположность земледелию, которое гниющие вещества обращает в живые, здоровые тела (т. е. может служить к разрешению санитарного и продовольственного вопросов и даже в настоящем состоянии служит началом литургии, дающей священное значение этим вопросам); мануфактурная промышленность в противоположность земледелию есть обращение живого в мертвое, она увеличивает только гниль и, не увеличивая продовольственных запасов, умножает число потребителей, т. е. мануфактурная промышленность действует антигигиенически и вопреки разрешению продовольственного вопроса; или, лучше сказать, мануфактурная промышленность не принимает никакого участия в разрешении вопросов санитарного и продовольственного в настоящем смысле, т. е. так, как они должны быть разрешены.
...Совокупность вещей, носящих на себе отпечаток труда человеческого (жилище со всем в нем скарбом), составляет особый мирок, приспособленный к жизни человека; из этого-то мирка и не должно творить себе кумира, потому что он есть лишь подобие другого, большого мира, который также не должен быть обожаем. Не соперничать, не равняться с лилиями долин, с блеском солнца, как это мы делаем в наших позолотах, с голубизной неба в наших обоях, стенных украшениях, в наших одеждах, но вносить сознание и волю в слепую силу - вот в чем задача человека.
...В нынешнем же обществе, следующем природе, т. е. избравшем себе за образец животное, все направлено к развитию половых инстинктов. Вся промышленность, прямо или косвенно, возникает из полового подбора. Красивое оперение, устройство гнезда (т. е. моды, будуары, мягкая мебель) - все это возникает и служит половым инстинктам. Англия берет из обеих Индий материалы для тканей, краски для придания им особого блеска, а также пряности, косметики... Франция же, как модистка, парикмахер, придает этим материалам ту форму, ту иллюзию, которая содействует природе в «обмане индивидуумов для сохранения рода» (так один философ определяет любовь.) Литература, художество, забыв свое истинное назначение, большею частью служат тому же инстинкту. Наука, как служанка мануфактурной промышленности, профанирует разум служением тому же половому подбору.
...Альтруизм - термин отвлеченной, а не родственной нравственности. Знать только себя есть зло, знать только других (альтруизм, жертвовать собой для других) есть добродетель, которая указывает на существование зла в обществе, но не устраняет его. Нужно жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех.
...Гигиенический вопрос возник в городах, потому что город антигигиеничеи по существу; болезнями сопровождается фабричное производство, но и потребление приносит болезни, т. е. вся искусственная жизнь города болезнетворна, конкуренция производит нравственные боли; словом, весь юридико-экономический быт есть столько же нравственное искажение родового, как и здорового сельского быта в патологический городской.
...И такое состояние, при котором одни превознесены, а другие низвергнуты, попраны, признается нормальным, тогда как оно ближе всего напоминает нам об аде и рае, и, конечно, о таком рае, какой может быть лишь при существовании ада, т. е. довольство немногих, созерцающих скудость многих, большинства, - игрушки и забавы, даваемые богатством, знание без силы, искусство без действительности.
...Во главе этой цивилизации стоит Англия, которая силится все народы, и в особенности Россию, обратить в чернорабочих, в орудие для эксплуатации земли, стремится принудить их добывать сырые продукты, которым Англия придает лишь красивую внешность и соблазняет ими ту же деревенщину, глушь, которая сама же и добыла их. (Что такое цивилизация, т. е. Западная Европа, Англия в особенности, как не эксплуатация природы руками чернорабочих народов, как Россия, например, при помощи фальсификаций, т. е. фабрично-мануфактурной обработки, красивой по внешности и гнилой, непрочной по сущности; причем эта эксплуатация поддерживается в случае сопротивления принимать предлагаемую гниль новоусовершенствованными орудиями, Армстронговыми, например, пушками.) Выражением этой цивилизации являются: 1) привязанность к мануфактурным игрушкам, которая и произвела весь современный индустриализм, и 2) личная свобода, или возможно меньшее стеснение в забавах этими игрушками. Естественно вытекающая из этих двух склонностей и стремлений ожесточенная борьба признается законною и даже нравственною, т. е. разрешается вредить друг другу с сохранением лишь юридических приличий.
...Итак, в настоящее время мы видим, что человечество деятельностью своею без общего плана приведено в следующее положение: новоязычество (цивилизация) и новоиудейство (исламизм, который осуществил идеал царя-завоевателя, мессию, по понятиям евреев), имея во главе Англию и угнетая Дальний Восток, исповедующий благодаря крайним бедствиям (естественным и общественным), доведенным в последнее время европейскою цивилизациею до высшей степени, крайний пессимизм, - восстали против России, которая только в задатках носит проект воскрешения.
...г) континентальное положение, т. е. глушь, окаймленная полуостровами и островами, бойкими местами, из которых бойчее всех Англия, так что, если бы нужно было одним словом определить наши границы, можно было бы сказать, что мы окружены Англиею, которой все наши соседи служат как бы орудиями;
...Самою важною ошибкою нашей новой истории должно быть признано освобождение от службы (или, что то же, от долга) вместо облагорожения ее, вместо возведения ее в служение, в дело священное. Отрекаться от службы, делать ее достоянием только немногих, безнаказанно нельзя. Не обязательная служба, а вольности дворянства действовали разрушительно и привели к самодурству, создали лишних людей, разочарованных и т. д.
...Вследствие забвения долга к отцам произошли сословия, забывшие общее происхождение, неспособные даже понимать друг друга, потому что одни говорили искусственным, книжным языком, другие же - живым, народным; и чем глубже различие между сословиями, тем мертвее становится первый и грубее второй. Из этих сословий одно, интеллигенция, удовлетворяется мнимым, или мертвым, воскресением (наукою и искусством), а другое, народ, и самых мертвых признает живыми. Знание, отделенное от действия, превратилось в созерцание, а действие без знания - в механическую работу. (Отсюда и борьба между идолопоклонниками, признающими недействительное воскрешение, и идолоборцами, отвергающими его, борьба Востока с Западом, которая и составляет содержание всемирной истории.)
...Нет надобности скрывать, что нынешние передовые сделаются отсталыми обскурантами, защитниками сословного знания, юридической лжи и экономической продажности; «Всякий труд есть товар, каждый шаг должен быть оплачен»,-будут повторять они; «Весь мир торжище, борьба законна»... Нынешние прогрессисты, утратившие всякий нравственный смысл, бессознательно, простодушно-циничны, а будущие консерваторы, т. е. эти же нынешние прогрессисты, будут наглыми циниками. Настоящее человечества благодаря своему устройству есть ложь, и ложь организованная; но человечество станет, сделается истиною, когда переоружится.
...Критико-революционный период кроме влияния, которое он производил на нас, являлся против нас и вооруженною силой в лице Наполеона I и III. Наполеон I сам отождествлял себя с принципом этого периода и в то же время объявлял, что мир в Москве был бы завершением задачи века. Точно так же и Наполеон III являлся провозвестником принципов 89 года, полным торжеством которых было бы узаконение раздора, антагонизма, что и называется конституцией. Мы должны ожидать и третьего нашествия этих принципов в лице немцев, Англии и вообще всего Запада, который есть орган того же критико-революционного принципа.
...Наоборот, в обществе по типу организма, в котором, чем больше разделяются занятия, тем больше оно приближается к своему идеалу, т. е. к типу организма, и по новейшим воззрениям делается совершеннее, в таком обществе знание становится достоянием одних, меньшинства, а дело, действие, работа - уделом других, большинства. Поэтому, чем такое разделение в обществе совершеннее, тем менее оно делается способным к просвещению, ибо просвещение, не поддерживаемое главным занятием, не имеющее ничего общего с ним, не обращающее в исследование главного занятия человека (а таким занятием может быть лишь труд земледельческий и ни в каком случае не мануфактурный), просвещение на досуге, такое просвещение не может быть плодотворным. Для рабочего, исполняющего роль руки в течение шести дней, голова точно шляпа, которую он надевает по праздникам (если он только будет ее надевать; не предпочтет ли он этой шляпе что-либо другое, разгул, например?). В обществе по типу организма одни, так сказать, имеют право производить исследования, а другие могут только читать на досуге, если умеют, или же слушать популярное изложение этих исследований. Не напоминает ли это кастовое устройство, при котором одни могли читать и толковать, другие только читать, третьи только слушать и т. д.? Конечно, все это неизбежно; обойтись без этого нельзя, разве без такого разделения возможно произвести такие горы брошек, сережек и т. п. безделушек, горы, неизмеримо превосходящие пирамиды и другие сооружения древних? Откажется ли когда человек от всех этих пустяков, осуждающих его на египетскую работу?.. Красивое оперение (разумеем фабрикацию хлопчатобумажных и других тканей), развиваемое в человеческом роде, как и в царстве животных, половым подбором, обходится чрезвычайно дорого, наряды покупаются утратою взаимности (т. е. внешнее заменяет внутреннее).
Эти два типа общественного строя (по типу организма и по образу Троицы), один в полном расцвете сил, другой же в зачатке, представлены в настоящее время, первый - Англиею или Западом вообще, а второй - Россиею (если только Россия не окончательно еще объевропеилась) и всеми земледельческими народами. Второй тип, как зачаток, принадлежит всем без исключения, потому что он истинно человеческий и истинно Божественный (в Боге же он полная действительность); но сохранился этот тип наиболее у отсталых, у дикарей, в захолустьях.
Запад с Англией во главе считает учение о Троице самым антифилософским учением и почему-то даже мистическим. Если бы Христос сказал: «Я не в Тебе и Ты не во Мне, и те в вечной розни, вне нас, да будут» или же «Я на Тебя и Ты на Меня» и т. д. - тогда это учение не было бы мистическим, антифилософским, ибо никакого другого единства, кроме экономического и юридического, ныне не допускается и борьба во всех видах считается даже условием прогресса, Россия же хочет (если только хочет?) быть тем, что Западом отвергнуто, отброшено; и если она примет этот образец (обратится к нему сознательно), то возьмет на себя только долг, обязанность, и, долженствуя в таком случае служить кадром для объединения по образу Триединого Бога (т. е. для раскрытия родства всего человечества), она не может уже быть стороною, партиею, она должна будет избегать войны и направить свою деятельность на устранение причин ко вражде, и прежде всего в себе самой, конечно.
Англия имеет целью посредством так называемого свободного торга, поддерживаемого, однако, новоусовершенствованным оружием, обратить человечество в международный организм, т. е. дать всему человечеству антихристианскую форму, в которой «субординация», даже «слияние» при величайшем взаимном отчуждении, «раздельности», найдут свое полное выражение,- Англия стремится дать роду человеческому такую форму, при которой все народы будут исполнять роль низших сословий, чернорабочих, производящих сырые или полусырые продукты, сама же она, как мастеровой, будет прилагать последнюю руку к ним. Но для всего этого необходимо обезземеление большинства населения; и ни в одной стране не произведено оно в таких больших размерах, как в Англии. Это обезземеление не просто экспроприация, это экспатриация, нечестивое дело отлучения детей от праха отцов, лишение их возможности исполнить долг к ним.
...Естественным последствием всех таких лишений будет атрофия всех способностей души, разума, чувства, воли, способностей познающей, чувствующей, действующей, т. е. все эти лишения суть полное вынимание души. Подобное же дело Англия совершила и в других странах - в Ирландии, в Индии и проч.
Подчинение себе мира посредством свободного торга Англия считает своею миссиею, призванием, помазанием, т. е. своим будто бы христианским делом, как и революция считала свое дело настоящим христианским делом, распространением братства. Торговля хотя и не может зваться делом христианским, тем не менее именно в ней проявляется в настоящее время историческая деятельность, а не в католической или англиканской пропаганде, которая есть только тень дела. Эта пропаганда распространяет Библию, но книга, хотя и священная, все-таки остается только книгою; чтение, например, о смешении языков, о Пятидесятнице, не уничтожает разделения языков и не дает возможности понимания друг друга; мы все язычники в полном, буквальном смысле слова, пока не понимаем друг друга. Евангелие есть только программа объединения, которая не приводится в исполнение. Христиане сокрушаются о грехах сего мира, не вникая в условия, делающие зло неизбежным, грозят миру страшным судом, не замечая, что зло и в них самих, этих проповедниках, живет в той же силе, как и во всем мире, ибо при нынешних естественных условиях (а их принято почему-то считать непреодолимыми) нельзя делать добро, не делая этим самым зла.
Долг, вытекающий из всех вышеизложенных задать ков, врожденных и историко-географических, т. е. сама природа и история, требует от России, от нас (несмотря на трудности и опасность, сопряженные с исполнением такой миссии) не только не содействовать осуществлению антихристианского идеала, но и принять на себя долг посредничества за индусов и за всех эксплуатируемых народов.
...Собирание начинает и современная наука; она собрала лишенных жизни животных, высушенные растения, минералы и металлы, извлеченные из их естественных месторождений,- все это в виде обломков, осколков, гербариев, чучел, скелетов, манекенов и проч. - в особые кладбища, названные музеями. Но изумительно ли при этом то обстоятельство, что это собрание, если бы даже оно было приведено в такой порядок, что могло бы служить полным отображением развития всей жизни мира, могло считаться окончательною целью знания (музеолатрия)?
...Выше мы заметили, что городское знание, городское образование для сельской жизни не полезно; но даже мало сказать, что оно не полезно, оно действует на село губительно, потому что, давая сельским жителям такие знания, которые могут быть пригодны лишь в городе, оно отрывает от села, для жителей которого и без того слишком много приманок представляет город; таким образом, город разрушает село тем, что, так сказать, всасывает его в себя; кроме того, город, сам ничего не производя, прививает и остающимся в селе коммерческие, городские, свойства. Таким образом, можно думать, что дело идет к превращению всего в город, а это было бы окончательною порчею, падением. В прежнее время обновление производилось путем нашествия варваров, путем опустошения, после чего вновь возникала первобытная сельская жизнь, которую, впрочем, ожидала та же участь."
mahadaridra: Не только, как уже было показано мной в ряде статей, собственно разумность (способность к целесообразной деятельности), с некоторым уклонением в рассудочность, утверждается и развивается четырьмя разными путями - БЗ, АА, ЮА и ДВ типы разума, но это же имеет место и с высшими чувствами, например умилением, благоговением и пр. Они заведомо разные и их набор разный в этих разумах.
Этот аспект я упускал из виду. А между тем в мандалах высших тантр он не менее веско представлен (женскими образами, т.е. супругами татхагат), чем рациональный (функции пяти аспектов ума, символизируемые татхагатами).
Больше того, именно учет роли высших чувств в цивилизованной жизни позволит перейти к то ли предсказанию, то ли проектам более высокого уровня организации, чем наличные четыре типа разума.
К примеру, англосферный вариант БЗ - блестящий тупик из-за осуществленного в нем предельного расподобления и обособления рассудка и чувств, что даже в социальности проявлено противопоставлением publicity и privacy и по-настоящему англосферной максимой "ничего личного только бизнес". Ведь чувствам оставлена тем самым роль только в области "личного". Дикость какая, а?
Да и ихней мифологией; скажем с серыми инопланетными бесчувственными человечками, с нынешнем ИИ вместо разума и пр. Это ж всё мифология. И поразительный откат общей развитости личности сравнительно с тем уровнем, что был заявлен в христианстве.
Максим Медоваров. По Тойнби, Западная цивилизация создалась в неустанной борьбе и выдвижении форпостов против шести противников. Три из них были почти "внутренними": варвары Центральной Европы (германцы, балты, славяне, мадьяры), кельты и скандинавы. В результате создания против них форпостов в виде "марок" германских католических королевств, а затем и рыцарских орденов все трое были поглощены Западом. Еще два противника были - ислам в Испании и балканский круг (от Византии до Турции). Против них Запад создал свои наиболее воинственные периферийные государства типа Испании, Сицилии, Венеции, наконец, Габсбургской Австрии - и смог низвести исламский мир на уровень слабых колоний и полуколоний. Шестым врагом была Россия - но здесь, сколько форпостов ни строил против нее Запад (Ливония, Речь Посполитая, Швеция и проч.), как-то всё шло не так, и по Тойнби, невозможность сделать Россию хотя бы второй Турцией привела к тяжелому психологическому комплексу Запада, у которого образовался своеобразный "пунктик" в голове насчет России.
Недостатком этой концепции является игнорирование разрыва между Европой традиционной (до Модерна) и индустриально-модерновой, но достоинством - элемент преемственности между ними. Там были форпосты, и тут суть форпосты - но есть нюанс. Тогда были форпосты действительно крутые вроде Тевтонского ордена, испанских Калатрава и Алькантара, тамплиеров и госпитальеров Средиземноморья, мощнейших Шведской, Польской, Венгерской военных держав - а нынче у них форпосты всё сплошь Украина, Израиль, Тайвань и тому подобные. Ну еще косовские и сирийские исламисты впридачу. Какой Запад - такие, извините, и форпосты. Инфляция качества, конечно, потрясающая, но она вполне соответствует изменению системы ценностей Европы в период Модерна и буржуазной Революции.
az118: Экспансия и интеллект.
любой жизненный процесс проходит три стадии: - роста, застоя и упадка.
особое место среди ж.п. занимает экспансия какой-либо популяции с завоеванием и освоением территории с последующим созиданием на ней новой среды обитания.
активная фаза экспансии сопровождается ростом интеллектуализма, сопрягающего растущие потребности и наличные возможности в сторону роста последних, что требует создания картины мира для ориентации в нем и методов его приспособления к данной популяции, что вызывает развитие географии, геологии, сельского хо-ва, календаря, астрономии, физики, химии, биологии, а также алгебры, геометрии и философии для придания картине мира и методам целостности.
с прекращением экспансии исчезает стимул к росту интеллекта и он уходит в собственные глубины, истончаясь в своей мощи, пока не наступает упадок всей культуры, когда интеллект деградирует, теряя большую часть своих завоеваний.
взрыв античного интеллекта - 6-5 вв греческой и 4-3 вв до н .э. македонской экспансии, после явный застой до римской экспансии 1-3 вв, после раздела РИ в конце 4 века западная часть быстро интеллектуально деградировала в 5-7 вв, но с Карла Великого и особенно с начала крестовых походов 11-12 вв восстановилась, испытав сильный удар судьбы в 14 в, вызвавшего под влиянием Византии, откуда в 14-15 вв в Италию переместилось большая часть античного наследия, Возрождение, под влиянием чумы и возомнившего о себе папства Реформацию и от перекрытия османами и Тамерланом ВШП эпоху ВГО - новую экспансию 16-20 вв с наукой Нового времени, которая с конца 20 века начала необратимо деградировать.
в Китае интеллект активно развивался с 6 и 3 вв до н.э.
Zanuda. Глубинное государство - это просто сумма векторов хотелок влиятельных интересантов
1) Если власть
размазана по ряду групп, то это сумма векторов устремлений этих групп. Дальше группы дробятся по влиятельности и "ресурсу", и соответственно сумма векторов получается исходя из каждого такого "вектора" группы, его веса.
2) Если власть и влиятельные группы чувствует, что с волей народа придётся считаться, то она будет свой вектор проводить с оглядкой на интересы и взгляды простого человека. Иначе будет как в 1917м, или из свежего - как в Сирии. В иных случаях государство плюёт на интересы своего народа (правда, это обычно кончается например "гильотиной", сначла для народа, чтобы его заткнуть, а потом и для самих затыкателей. Баш на баш, алаверды со временным лагом, т.к. воля народа менее концентрированна и более размазана)
3) Если власть сосредоточена в руках одной группы - это сумма векторов интересантов этой конкретной группы. Вот и всё. Обычно потом это называют диктатурой.
4) Если власть сосредоточена в руках узкой группы устойчиво на протяжении поколений, то вектора могут "длиться" десятилетиями. Почему британцам вековое коварство приписывают? Да просто потому, что управляют им очень, очень давно одни и те же семьи. Вот и всё. А если раз в 2 поколения устраивать революции и перестройки, то долговременное планирование в приведении своего вектора в жизнь просто невозможно. Это будет из разряда "нас невозможно сбить с пути, нам всё равно куда идти".
Совершенно не обязательны для приведения "непонятного" в жизнь какие-то управляющие головы, программы на 300-500-1000 дней, достаточно того, чтобы вектора были
А) Не разнонаправлены
Б) Если они разнонаправлены, чтобы у одной из групп хватило веса и ресурса при сложении векторов свой вектор сохранить, а остальные "вычесть". Кто вектора в вышке складывал, прекрасно поймет о чем я.
Межгосударственное сложение векторов "глубинных помыслов" - регулярные дранг нах остены. Да, просто складываются хотелки группы государств. Внутригосударственное сложение (со знаком минус) - Сирия.
А когда общего вектора нет, получается лебедь, рак и щука и коллапс системы управления.
Если мы хотим уничтожить вековые замыслы врагов, надо уничтожить их влиятельные семьи, которые веками втихомолку правят. Немцев и французов англичане и древние еврейские семьи кастрировали через войны и революции, там некому долгие планы строить.
Vladyan. Скажем, совместное обучение детей элиты в университетах Лиги Плюща - так обновляются связи. "Исповедь экономического убийцы" наверное скорее тоже про глубинное государство, как во взаимодействии с частным бизнесом разрушает чужие страны и прибирает к рукам их ресурсы.
Британцы, кстати, неплохо в свойственном юморном стиле показали некоторые нюансы своего глубинного государства в книге и фильме "Да, господин министр".