Межсоборные впечатления

Feb 09, 2015 17:00



Теперь я представляю примерную атмосферу христиан первых веков, участвовавших во Вселенских Соборах. Этот соборный дух витал и на пленуме Межсоборного присутствия, в котором мне недавно довелось поучаствовать.

Решением последнего заседания Священного Синода мне выпала честь стать членом Комиссии по информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ на 2014-2018 гг. Межсоборное присутствие - именуется совещательным церковным органом, который в ушедшем году перешагнул пятилетний юбилей своего существования.

Церковная дума

Некоторые пытаются найти аналогии Межсобору в светской государственной системе. Слышал о сравнении этого церковного органа с российской Общественной палатой или каким-нибудь общественным советом при каком-нибудь учреждении.

Мне видится более верной аналогия с Государственной думой РФ. Да, конечно, члены Межсоборного присутствия не принимают решения по документам, а лишь готовят их проекты. Но процесс внесения поправок в первых чтениях в Госдуме очень похож на то, что происходит на Межсоборе.

И в состав его профильных комиссий входят люди именитые и уважаемые, как и в думе, правда, известные только в церковных кругах. Их голос верующие знают по лекциям, которые распространяются со скоростью звука. Их тексты мы читаем на посещаемых православных порталах и в многотиражных церковных книгах.

Бархатный олимп

Короче говоря, мое провинциальное существо было восхищено на церковный олимп, который для меня выражался красным бархатом кресел зала Церковных соборов храма Христа Спасителя г. Москвы. Там собственными грешными глазами увидел мириады звезд православного небосвода, которых ранее лицезрел лишь с телевизионных и компьютерных экранов.

У многих мои словоизлияния наверняка вызовут улыбку, но это, действительно, мои приблизительные ощущения. От обилия яркого сияния камней епископских панагий и наградных крестов с украшениями, которые переливались в свете софитов, кругом шла голова.

Высокая концентрация архиереев и маститых архимандритов и протоиереев на квадратный метр просторов зала - действовала шокирующе. Мне хотелось через каждый шаг бросаться под благословение архипастырей и без числа приветствовать целованием московских пастырей, но боязнь показаться навязчивым пересиливала мои порывы.

Лифт наверх

Но когда начался пленум под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, я вдруг оказался в другом измерении. Мне ярко представилась Церковь в виде лифта, который передвигается по этажам веков - исключительно вверх по вертикали. Этажность сменяется, но сам лифт и атмосфера в нем - остается такой же, как и многими веками ниже. На информационном табло год - 2015-й.

В зале Церковных соборов царила, на мой взгляд, та самая атмосфера, привезенная в кабине этакого лифта из глубины первых веков христианства. Особенно это чувствовалось при обсуждении проекта документа «Об участии верных в Евхаристии».

Дискуссия достигала спринтерского темпа, когда за короткое время на огромных экранах отвергнутая строчка исчезала и вновь появлялась оправданной. Участники вступали в богословские дуэли за каждое слово, за каждый оттенок смысла. Но при этом в прениях не было ожесточенности и озлобленности, хотя некоторые выступающие и были весьма настойчивыми.

Без поблажек

По своей сути, все мы, находящиеся в зале, были свидетелями и участниками борьбы веских аргументаций. И в этой связи, в другой ипостаси увиделся мне Святейший Патриарх, который мудро модерировал обсуждения. Более того, он позволял с собой спорить и опровергать доводы.

У микрофонов выстраивались и белоклобучные митрополиты, маститые и простые смертные священники, известные и не очень миряне. Предпочтений и поблажек не отдавалось ни возрасту, ни сану, ни ученой степени, ни именитости. Если аргументы были неубедительными они соборно отвергались. Или же вовсе не принимались в расчет.

Кроме того, лично приходилось быть свидетелем почти мистического проявления соборности. Когда сосед по креслу порывался выйти с предложениями, спустя минуту его поправки чудесным образом оглашались из уст того, кто вперед вышел к микрофону. И мои мысли, которые я начинал было фиксировать в блокноте, вдруг озвучивались спикерами почти слово в слово.

Церковный пар

Да, знаю, бытует мнение, что Межсоборное присутствие создавалось как некий клапан, который позволяет церковным людям разных взглядов выпустить пар, дабы в Церкви не повышался градус недовольства и недосказанности.

Но лично я увидел в этом церковном органе реальную пользу и элементы соборности. Ведь на стадии обсуждения проектов документов поправки в него может внести каждый член Церкви. В этом я убедился, когда нашел в документе по Евхаристии те замечания, которые высказывались разными верующими в интернете, а значит были учтены. То есть сегодня влиять на принятие важных церковных решений может каждый верующий - было бы желание.

Это говорит о том, что теперь цифровые технологии сделали членов Церкви ближе друг к другу, а также дали человеку реальную возможность того, что его голос может быть услышан. Главное, чтобы аргументы не были высосаны из пальца, а приведены на основе собственного духовного опыта церковной жизни, наполненной таинствами.

Источник: Протоинфо

Протоинфо, Межсобор, Церковная кухня

Previous post Next post
Up