И животноводство

Jun 11, 2024 22:55

רֵאשִׁית בִּכּוּרֵי אַדְמָתְךָ תָּבִיא בֵּית יְ־הוָה אֱלֹהֶיךָ לֹא תְבַשֵּׁל גְּדִי בַּחֲלֵב אִמּוֹ. (Первый урожай земли твоей приноси в дом господень. Не вари козленка в молоке его матери.) Двойная цитата из книги Исхода.

И животноводство. Петенька Скоробогатов.

Кроме нарратива дарования торы отмечаемый ныне шавуот символизирует конец сбора пшеницы и начало сбора фруктов. Средний из трех праздников урожая по торе: песах - начало сбора зерна, суккот - конец сбора фруктов, оливки в это дело не вошли и ждали, пока их как-то заметят макаввеи. Но есть в шавуот и еще один мотив -- молочный. Едят всякое молочное в большом количестве и носят белое, что вполне перекликается. Короче... и животноводство. Хотя тора ничего такого не велит. Жертвы есть все время, про жертву первенцев из скота говорится много и подробно, а праздник приплода или еще чего такое отсутствует. Что есть странновато... Впрочем, могу предложить следующую реконструкцию.

В книге Исход два раза упоминаются самые базовые наказы, типа иудаизм на одной ноге (который евреи соглашаются принять). Там говорится про три праздника со сбором в храме немножко разными словами, а в заключение дословно одно и то же про первый урожай и козленка. Только третий раз, во второзаконии, заповедь по козленку идет в разделе "кошерная еда", а тут -- в разделе "религиозные праздники". Смысл этой заповеди принятый сейчас в иудаизме -- ужесточение на ужесточении на ужесточении (докопались до курицы, посудомоек, ресторанов, где либо нет мясного, либо молочного) по факту означает признание -- нихера мы не поняли, о чем это и к чему это, лучше перебдеем. Конечно, многие великие умы рассуждали о первоначальном смысле. Есть версия Аврелия Августина, что имеется в виду не резать козленка, пока он питается молоком. Есть версия Рамбама о том, что заповедь изначально запрещает какой-то языческий праздник с таким действом. Ну, я, конечно, за Рамбама. А Августин угадал с точностью до наоборот.

Версия Рамбама получила кое-какое подтверждение, когда в начале 20 века раскопали Угарит, и там была табличка о приношении богам приплода --«На огне семь раз отроки варят козлёнка в молоке, ягнёнка в масле, и на костре семь раз еду для Астарты». Похоже, что Рамбам был прав, обычай имелся, тора была не в восторге от приношений Астарте, обычай модифицировали и сильно. Приношение первого козленка или барашка осталось, но было включено в Песах. На то же намекает и история о первенцах, выкупе за них и пасхальной жертве. А молочная часть программы была отнесена на шавуот. Есть в этом и практический смысл -- если забить козленка сразу (на символический восьмой день, например), то получишь молоко за оставшийся период. Будет, чем отметить шавуот. Конечно, так он нагуляет дополнительную массу, но молока уйдет намного больше.

Короче, вместо шести часов на переваривание мяса перед молочной едой сделали перерывчик в 50 дней между мясным и молочным праздниками. Для надежности. И, так же как и с песахом, первенцами и жертвой, иудаизм и здесь упоминает о мотиве довольно прямо. В изложении для чайников: "Вернувшись в лагерь с горы Синай, евреи довольствовались молочной пищей, ибо законы о кошерном мясе и о разделении мясного и молочного были для них еще трудны и непривычны." В конце концов, вся заповедь именно о разделении мясного и молочного ритуала на песах и шавуот.

релищество

Previous post Next post
Up