Музыкальная прогулка

Nov 21, 2016 12:19


Расскажу о наиболее запомнившейся мне прогулке. В моём рассказе есть немного теоретических размышлений о музыке, но в целом он о природе, поэтому пишу как есть, без сокращений.

Хожу в лес обычно дорогой, которая ближе к озеру. Она лет за 10 превратилась из проезжей в пешеходную. Когда подошёл ближе к озеру, мне вдруг стало казаться, что я слышу странные звуки. Как будто музыка, или шум множества голосов, людских или птичьих. Потом понял, что это мне не кажется, а слышу я звук, идущий от озера. Мне стало любопытно, и я спустился к берегу по одной из тропинок, летом заросших, а зимой просматриваемых до самой воды.

И тут я понял, что это звучит озеро. Тогда была оттепель, лёд, начавший было укрывать озеро, стал таять, а волны, поднятые сильным западным ветром (по направлению к берегу), разбили лёд на сотни больших и маленьких прозрачных льдинок. Они качались на волнах, и звенели, как негромкие колокольчики, как гигантская микрохроматическая челеста, на которой играет кто-то сотнями пальцев. Я стоял на крошечном кусочке земли, выдававшемся в озеро, там росло дерево и была прикреплена дощечка-сидение каким-то рыбаком. Смотрел и слушал. И думал, что видел много красивого в природе, много величественного, но никогда не наблюдал явления более необычного. В колыхании сотен льдинок и в их музыке было что-то завораживающее, эти звуки мне были совсем незнакомы, даже ничего подобного никогда не слышал. Рядом с берегом лёд не разбился, лишь потрескался на большие плиты, и они иногда, при большой волне, издавали трески-скрипы, резкие, но всё же музыкальные, которые пронизывали звон более маленьких льдинок. А ещё свистел ветер и шумел камыш.


Потом я пошёл на пляж и наблюдал это явление у пологого берега. У самого уреза воды маленькие, не больше ладони тонкие льдинки сбились в полосу, показавшуюся гигантской прозрачной рыбьей чешуёй. На пляже лёд звучал по-другому. Здесь не так шумел камыш, и не было больших льдин. Зато, стоя на берегу, можно было рассышать лучше музыку льдинок, качающихся на волнах. Я начал подмечать в ней закономерности. Маленькие льдинки звучали выше и чаще, будто кто-то быстро пробегал пальцами по небольшим отрезкам микрохроматического лада вверх, большие льдинки звучали ниже и реже, с большими высотными интервалами. Звук, доносившийся с разных сторон пляжа, был разным, и у меня возникло ощущение объёмности. На разном удалении от воды звук также слышался иначе.

“Ледяная симфония” - подумал я. И ещё думал о том, что хроматическая, микрохроматическая и атональная музыка - не изобретение лишь человеческого ума, что она имеет как образец природные звуки. Но это звуки неживой природы. Если наиболее мелодичные звуки, на которых можно строить диатонические лады, можно слышать в пении птиц, то музыкальные звуки неживой природы не так явны, их гораздо реже можно слышать. Поэтому, наверное, подобная музыка, сочиняемая людьми, непривычна и трудна как для сочинения, так и для восприятия. Но она возможна и может быть интересной, если внимательно к ней подойти. Вероятно, микрохроматические ступени не составят в такой музыке системы, подобной диатонике, и соотношение интервалов в ней будет скорее приблизительным и более сонорным, чем гармоническим.

Объясняю непонятные слова.

Хроматизмы. Представьте себе фортепианную клавиатуру. Если взять подряд три клавиши (например, до, до-диез, ре) - это будет хроматизм. Расстояние между каждым звуком - в полутон. Хроматическая гамма - это звукоряд от, например, до первой октавы до до второй, взятый так - по полутонам. Без пропуска клавиш.

Хроматическая музыка - музыка, основанная на хроматической гамме, хроматическом звукоряде. Это вариант атональной музыки.

Атональная музыка не оперирует ступенями, а представляет собой произвольно взятые звуки.

Микрохроматическая музыка - это музыка, использующая интервалы меньше полутона. Представьте, что между до и до-диез есть звук до-полудиез. Тогда в гамме будет не 12, а 24 ступеней. сложность в том, что микрохроматические инструменты очень редки, и человеческое ухо не привычно к такой музыке.

Диатоника. Диа - "через". Это звукоряд, построенный преимущественно через тон как интервал. Пример - мажорная гамма до - до - ре (тон), ре-ми (тон), ми-фа (полутон), фа-соль (тон), соль-ля (тон), ля-си (тон). си-до (полутон). Таким образом, тут 5 тонов и 2 полутона.

Челеста - клавишный инструмент, маленькое пианино, где звук извлекается ударом молоточков о стеклянные пластинки. Звучит тихо и нежно.

Лад - совокупность звуков, образующая систему. Пример - мажорный лад, минорный лад.

Микрохроматический лад - лад, в котором используются микрохроматические (т. е. меньшие, чем полутон) интервалы.

Ступени в музыке - отдельные звуки в ладу.

Сонорное соотношение интервалов - противопоставление высоких звуков низким без точно воспринимаемого на слух интервала по высоте звуков. Гармоническое же соотношение интервалов (или, точнее, ступеней лада) на слух хорошо различимо именно как определённая разница в высоте звуков, могущая быть выражена в каком-то количестве тонов и полутонов.
Надеюсь, объяснил понятно.

прогулка, давнишнее

Previous post
Up