Сегодня смотрели с женой фильм, главные герои которого упомянули про "козла отпущения". В моем сознании сразу всплыли объяснения семинарского педагога по Ветхому Завету иерея Дионисия Вихрова (да пусть услышит он меня и это скажется на моих будущих оценках ;)). А вы знаете откуда это выражение, которое мы часто слышим и употребляем в быту?
У иудеев с древних времен существует такой важный праздник как Йом-Киппур (День искупления). А корни его уходят еще во времена пророка Моисея. В общем, ритуал заключается в том, что к иудейскому духовенству приводили жертвенный скот, в числе которых - двух козлов (Лев. 16). Первосвященник бросал жребий: первого козла закалывали в жертву за грехи священника и народа, а потом тушу выносили и сжигали вне стана, а на второго козла первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и его уводили и отпускали в пустыню (Лев. 16, 20-22).
А теперь интересные параллели. Переносимся в Новый Завет. Присмотримся к тому, что происходило со Христом, про которого Иоанн Креститель сказал, что это Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира (Ин. 1, 29). Кстати, в то время к смерти был приговорен и разбойник Варавва, который был причастен к бунту и убийству людей. И римский прокуратор Понтий Пилат решил по традиции на Пасху совершить амнистию - отпустить иудеям одного из осужденных (Мф. 20). Выбор был объявлен между Христом или Вараввой. Чувствуете сходство? Евреи, подговоренные первосвященниками, выбрали козла отпущения разбойника... При этом они кричали: "кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27, 25). А Христос умер вне стана... (Евр. 13, 11-13). Теперь вы знаете всё...