Читаю серию
постов о современной демографии и освобождении женщин.
Уже не в первый раз встречаю, что сейчас важно, чтобы и мужчина, и женщина могли свободно следовать за своими чувствами. Прежний формат семьи, где на первом месте был долг, считается патриархальным и отсталым.
Если говорить про чувства поколения миллениалов и помладше, то по моим наблюдениям они они очень сильно
завязаны на статус и деньги. Собственно, отсюда и название нового формата семьи "партнёрства", то есть бизнес-проект, когда чувства подсказывают более статусного партнёра. Те же процессы произошли и в США, о чём подробно пишет Кристофер Лэш в "Восстании элит".
Похоже, люди освободились от классического выбора между чувством и долгом, потому что долг стал немодным, а чувства свелись к голой прагматике.
Андрей Парибок. Эпоха оскудения и уплощения заметна по изменениям коннотаций или основных смыслов даже самых обычных слов.. К примеру, она бьет в глаза и в уши в словах 1) "интимные отношения", ибо подразумеваются под ними сексуальные отношения, а не очень большая близость и доверительность личностей или душ, что было изначально. Таким образом, самое сокровенное ныне - это рецепторы на органах размножения, а не внутренний мир. Стало быть, внутреннего мира, скорее всего, более нет 2) "романтический ужин" (путешествие и пр.) = не деловой, не относящийся к бизнесу, зато попадающий в горизонт эротических интенций.
Владимир Маматов. Зато всё точно как в лавке (много лет назад я понял, что мы живём в "Time of Merchants").
Это операционный язык масс, того большинства, которое платит налоги.
Ален де Бенуа. Космос древних уступает место современному космосу - гомогенному, геометрическому и (быть может) бесконечному, управляемому причинноследственными связями. Модель, наиболее близкая этой механической модели - это модель часов. Время тоже становится гомогенным, измеряемым. Это «время торговцев», замещающее «время крестьян» (Жак ле Гофф). Новый научный дух выковывает техническую ментальность. Основной задачей техники является аккумулировать полезность, т.е. помогать в производстве полезных вещей.
Кристофер Лэш. Достаток ныне - а для многих американцев, коли на то пошло, попросту выживание - требует дополнительного дохода, обеспечиваемого вступлением женщины в армию труда. Благосостояние, которым пользуется сословие специалистов и управленцев, составляющее по шкале доходов большую долю верхних 20 процентов населения, в значительной мере поддерживается благодаря устанавливающейся брачной схеме, пользующейся дурной известностью как отсортировывающий брак - склонность мужчин жениться на женщинах с доходами, примерно равными их собственным. Ранее бывало, что врачи женились на медсестрах, адвокаты и начальники - на собственных секретаршах. Теперь мужчины из высших слоёв среднего класса склонны жениться на женщинах своего круга, коммерческих партнёрах или коллегах по специальности, обеспеченных собственным прибыльным делом.
«Что, если адвокат с шестьюдесятью тысячами в год женится на другом адвокате с другими шестьюдесятью тысячами в год, - задаёт вопрос Микки Каус в своей книги Конец равенства, - а клерк с двадцатью тысячами женится на другом клерке с двадцатью тысячами? Тогда разница в их доходах вдруг становится разницей между 120 тысячами в год и 40 тысячами». Причём, добавляет Каус, «хотя эта тенденция пока скрывается в статистике дохода под маской низкой средней заработной платы женщин, практически каждому, и даже экспертам, очевидно, что нечто подобное на самом деле и происходит». Незачем, между прочим, далеко ходить за объяснением притягательности феминизма для сословия специалистов и управленцев. Женщина, успешно продвигающаяся на рабочем поприще, обеспечивает необходимую основу для их зажиточного, роскошествующего, праздничного, иногда непристойно расточительного образа жизни.
Высшие слои среднего класса, самая сердцевина новой элиты специалистов и управленцев, определяется, помимо быстро растущих доходов, не столько своей идеологией, сколько образом жизни, который все более однозначно отделяет их от остального населения. Даже их феминизм - то есть их приверженность семье, где каждый из супругов подвизается на собственном поприще, - дело скорее практической необходимости, чем политических убеждений. Попытки определить некий «новый класс», состоящий из госаппаратчиков (public administrators) и политтехнологов, неукоснительно проталкивающих некую программу либеральных реформ, оставляют без внимания саму широту политических взглядов среди элит специалистов и управленцев. Эти группы составляют новый класс лишь в том смысле, что их средства к существованию обеспечиваются не столько обладанием собственностью, сколько манипулированием информацией и профессиональной эрудицией. Их капиталовложение в образование и информацию, а не в собственность, отличает их от богатой буржуазии, доминированием которой характеризовалась более ранняя стадия капитализма, и от старого класса собственников - среднего класса в строгом смысле этого слова, - который некогда составлял основную массу населения.
Дмитрий Пучков о фильме "Вспомнить всё". "Колин Фарелл проживает в дрянной квартирёшке с красоткой-женой в исполнении Кейт Бикенсел. Это смешно, но нашему зрителю непонятно. И даже когда жена "раскрывается" и задаёт вопрос "неужели ты думаешь, что Я бы стала с тобой жить?" - нашему зрителю юмор непонятен. Суть сказанного в том, что в капиталистическом обществе красота - товар, и имеет вполне конкретную цену. Любая дама приятной наружности норовит продать себя подороже, то есть найти мужика побогаче. Через это там практически не встретишь красоток на улице - все они пристроены к денежным мужчинам и по улицам бесцельно не болтаются. Улицы - они для уродливых морлоков, растущих на дрянной еде и без медицины, с такими красотки не живут. Ничего, у нас тоже всё быстро к этому идёт."
agasfer: "Физиологически и социально, молодые люди принуждаются к своего рода извращенной адаптации. Половая зрелость наступает рано (даже если ее завершение становится все более редким явлением), но умственная зрелость наступает очень поздно - если вообще наступает. Под давлением этого неравномерного взросления молодых людей учат взаимодействовать друг с другом в своего рода взаимной параноидальной эмоциональной хирургии. Возникает странная новая этика непривязанности: никогда нельзя позволять себе чувствовать, совершать поступки, грешить или каяться, отстаивать свою позицию. Опции должны оставаться открытыми. По мере того как структуры, которые давали направление личности, отпадают - гражданское общество, семья, ухаживание, ученичество, гражданство, покровительство, образование, вера - «я» сразу же обнажается перед миром и становится вялым. Маски спадают, отношения становятся плоскими, а стены вокруг сердца и разума сжимаются в обороне. Точно так же, как наш общественный порядок предупреждает любые проявления личностного развития в индивидууме, эмоции также должны быть выжжены в корне. Быть зрелым сейчас значит отражать любые вторжения мира в себя. Центральная задача терапевтической системы состоит в том, чтобы продлить пребывание в этом состоянии на неопределенный срок, совладать со все более слабой импульсивностью жизни - задача, которая, как и разрушение человеческой способности к культуре, является единственной культурной войной, достойной этого названия." (The Zoomer Question. Wilks, I., American Affairs, VII(2):192-208, 2023).
hroniki_paisano: Хапугу, который гонится за мещанским комфортом для себя, можно хоть пристыдить, что он такой примитивный эгоист. а левого, который гонится за мещанским комфортом для всего человечества, и не пристыдишь, он же за других душой болеет, у него приступ альтруизма. а то, что в этой погоне счастье уравнивается с мещанским комфортом и внедрение в народ такой идеи счастья не лучше спаивания народа водкой, левые не понимают.
az118: Современная "романтическая любовь", как и все современное, прошедшее от средневековых истоков сквозь жернова Нового времени, модерна и постмодерна, превративших этику служения Госпоже - Герцогине, Королеве или Императрице, - олицетворявшей Богородицу и Природу, сначала в буржуазную вежливость, а затем в погоню за чувственными удовольствиями и комфортом общества взаимного потребления, есть извращенная форма куртуазной рыцарской любви, воспетой трубадурами и миннезингерами Высокого Средневековья XI-XIII вв, отцом которой по праву был герцог Аквитанский Гильом IX - дед знаменитой Элеоноры Аквитанской (XII век) - королевы двух, французского Людовика VII и английского Генриха II, и матери двух английских - Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного (идиота, у которого бароны силой вырвали Хартию Вольностей) - королей.
как и куртуазная, "романтическая" любовь не нацелена на создание семьи, но лишенная культурного принципа служения высокому, становится банальным цивилизованным скотством
Андрей Игнатьев. Отличие драгоценностей от статусных украшений, которыми en gros является теперешняя массовая «ювелирка», это «провенанс», вот как у произведений искусства, личная история, вписывающая драгоценность в биографию или даже семейную историю её владельцев и таким образом разъясняющая, почему с ней невозможно расстаться, почему она может служить залогом, расхожая легитимация кражи обычно выглядит именно таким образом.
То есть, драгоценности это одна из критически важных манифестаций идентичности на дискурсе, вот как личное имя владельцев, которое у драгоценностей тоже обычно есть
связь между драгоценностями и массовой «ювелиркой», разумеется, есть, одно профанированная версия другого, именно поэтому украшения обычно воспроизводят какой-то канон, восходящий к уникальным и прославленным образцам жанра.
moncolonel: Есть и такая точка зрения - что на закате цикла экономики уходят из производства в развлечения - еще Бродель в Истории капитализма о том заметил, что сначал Венеция стала центром всеевропейского карнавала, потом - Амстердам - лавкой дури, и грозил тем Лондону вот-вот.
Но вот денег Венецию от наводнений закрыть - нету...
Борис Иванов. 2000 год: нас нет на Марсе, нас нет на Луне - были, да ушли, похоже надолго - нас нет на Венере, Меркурии. Нет на астероидах. Кувыркающиеся в Космосе роботы и
ползающие по поверхности чужих, мертвых миров, мертвые же автоматические тележки - почти не в счет. Нас нет в покрытых куполами городах во льдах Антарктики и на дне океанов. Нас нет на пути к звездам.
Мы остались на поверхности материков - на митингующих площадях, в недрах хрущевских пятиэтажек и перед экранами компьютеров. Будущее, которое нам обещала НФ, Будущее, которым нас манили и пугали, то Будущее, которое стало для нас уже как-то привычным и почти обжитым, не состоялось.
Не сбылось, за ненадобностью.
Эпоха разочарования. Несовпадения мечты и реальности.
az118: Я вернусь через 1000 лет
приготовь мой любимый обед
даже если растает твой след
я вернусь через 1000 лет
по мотивам романа Исая Давыдова (1927-2020)
я вернусь через 1000 лет, 1969
в нем автор оппонирует всем метрам сов.фантастики того времени.
он не предугадал ни резкой смены вектора развития нашей цивилизации, ни даже бурного расцвета ИТ в совсем близком будущем. в 2013 вышла новая расширенная до трех книг версия романа, но читать лучше первую, когда автор был молодым, 39-40 летним и как и все тогда верил в светлое будущее.
однако суть не в этом.
в романе о времени 23 века по сути действуют живые советские очень молодые люди 50-60 гг века 20-го...
snk1965: То, что мужики сами превратили (превращают) "The man's world" в "Тhe woman's", этот-то очевидно, бабы ж - не дуры (по крайней мере, не все). Интереснее - почему?
На мой взгляд, это одно из неизбежных следствий "конца географии". И пока не найдётся новое поле для экспансии, эта тенденция продолжится.
В семье глава - женщина, так м-ж природа устроена. А замкнутое, заформалиненное заформализованное человечество - это по сути и есть единая семья.
Эмансипация - противоестественное извращение, придуманное растерявшимися мужиками. По сути - самокастрация.
klonik_z. Есть такое мнение что психологический склад среднестатистического человека меняется. Если раньше это были эпилептоиды и истероиды, сейчас человечество массово движется к шизоидности, и соответственно к асексуальности (или к своеобразной сексуальности).
wampus-999: Чтобы сохранялось "человеческое", нужно, чтобы сохранялись семья, дети, любовь или хотя бы душевная привязанность на всю жизнь. А если этого не будет, а к тому все идет, то не останется и человека, такого, каким он старался оставаться тысячи лет до нас.
Человеческое исчезает, становится мифом, уходит в историю, как ушли динозавры, неандертальцы, древние греки. Между прочим, старые книги все меньше читают и фильмы середины XX века все меньше смотрят не только потому, что уже их не понимают, но еще и потому, что это слишком больно, как воспоминание о недавно усопшем. К ним обращаются по большей части те, кто еще не понял или не осознал произошедшей катастрофы, остальным человеческое уже не нужно, мешает идти в ногу со временем.
"Как видим, истинный смысл видений Апокалипсиса вовсе не в атомных или астероидных бомбардировках или преследованиях некого Антихриста, а в нравственном и духовном падении самого человека. Как-то неожиданно, да? Если нынешним людям сказать, что в Откровении написано о духовной катастрофе и духовной смерти человечества, а не физической, то они облегченно выдохнут и скажут: "И всего-то? Значит, реального уничтожения не будет? Что ж вы нас так пугали? Еще поживем!". И снова уткнутся в смартфоны...
Ну, это Творцу решать. Только вот нужен ли ему труп, пусть даже и трижды духовный?"
mahadaridra: Аттрактор последовательного коммунистического проекта - всеобщая одинаковость. Какой-то финский большевик в гостях у Шаляпина (речь идет о самой ранней послереволюционной поре), где тот и пел приглашенным, и хорошо их угостил) сказал певцу, что мол согласно его принципам Шаляпина надо бы расстрелять. Тот удивился: " Я плох пел? Вам угощение не понравилось?" Оказалось, дело в том, что ни у кого из людей не должно быть особых талантов и преимуществ - это против коммунизма. Честно мыслил финн.
Это и ужасало тех, кто проницательно выступал против коммунизма (таковых было конечно совсем мало, прочие противники следовали предрассудкам и пристрастиям).
То, что планируется и предлагается нынешними ультраглобалистами, едва ли лучше. С. Б. Переслегин отметил, что их проект представляет собой аттрактор капитализма, уже дважды представленный в умной фантастике. Речь о Герберте Уэллсе ("Машина времени", к чему я бы добавил и его же роман "Облик грядущего") и Иван Ефремов ("Час быка") - два слоя - класса-вида, в тенденции расходящихся биологически: элои и морлоки и, соответственно, ДЖИ и КЖИ. У ультраглобалистов вторые живут 120 и более лет, первые примерно 60.
Евгений Балакин. В 1989 году Шафаревич издаёт статью «Две дороги к одному обрыву», которую по праву можно назвать ключевой для мыслителя. В ней выносится приговор современности: и капитализм, и социализм в их западных изводах - порождения одной и той же, технократической, цивилизации. Безжизненной. Стандартизированной (вчитайтесь: скрипит, как железо).
Россия - та, о которой мечтал Шафаревич, и в которой, благодаря его трудам, посчастливилось жить нам - должна следовать своей, особой дорогой. Сама жизнь, само нутро нашей цивилизации должно порождать подлинные формы существования народа и государства.
Этот проект тоже ужасен. Любой альтернативный приемлемый проект будущего должен предполагать серьезный учет огромного разнообразия нашего вида, то есть множество слоев в обществе и культуре.