Монзенская железная дорога

May 10, 2011 19:26



Монза - маленькая речка на границе Вологодской и Костромской областей. Но это слово звонким эхом отзывается на душе, рисуя картины стальной колеи среди глухой тайги, внезапно расступающейся перед очередным семафором и уютной станцией с ручными стрелками. Монзенская железная дорога осталась практически последней по-настоящему длинной ведомственной (неПИДовской) линией, где время и люди застыли в неопределённом прошлом.



Меня давно манила эта лесная магистраль как квинтэссенция вольных железнодорожных путешествий, железнодорожной пасторали и нетронутой временем глухомани. А тут вдруг появилась возможность официальной аренды дрезины для поездки. И в начале июня прошлого года в качестве подарка мне на день рождения собралось 6 человек, чтобы проехать до Солигалича. У меня на стенке шкафа висит заявка на аренду пепелаца, но больше всего мне нравится сбербанковская платёжная квитанция с подписью "аренда мотовоза".

Хмурое северное утро. Ночью был дождь, веет сыростью. Здание вокзала станции Буй подпирает церковь, а внутри ютятся местные пассажиры. Спит собака.



В вагоне электрички задумчиво пустынно. Тёмно-зелёная сырая листва пролетает за окном вместе с редкими деревнями, одна из которых с дивным названием Шушкодом. Шушкодом!



Галя, Настя, Стас - слева; Маша и Миша - справа

Станцию Вохтога я проезжал в 2007 году и запомнил её как толпу народа, садившегося в электричку до Вологды от покрытого серым сайдингом вокзала. Теперь здесь было немноголюдно. Местный магазин был обрадован закупкой провизии - предстояло 4 часа пути по тайге.
Монзенская железная дорога длиной больше 200 км скромно начинается ответвлением и станцией Вохтога-2 с деревянным станционным зданием. У платформочки нас ждал жёлто-синий пепелац в лучших традициях стим-панка - с длинной трубой и гербом СССР. Мы отъехали к самому началу дороги - депо, где собраны работающие на дороге локомотивы ТЭМ2 и ТГК2.



...



...



Отсюда и начинается 238 километровая магистраль с ответвлениями на Каменку и Солигалич. Она проходит по глухим лесным районам Вологодской и Костромской областей и служит средством для транспортировки леса и продукции солигаличского известкового комбината. А ещё вокруг Монзы теплится особенная жизнь, жизнь людей, живущих в посёлках вокруг железки. Нелёгкая и такая же тупиковая как сама дорога.

Машинист даёт газу, и дрезина быстро набирает ход. Её тянет дизельный движок с характерным звуком. Колёса часто перестукиваются по стыкам.



Большая железка из окна миниатюрной дрезины

Налево - подъездной путь на Монзенский ДОК, а прямо - габаритная рама, за которой начинается настоящая глушь. Габаритная рама как грань цивилизации.



Первая станция по пути - разъезд Таёжный.



Свинцовое небо, смуглые вагоны и бесконечно-зелёный лес с травой - такая картина будет нас сопровождать весь путь, создавая причудливые сплетения цветов.



...



...



Дрезина едет. Колёса стучат. За поворотом лес, сырой гигантский лес. И только две кривоватые колеи, уходящие вдаль, - напоминание здесь о человеке.



...



Впереди станция Монза и первые на дороге семафоры. Где-то здесь и протекает речка с дивным северным названием.



Станция Монза встречает нас цветами, заливистым лаем собаки, то и дело пропадающей в зарослях травы, и женщиной, переводящей нам стрелки. Будем пропускать встречный транспорт.



...



В ожидании дрезины мы откупорили шампанское и стали скромно праздновать. Выпили за здравие железной дороги и обитающих вокруг неё людей.



...



Бедного Шарика облепили комары

...



alvizir откупоривает шампанское

Вдали появилась ожидаемая дрезина. Покачиваясь на неровном полотне, она монотонно приближалась к станции. Здесь она смотрится как хозяйка лесов и гроза волков.



...



...



sd3

На 18 километре железной дороги мост через реку Монза, на берегу которой уютно пристроилось несколько домиков с участками. Вспаханные грядки и аккуратные беседки смотрятся здесь как иллюзорный оазис среди тайги.



Проехали Монзу и - дальше.



Маша

Станция Истопная. Здесь лежат штабеля леса, рядом с ними старый ржавый пассажирский вагон.



...



Покосившиеся здание станции, магазин, какие-то завалы и традиционный пёс.



За станцией развилка: прямо на Каменку, направо - магистраль до Кемы, нам туда.



...



...



...



Семафоры здесь как призраки - внезапно возникают в кустах и тут же пропадают

Станция Стеклянка.



Снова домик, стрелка, пёс, а за ними семафор и глухой лес. Все станции похожи и в то же время совсем разные. Проезжаешь по тёмному лесу, а потом он расступается на короткий миг. Здесь ютятся несколько изб и вот такой домик со стрелочником и псом. Они выходят по чистой формальности разрешить проезд, но кажется, что они тебя подбадривают на дальнюю дорогу.



За Стеклянкой мы встали у семафора, чтобы откупорить вторую бутылку шампанского. Жужжали комары.



...



Миша

Путь нам преградило поваленное дерево. Слезли, оттащили. Можно сказать - сделали полезное дело для железной дороги :)

Очередная станция - Ламса. Отсюда начинается 13-километровое ответвление на Солигалич. Здесь нету посёлка, только станция, пару домов и лес. Ламса... Это место очаровывает с первой минуты пребывания. Своей таинственностью и душевностью, а ещё прекрасным названием. Монза и Ламса.



Здесь мы сделали остановку, чтобы насладиться атмосферой станции. Дрезина встала у ручной стрелки как будто своя машина на пригорке у лесной опушки. Дул ветерок, благодать!



...



Ламса - очаровательное место!



Окончательно разомлел я от Ламсы, зайдя в домик дежурной по станции. Открыв дверь, я погрузился в невероятный уют, созданный скромно улыбающейся женщиной, натопленной печкой, мяукающей кошкой, книгой с графиками на пожелтевших страницах. Среди глухой тайги встретить такой очаг добра и тепла... это незабываемо. Вид из окна домика:



Но нам надо дальше. Садимся, заводимся, разгоняемся. Сзади остаётся домик, оставшийся в моём сердце, мимо под перестук колёс проносятся задумчивые вагоны, в них эхом отражается шум дрезины.



Снова выходит человек, чтобы подбодрить нас в путь. Но путь остался недолгий. Прямо уходит магистраль до Кемы, с загадочными жителями лесных посёлков. Но нам в этот раз не туда, а в уездный городок Костромской области.



Два семафора напоминают эпизод из "Властелина колец", где в ущелье реки стоят две гигантские скульптуры, а между ними проплывают маленькие хоббиты.



...



Стас

Путь до Солигалича:



Впереди - входной семафор станции Солигалич, где заканчивается наш путь по Монзенской железной дороге.



Мы проезжаем на один из путей, прощаемся и благодарим машиниста. Он уезжает обратно, в лес.



Станция Солигалич по-своему прекрасна: она более индустриальна, чем остальные станции Монзы, но тоже зарастает травкой. Среди этого луга замерли тепловозы и вагоны. В горловине стоят мои любимые ручные стрелки с лампами.
Единственный действующий подъездной путь идёт на известковый комбинат, где производят доломитовый порошок или что-то такое, что потом едет в Череповец.



...



Со стороны комбината прикатил тепловоз ТГМ4 и застыл среди травы.



...



...



В голове ещё стоял стук колёс дрезины. Я вдохнул поглубже стационного аромата из свежести травы и запаха дизеля. Кинули последний взор на Монзу и пошли в город. По небу шли подгоняемые ветром облака.
___________________________________________________________
спасибо за внимание
Sourse

Вологодщина, Монза, железки

Previous post Next post
Up