Эта статья в амурской газете
"Моя Мадонна" об отце Сергие Наполове из Соловьевска, которого знаю лично и очень уважаю. Бывший амурский бизнесмен, имевший успешное дело, джип, хорошую недвижимость - вдруг закрывает бизнес, уезжает в глухое село, женится на женщине, которая после аварии стала прикована к инвалидной коляске, и становится православным священником.
Возведение храма в Соловьёвске было бы невозможным без союза двух людей
В небольшом северном селе Соловьевск Тындинского района всем миром строят уникальный храм: по старинной технологии - без единого гвоздя, но с применением самых новейших материалов. Его возведение было бы невозможным без союза двух людей.
Екатерина
По-девичьи хрупкая, со звонким голосом и большими серыми глазами, которые прячутся за очками, Катя кажется совсем юной. Она старается быть жизнерадостной и всем улыбаться, но только самые близкие люди знают, каких усилий это стоит: боль не утихает ни на минуту, к ней невозможно привыкнуть даже за двадцать лет. Это сегодня Екатерина спокойно и даже чуть равнодушно говорит: «Обыкновенный несчастный случай». А тогда, в 16 лет, страшная автоавария перечеркнула всю ее жизнь: операции, клиническая смерть, неутешительные диагнозы, депрессия, апатия, год в четырёх стенах... Еще вчера совершенно здоровая девчонка не то что ходить, даже сидеть не могла.
Когда надежда на выздоровление растаяла и никто не мог ответить на мучающие Катю вопросы «За что и почему именно со мной?», она приняла крещение. К Богу 18-летняя сельская девчонка пришла через боль и страдания, найдя в вере утешение. Но священники в Соловьевске так часто менялись, что никто не обращал внимания на молодую прихожанку, которую привозили и на руках заносили на службу родственники.
- У нас относятся к инвалиду, как к сбитому летчику, который уже ни на что не способен. Но иеромонах Платон, впервые появившийся в Соловьевске восемь лет назад, стал приобщать меня к делам прихода, поверил в меня и дал мне сил в саму себя поверить, - вспоминает то время Екатерина.
Ей было уже под тридцать. Катя понимала, что семьи у нее никогда не будет, но, как любая женщина, все равно об этом мечтала.
Сергей
Окончив Дальневосточный университет путей сообщения, Сергей вернулся в родную Тынду, открыл бизнес, связанный с электротехникой и компьютерами, и заработал все полагающиеся атрибуты: квартиру, джип, деньги. Вместе с единомышленниками создал спортивный клуб, в котором занимался восточными единоборствами, и до определенного момента жил повседневной жизнью рядового амурского предпринимателя с круговертью дел и забот.
А потом в течение нескольких месяцев с ним произошли три несчастных случая, и все три раза он только чудом остался жив. В последние секунды одной из аварий, когда смерть была уже неминуема, парень вдруг ясно увидел, как руль протыкает ему грудную клетку и все заканчивается мраком. Это так потрясло Сергея и перевернуло его сознание, что у него стали появляться мысли: что сделать, чтобы не было страха перед смертью, сможет ли он вести себя достойно в последние минуты своей жизни, как укрепить не тело, а душу? Он никогда не ходил в церковь и не знал ни одной молитвы, но ноги буквально сами привели его в тындинский храм. В 2007 году Сергей Наполов крестился.
- Я продолжал заниматься бизнесом, ходил в храм, но однажды мне не понравилось, как меня там встретили. Я задал вопрос: «Почему?» Отец Антоний, служивший тогда в Тынде, ответил так: «А ты пойдешь ко мне работать за восемь тысяч?» Я сказал, что нет. «Вот видишь, здесь служат те, кто придется. Ты приди и что-нибудь сделай сам». После этого я задумался о том, чтобы стать священником, - рассказывает отец Сергий.
Возможно, это было определено свыше. В роду Наполовых уже был священник: в семье хранится очень древняя икона, которая передается по мужской линии от отца к младшему сыну. Сергей - младший из двух братьев.
Батюшка и матушка
Сергея и Екатерину познакомил отец Платон, который к тому времени служил в Дипкуне, а соловьевский приход окормлял, поскольку там не было своего священника. Однажды батюшка должен был приехать в село, но из Тынды ему не на чем было добраться, и Сергей вызвался его подвезти. В Соловьевске они заехали к Кате, которую отец Платон хотел поздравить с днем рождения.
- Я ходил в храм, ставил свечу Албазинской Божией Матери и просил: если есть на свете православная девушка, пусть она мне встретится. Та, которая будет меня понимать и принимать таким, какой есть. Которая не станет спрашивать, почему в воскресенье вместо поездки на шашлыки я стою целый день в храме? - отвечает отец Сергий на вопрос о своем выборе.
Екатерина, хрупкая и ранимая, каждый день преодолевающая боль, стала именно той женщиной, которая нуждалась в его заботе и любви. Нести за неё ответственность, защищать и быть в любой ситуации сильным - таким он представлял свои отношения с Катей. Поэтому через год дружеских отношений Сергей сделал Екатерине предложение. Но она отказала.
- Думала, что он не понимает: я не просто не могу ходить, я очень болею, ведь вместе с переломом позвоночника у меня сильно пострадали внутренние органы. Я не хотела быть обузой, - говорит Екатерина. - Но батюшка сказал, что будет носить меня на руках.
Только через восемь месяцев после предложения руки и сердца девушка согласилась. Они хотели тихо и скромно расписаться, но родители Сергея, уважая выбор сына, настояли на свадьбе. Когда перед торжеством Кате привезли белое платье, она, все еще не веря в происходящее, приподнимала чехол, рассматривала наряд и задыхалась от счастья: «Неужели это мое?! Как в сказке!»
- Батюшка хотел, чтобы мы жили в Тынде. Но я бы погибла в городе. Здесь мой врач, которая лечит меня уже двадцать лет, приходя днем и ночью, тетя, работающая фельдшером на скорой - я просто привязана к Соловьевску. Поэтому он пожертвовал собой ради меня, закрыл бизнес в Тынде и переехал к нам, - рассказывает Екатерина. - Батюшка молчаливый и скромный на людях, и никто не знает, какой он на самом деле домашний и уютный. Раньше, когда я была одна, приходилось быть главнокомандующим в семье, придумывая, как обойти все жизненные преграды. А сейчас мне ничего не страшно: батюшка все сам продумает и сделает.
Они были знакомы семь лет и уже четыре года муж и жена. Катя с головой окунулась в эту непривычную для нее реальность: уже несколько лет она ведет православный кружок для детей. Они рисуют, мастерят, поют, сочиняют стихи, на Рождество и Пасху устраивают целые спектакли перед односельчанами. Когда матушка говорит о своем кружке, у нее горят глаза и кажется, что лучше и преданней учителя и друга детям не найти.
Храм мечты
Сергея Наполова рукоположили в сан священника всего два года назад. Община в Соловьевске очень маленькая, состоящая преимущественно из пожилых женщин, а самому зданию прихода скоро исполнится сто лет: это бывший двухквартирный дом, в одной части которого идут службы, а в другой матушка Екатерина ведет занятия с детьми в православном кружке. Построить новый храм мечтали все священники, бывшие в Соловьевске, а отец Иннокентий, прослуживший в селе всего три месяца, даже присмотрел хорошее место для него - на склоне одной из сопок, откуда открывается великолепный вид.
- Все началось 9 мая 2013 года, ведь не зря наш храм назван в честь Георгия Победоносца. Тогдашний мэр поселка Нина Михайловна Рязанова познакомила батюшку с Тамарой Александровной Лысаковой, главой Тындинского района, которая приехала в село на праздник. Он попросил помочь в оформлении разрешения на строительство и кадастровых документов, поскольку это занятие долгое и хлопотное. Тамара Александровна помогла нам, за что ей огромное спасибо. Но как начать стройку, когда нет денег? Я раздобыла справочник «Лучшие предприятия России» и стала наобум всем писать по электронной почте. Никто не дал ни копейки, только тогдашний директор прииска «Хэргу» Вера Павловна Борисова перечислила на счет прихода сто тысяч рублей. Нам они показались огромными деньгами, на которые можно построить пять храмов! - рассказывает матушка Екатерина, решившая во всем помогать супругу.
Но оказалось, что первоначальная смета строительства в 5 миллионов 800 тысяч рублей - это даже меньше, чем стоит весь брус, из которого должен был возводиться храм. Поэтому семья священника сама взялась за непосильный труд: матушка писала в разные СМИ, просила деньги у бизнесменов. («Когда просишь не для себя, не стыдно», - говорит Екатерина.) Батюшка развозил по селу ящички для пожертвования, договаривался с друзьями и знакомыми о пиломатериале, нашел опытного архитектора в Тынде, который стал курировать стройку. А главное, он пошел в народ, прося о помощи тех, кто живет рядом. И жители Соловьевска откликнулись. Владимир Ильич Атласов, не являющийся прихожанином, выкопал котлован под фундамент, Любовь Алексеевна Гордецкая подарила новенький мокик, который пошел в уплату работы местного «мастера золотые руки» Игоря Серова. Вложив свой труд, он помогает теперь на стройке постоянно. Александр Гордеев, служащий пожарной части, стал правой рукой батюшки. Сначала на субботники приходили только родственники Екатерины и прихожанки, но постепенно соловьевцы стали проникаться идеей возведения своего храма, и сегодня отцу Сергию стоит только попросить - и в его распоряжении 15 пар крепких мужских рук. Дети, женщины, бывшие коммунисты, люди другой веры - приходят все, кто может хоть чем-то помочь.
- У нас был такой случай. Батюшка хотел поставить ящик для пожертвований на храм в кафе узбекской кухни. Его хозяин удивился и сказал, что он, вообще-то, мусульманин, но разрешил. А потом стал помогать нам техникой, кирпичом. Батюшка поблагодарил его за помощь, на что Алик ответил: «Бог мне помогает, почему же я не могу помочь». У него действительно после этого дела пошли в гору, он стал расширять бизнес, - рассказывает матушка.
Видя, как соловьевцы поднялись на возведение храма, и поняв, что эта стройка объединяет множество людей, руководство местного прииска не осталось в стороне. Предприятие помогает конкретными делами: основательный фундамент, который обошелся в несколько миллионов рублей, плотники, получающие зарплату от прииска, но работающие на стройке, видеонаблюдение за объектом, хранение материалов - при решении серьезных проблем отцу Сергию не отказывают. А тот, со своим инженерным образованием и хваткой бывшего бизнесмена, с дотошностью и рассудительностью, складывает бревнышко за бревнышком в будущее храма. Отслужив службу, молодой батюшка колесит на своей старенькой «Волге» по всей области, чтобы добыть материалы, инструменты, специалистов. Матушка Екатерина в силу своих возможностей помогает ему дома: телефонные переговоры, переписка, документы, имиджмент - все на ней. Он - прораб и организатор, она - душа будущего храма.
Но инфляция и кризис сводят на нет все усилия жителей села - их слишком мало для того, чтобы самим закончить благое дело. Читатели нашей газеты после публикаций в «Моей Мадонне» тоже внесли посильный вклад в эту стройку, и все же денег катастрофически не хватает. Есть материалы, есть все необходимое для продолжения строительства, но нет средств оплатить это. Храму очень нужна помощь неравнодушных людей (реквизиты смотрите в разделе "Нужна помощь"). За каждого человека, пожертвовавшего на возведение церкви, батюшка ежедневно молится.
...Самыми радостными для отца Сергия и Екатерины становятся минуты, когда они приезжают на затихшую стройку. Он выносит ее на руках из машины, усаживает в раскладное креслице, и Катя трогает шершавые стены еще недостроенного храма, вдыхает запах живого дерева. Они оба смотрят на Соловьевск, раскинувшийся внизу, и мечтают, как на село с колокольни прольется малиновый звон.