Последняя запись в дневнике княгини Анны Александровны Шаховской.
06 октября 1901 года
Здравствуй, дорогой мой, милый, любимый Феденька.
Спустя год тех событий нижегородской ярмарки, я осмелилась написать тебе, как когда-то ты делал это для меня.
Я помню, как крупными хлопьями падал снег, зима в том году пришла рано. Как горели радостно окна, в предвкушении ярких событий, шикарных балов, салонов и приемов, выступлений столичных звезд и веселой ярмарки.
А я ждала лишь одного - встречи с тем незнакомцем, что передал мне записку. С первого твоего письма я надеялась на встречу с тобой. Мне было уже все равно, какие причины заставили тебя покинуть меня так спешно и так жестоко: будь ты преступником, магом, да хоть воскресшим мертвецом, - мне был все равно, лишь бы только вновь обрести тебя…
Я помню свой первый салон после долгого затворничества, огромным подарком было для меня, что его посетил твой давний друг и крестный нашей Машеньки - Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович Романов.
Гостей тогда было великое множество, я так волновалась. А еще я пела, впервые за все время. Ведь ты всегда велел не скрывать моего таланта, но я все никак не могла найти в себе силы, а тогда нашла. Нашла для тебя, ради тебя, надеясь, что скоро мы встретимся, и я буду, смеясь, тебе рассказывать о своем «героическом» поступке, мы будем сидеть в гостиной у камина, пить чай и говорить, говорить, говорить обо всем, что произошло за эти долгие, практически бесконечные 5 лет... Но этого не произошло...
Господин Буффон, наследник твоей жестокой воли, мой личный палач, вручил мне твое последнее письмо.
Прости меня, мой добрый друг, мой свет и моя жизнь, но твой столь виртуозный, столь блестящий замысел не смог сыграть так, как ты задумал. Прости меня, я не оправдала твоих ожиданий, я погубила твою веру в меня, я оказалась слабее, чем ты думал…
Каждое слово твоего письма тяжелым ударом молота забивало очередной гвоздь в крышку гроба моей измученной жизни. Жизни, где никогда больше не будет тебя. С той минуты я умерла. Я умерла вслед за тобой, оставив на век любую надежду, когда-либо вновь быть счастливой.
Ты знаешь, лишь мысль о судьбе Машеньки заставила меня еще немного продержаться. Ей требовалось крепкое плечо, чтобы опереться на него и идти по жизни, надежные руки, как твои… Я помню ее совсем маленькой на твоих руках, как она всегда засыпала, чуть только ты ее брал. Она всегда чувствовала ту силу и надежность, что была в тебе.
Но сегодня все дела мои окончены. Машенька счастлива замужем, ах, видел бы ты ее мужа, Константина Сергеевича Кропоткина. Более достойного человека я не могла бы сыскать. Вы обязательно бы стали с ним добрыми друзьями и вечерами, сидя в твоем кабинете, долго бы беседовали на разные темы, в то время, когда бы мы с Машенькой рукодельничали… Жизнь Машеньки устроена наилучшим образом, я позаботилась об этом. Совсем скоро у нее родится ребенок, наш с тобой внук…
Прости меня, мой милый, опять я залила слезами всю бумагу, не кори меня за эту слабость.
Ты знаешь, ведь все это пишу я тебе неспроста, сейчас твоя поддержка и твой совет мне нужны более всего. Прости твою слабую жену, она опять не может и шагу ступить без тебя. Но уверена, ты бы поддержал меня в этом деле…
Вся беда в той злополучной шкатулке, что Машенька нашла много лет назад. Она принесла несчастье в наш дом. Ибо год назад за то, чтобы эта шкатулка вновь стала играть, наша такая наивная дочь переступила грань дозволенного, грань добра и зла, чем навлекла на себя проклятие, и завтра мог бы быть последний день ее жизни, но я не могу этого допустить. Ты ведь понимаешь меня, Феденька, понимаешь без слов, ты знаешь, что я собираюсь сделать. Господь дал мне возможность второй раз ощутить великое счастье, второй раз подарить ей жизнь. Какая из матерей может похвастаться таким счастьем? Я обменяю ее жизнь на свою…
Еще несколько минут, и за мной придут. Моя дорогая родственница, Дита Тарло, узнав о моем намерении, долго молчала. Но поддержала меня в моем решении, поняв, что твердость его неколебима. Ах, жаль вам не довелось познакомиться, она прекрасная женщина, я многим обязана ей. Она сведет меня с нужными людьми, пара часов - и все будет кончено… А за окном, как тогда, почти год назад, крупными хлопьями падает снег...
Знай, мой милый друг, где бы я ни была, я всегда буду помнить о тебе. А, может, где-то там, за гранью, мы вновь встретимся с тобой, чтобы уже никогда не расставаться …
Светя другим, сгораю сам…
P.S. Я люблю тебя