На одном уважаемом православном форуме пользователь обращается к форумчанам с вопросом: чему еще можно учить русских православных детей, кроме вероучительных основ? Сегодня, когда провожал ребенка в школу, передо мной этот вопрос стал очень остро. До этого как-то мимо-ушей пропускал восхищение моих маленьких сыновей Человеком-пауком, Молнией Маквин, бакуганами и другими. А недавно мой сын с воодушевлением стал рассказывать о похождении одного мульт-рыцаря, который совершал сомнительные подвиги. Тогда я ничего не смог лучшего придумать, чем сказать ему, что наши богатыри во главе со святым князем Александром Невским не раз побивали этих самых рыцарей.
Нас хотят переварить …
На мой взгляд, самым главным навыком, который нужно прививать современным детям - это критическое восприятие реальности. Поскольку вокруг столько информации, что можно запутаться, если не сойти с ума. В атмосфере парят тысячи идей, которые, как информационный вирус, можно подцепить словно насморк. И это уже не говоря о широком рынке религиозных услуг, где различные культы и секты зазывают к себе новых адептов.
Одна из самых страшных идейных зараз - это чужеродные ценностные системы, которыми ребенок легко может увлечься через просмотр западных мультфильмов, видеофильмов, а также через игровые приставки. И этот вирус попадет в благоприятную среду, поскольку современная система российского образования (вернее, то, что от неё осталось) не способствует укреплению национального самосознания и патриотических чувств в подрастающем поколении. Есть вполне серьезная опасность утратить наш национальный генетический код, о котором в своих проповедях постоянно говорит Патриарх.
Об этой опасности предупреждал еще известный публицист и социолог Данилевский в своем труде "Россия и Европа" (1869 г.). Он утверждал (и небезосновательно), что в случае наложения одного обособленного культурно-исторического типа (локальной цивилизации) на другой - приведет к исчезновению последнего. Складывается ощущение, что кто-то пророчит России именно такую судьбу. Нас хотят растворить, переварить в желудке западной цивилизации с её восхвалением порока и жестокости.
… дети пухли и дохли
И никто не говорит, что западное это 100% плохо… Западная культура - это просто другое. Для того, чтобы понять это достаточно сравнить экранизацию сказки «про медведя с опилками в голове» Винни-Пуха советской и американской школами мультипликации. Русский Винни-Пух от Федора Хитрука разительно отличается от своего диснеевского собрата. Хитруковский советский Вини добрый холерик - живой, сообразительный, остроумный, а Пух фабрики Диснея, напротив, меланхоличный апатичный тугодум, которому с трудом даются сложные решения. И это не говорит о том, что один хороший, а другой плохой. Они просто диаметрально - разные. Наверное отсюда родилась и поговорка: «Что немцу хорошо, то русскому - смерть». Так зачем выбирать смерть только по тому, что она импортная?
Как бы не ругали советскую эпоху, но нас воспитывали добрые мультики-притчи, экранизированные сказки. Современный кинематограф перестал заниматься этой стратегической задачей, имея лишь коммерческий интерес. Но все равно не поверю, что только это мешает снимать хорошие картины. Уверен, что фильмы, подобные "Электронику" и "Москве-Кассиопее" - обязательно окупятся. Но кроме окупаемости принесут еще и нравственную пользу в воспитании подрастающего поколения. Сегодня же наших детей продолжает воспитывать покемоно-бакугановая рать, которая бессмысленно рубится на экранах и мониторах.
Почему бы не популяризовать русских героев? Например, св. кн. Александра Невского, св. кн. Дмитрия Донского, Александра Суворова, св. Федора Ушакова, маршала Георгия Жукова. Посвящать им игрушки, мультики, детские фильмы, наносить их изображения на детскую одежду. Ведь прописная истина гласит: кто качает колыбель, тот правит миром. Если мы не хотим видеть в своих детях проявления любви к Родине, восхищения подвигами её верных сынов, то можно продолжить кормить их западными ценностями. Вспомнилось анекдотное: «Штирлиц кормил немецких детей украдкой. От украдки немецкие дети пухли и дохли».