После дипломатической встречи Святейшего Патриарха Кирилла и римского понтифика ленты моих социальных сетей раскалились от пламенных воззваний. В них преобладала восклицательная пунктуация, усиливающая словечки «масоны», «лжидовня», «предатели», «апостасия», «отступники» и подобные им. И вот, что это мне напомнило…
«Оскверненная» посуда
Когда интересовался старым обрядом (моя прабабушка происходила из «семейских» староверов), то в исследованиях этнографов наткнулся на одну особенность некоторых беспоповских согласий. Вы, наверное, слышали о таких случаях. Когда путнику в домах таких староверов не только отказывали в гостеприимстве, но даже могли и воды не дать из своего колодца. А если и давали, то выкидывали «оскверненную» посуду «от греха подальше».
К сожалению, подобным образом некоторые православные собратья относятся к католикам, будто от одного общения с ними можно «заразиться» какой-нибудь ересью, передающейся воздушно-капельным путем. С одной стороны похвально, что среди нас есть множество неравнодушных верующих, стоящих на страже нашей веры, а с другой - печально, что здоровые охранительные функции церковного организма могут маргинализироваться.
«Святые» клетки
Объясню, на конкретных примерах. В человеческом организме защитную функцию выполняют лейкоциты, которые борются с вирусами, бактериями и другими чужеродными элементами. Но они начинают действовать, когда «чужак» уже проник в организм. Но бывает и так, когда реальной опасности нет, но одни клетки начинают себя ощущать «святее» других. То есть на здоровые клетки вдруг наклеиваются ярлыки «предателей» - и их начинают перевоспитывать. Так один знакомый онколог попытался популярно объяснить мне действие раковых клеток.
Согласен, что если христианская совесть человека не позволяет ему молчать, то он должен высказать свое мнение. Считаю, что мы живем в уникальное время, когда технологии позволили сделать почти каждый голос члена Церкви - слышимым. Но это не дает нам никакого права злоупотреблять этим голосом, оскорбляя священноначалие, и навешивая на несогласных с нашей позицией ярлыки «предателей». В этой связи, сразу вспоминается изверженный из сана епископ Диомид (Дзюбан), который в пылу борьбы за «чистоту веры» и вовсе назвал Церковь - «служанкой антихриста». И где теперь он?
Двойной крик
Лично я считаю, что можно было бы обойтись и без этой встречи с римским понтификом. Но какие у меня есть веские факты для того, чтобы так считать? Ведь почти уверен, что у священноначалия вся полнота информации о событиях, происходящих в мире. Вполне возможно, что мир на грани третьей мировой войны, поэтому необходимо использовать все возможные средства. В том числе, и встречу двух самых влиятельных религиозных лидеров мира.
Просто представьте на минуту, что русский Патриарх и римский Папа сделали бы подобные заявления каждый по отдельности. Скажите, был бы такой резонанс и внимание общества? Очевидно, что нет. Эта встреча стала тем самым резонатором. Одно дело, когда крикнет один человек, хоть и самый громкий, и другое - когда крикнут двое. Было громко заявлено о проблемах, которые почему-то упорно замалчиваются СМИ. Уже ради одного этого игра стоила свеч - напомнить миру о вечных ценностях.
Открытая дверь
Причем, никто не собирается спорить с тем фактом, что в католицизме за 1000 лет с момента раскола было добавлено несколько догматов, исказивших учение Христа Бога, которое Он передал нам через апостолов. Но это не повод относиться к католикам как к прокаженным, лишая их возможности познакомиться с неразбавленной Истиной. Может стоит посмотреть на этот вопрос с этой стороны?
Это я к тому, что, думаю, будет правильным с точки зрения церковной дипломатии - не запирать двери наглухо. Чего мы боимся? Тем более, что у нас довольно-таки много адекватных и богословски подкованных людей среди епископата, рядового духовенства и мирян. Давайте будем друг другу доверять и спокойно следить за развитием событий. Без истерики и взаимных оскорблений.
Непутевый брат
Кое-кто из верующих оскорбился и увидел отступление в том, что отношения между Русской Православной и Римско-католической Церквами были названы братскими. Но, простите, братья тоже бывают разными. Могут быть родными, сводными, названными, «молочными» и т.д. И случается в жизни такое, что брат ступил на скользкий путь… может даже отречься или предать своих родных и близких. Но ведь от этого он не перестает быть братом. Заблудшим, потерянным, непутевым, но братом.
И никто никакой унии не подписывал. Да и время уний сегодня, собственно, закончилось. Потому что в нынешнюю эпоху разговор может быть только на равных, что и произошло на прошедшей встрече. А это значит, что единственный путь воссоединения - покаяние и отказ Римско-католической Церкви от тех человеческих заблуждений, которые они впустили в церковную ограду. И остается надеяться, что у нынешнего Папы Римского хватит воли сделать этот шаг, даже если в него мало кто верит. Но все возможно Богу.
Протоинфо